Рыбацкий марафон

ЛЮБОЙ МАРАФОНЕЦ НА СВОЕМ ПУТИ К ФИНИШУ ДОЛЖЕН ПРОЙТИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ. ДЛЯ ПОРЯДКА. МАЛО ЛИ, МОЖЕТ СРЕЗАЛ ГДЕ СЕБЕ ПУТЬ ИЛИ ЕЩЕ ЧТО. НАШИ РЫБАКИ СКОРО ИСПЫТАЮТ НЕЧТО ПОДОБНОЕ НА СЕБЕ...

Со дня на день в извещении мореплавателям будет опубликован порядок прохождения морских контрольных точек в пограничных пространствах России. С этого момента несколько изменить свои маршруты придется всем судам, которые так или иначе связаны с рыбным промыслом. О том, каким будет этот порядок, известно уже сейчас.
Всего в Дальневосточном регионе будет установлено четырнадцать таких пунктов. Восемь из них находятся в операционной зоне морской охраны Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы России. Часть точек действовали и раньше - начиная с середины 80-х гг. через них должны были проходить суда некоторых иностранных государств, которые согласно межправительственным соглашениям вели промысел в двухсотмильной зоне России.
ДОСЬЕ "ЗР":
В прошлом году именно в контрольных точках было выявлено более 40 % нарушений ведения промысла, допущенных японскими судами. За это японцы заплатили в казну нашего государства $494617. Всего же пограничники зафиксировали 52 таких случая со стороны японских рыбаков.
Теперь в контрольные точки должны будут заходить все суда. Ведущими промысел будут считаться и те суда, которые осуществляют доставку топлива, воды и продовольствия в места промысла. Кроме того, через контрольные точки должны будут проходить не только зарубежные, но и российские суда.
Конечно, не каждое рыбацкое судно будет подвергнуто проверке при прохождении контрольной точки. Во-первых, по разным причинам в ней может не оказаться пограничного корабля, но его отсутствие не освобождает рыбаков от необходимости заходить в точку. Во-вторых, осуществить проверку может быть невозможно из-за штормовой погоды. Однако само сознание того, что это может случиться, должно дисциплинировать рыбаков, - считают в ТОРУ. Приближаясь к точке, рыбаки должны передать информацию о том, какое количество морепродуктов в данный момент находится у них на борту. Если эта информация не совпадет с результатами проверки, у рыболовецкой компании неизбежно возникнут проблемы.
Попытки обойти контрольную точку также будут пресекаться. Для контроля за передвижениями судов сегодня на каждое судно устанавливаются специальные датчики. Они будут постоянно сбрасывать информацию о месте нахождения судна. Отметим, что местонахождение контрольных точек было определено с учетом традиционных рыбацких маршрутов таким образом, чтобы рыбакам не нужно было значительно менять курс.
Цель этих мероприятий - осуществление государственного контроля за объемами вылова, об усилении которого так много говорили в последнее время. Фактически это будет сбор информации о том, насколько суда выбирают установленные для них нормы вылова морепродуктов. Данные будут отправляться в налоговые органы и являться основанием для начисления налогов.
Все эти меры направлены на работу только с теми рыболовецкими компаниями, которые действуют легально. Что касается компаний-беспредельщиков, которые планируют и дальше заниматься черным бизнесом, то они могут успокоиться. После первого же случая, когда их застукают за работой в море без документов или попытке обойти контрольную точку, их ждет даже не наложение штрафа, а гораздо более серьезные санкции - лишение лицензий и разрешений на промысел на срок до двух лет.

Маргарита УСОВА, "Золотой Рог"

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КНЯЗЬЯ ОДУрели

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОДУ (ОБЩЕГО ДОПУСТИМОГО УЛОВА) ПОРОДИЛО МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

ГУБЕРНАТОРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, САХАЛИНСКОЙ, МАГАДАНСКОЙ И КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТЕЙ ОТПРАВИЛИ В АДРЕС И. О. ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ВЛАДИМИРА ПУТИНА КОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО, В КОТОРОМ ПРОСИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕМЕДЛЕННО ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ УЖЕ СЛОЖИВШЕГОСЯ ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТ НА ДОБЫЧУ РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ И АКВАТОРИИ ТИХОГО ОКЕАНА.

Они выразили несогласие с тем, что в настоящее время правительство выдает квоты в соответствии с количеством имеющихся в регионах рыболовных судов. А так как приморский рыболовецкий флот традиционно является самым мощным в Дальневосточном промысловом бассейне, то и соответственно самые большие квоты получают рыбаки Приморского края, несмотря на то, что основной район промысла очень далеко от их родных берегов - в Охотском море, которое, по мнению подписантов, является чуть ли не внутренним морем на подвластных им территориях. Поэтому недовольные губернаторы заявляют, что подобная практика является нарушением законодательства Российской Федерации, которое устанавливает порядок добычи морских ресурсов в пользу территорий, на которых эти ресурсы находятся. И потому требуют пересмотреть порядок выдачи квот на вылов рыбы и морепродуктов в Охотоморье, увеличив их размеры для Хабаровского края, Сахалинской, Магаданской и Камчатской областей за счет Приморья. А заодно выставить весь приморский крупнотоннажный промысловый флот из этого района, отправив его осваивать открытые воды Мирового океана.
Подобные местечковые интересы наших соседей для приморцев уже давно не являются откровением. Вопрос о перераспределении квот с регулярной настойчивостью поднимался на дальневосточных научно-промысловых советах, в правительстве РФ. Но прежнее руководство Госкомрыболовства достаточно твердо объясняло региональным князьям, что водные биоресурсы являются федеральной собственностью и что в законах о континентальном шельфе и исключительной зоне РФ нет даже и упоминания о каких-либо приоритетах предоставления лицензий на промысел для различных территорий морского побережья одного и того же бассейна. И что пятая статья Конституции РФ провозглашает равноправие субъектов Российской Федерации, которое нельзя нарушать, как бы этого не хотели некоторые губернаторы.
Но новое руководство Госкомрыболовства рассудило по-своему. И приняло решение, которое полностью отвечает интересам "сепаратистов": "Признать целесообразным принять за основу принцип распределения ресурсов охотоморского минтая раздельно по каждой подзоне и крабов на 2000 год от базы распределения квот на 1999 год. При этом все увеличения ОДУ (общий допустимый улов. - Ред.) крабов в том или ином промысловом районе к уровню 1999 года распределить между регионами, прилегающими к этим районам. При уменьшении ОДУ сокращение региональных квот производить пропорционально квотам 1999 года по промысловым районам и видам".
Вице-губернатор Приморского края Владимир Сидоров считает, что "принцип распределения всего прироста ОДУ какому-то региону, а сокращение ОДУ пропорционально всем регионам является изначально дискриминационным, провоцирующим рост местничества и сепаратизма, разжигает межрегиональные конфликты".
А начальник отдела анализа и прогнозирования рыбохозяйственной деятельности комитета рыбного хозяйства администрации Приморского края, кандидат экономических наук Юрий Пономарев говорит, что предложение "вывода приморских крупнотоннажных промысловых судов из Охотского моря в открытый океан с целью сохранения запасов минтая" тоже не выдерживает никакой критики:
- Крупнотоннажные "добытчики" имеются во всех регионах Дальнего Востока, а суда типа "стеркодер", которые есть на Сахалине и Камчатке, хоть по своему размеру и относятся к среднетоннажному флоту, но по промысловой мощности значительно превосходят РТМ и БМРТ. Проблема сохранения стада охотоморского минтая требует научного подхода и принятия аргументированного решения безотносительно к порту приписки судов. И если запрещать в Охотоморье промысел крупнотоннажникам, то этот запрет должен коснуться не только Приморья, но и других регионов, а также и зарубежного флота.
Простые же рыбаки при оценке "новаторской" деятельности нового руководителя Госкомрыболовства РФ Юрия Синельника не стесняются в крепких выражениях. Вот что пишет ему в своем открытом письме ветеран рыбной отрасли Владимир Шинкаренко: "Ваша цель одна - через организованные и организуемые структуры торговать тем, что еще не является товаром. Если перефразировать Карла Маркса - рыба становится товаром только тогда, когда она поймана. Вы же торгуете тем, что еще не родилось и не выросло".
Но невзирая на все нарастающую волну возмущения у приморских берегов, новое руководство Госкомрыболовства продолжает "реформировать" дальневосточных рыбаков. Уже есть приказ о выдаче и оформлении квот непосредственно на каждое рыбацкое судно. Причины его появления понятны - это борьба против "купли-продажи" такого воздушного, но очень "зеленого" товара. Только сам приказ, по мнению рыбаков, не продуман по своей форме и порождает кроме многодневных простоев в огромной очереди на получение этих пресловутых квот еще большую возможность их нецелевого использования. А следующий приказ Госкомрыболовства "О внесении изменений и дополнений в Правила рыболовства в водоемах Дальнего Востока для ведения промысла в 2000 году", который вводит расчетные объемы вылова на промысловые сутки по типам судов, вообще парализовал работу всего дальневосточного рыбацкого флота. 7 февраля в Беринговом море встало 113 судов - не было разрешения на лов. Ведь документ был спущен в моря именно в те сроки, когда флот был уже выставлен предприятиями в те промысловые зоны, которые подлежали закрытию. Убытки от вынужденного простоя - миллионы долларов.
Дальневосточные промысловики не против реформирования отрасли. Действительно, в ней накопилось слишком много проблем, которые тормозят ход рыбацких траулеров. Есть проблемы и чисто криминального характера. Только это реформирование, считают работники отрасли, должно быть взвешенное и разумное. Пока же такого подхода со стороны Госкомрыболовства РФ они не видят. А потому готовы бороться за свои права всеми законными методами.

Андрей ИВЛЕВ, "Владивосток"

РЫБНАЯ ВОЙНА НА ЮЖНЫХ КУРИЛАХ

Власти Японии утверждают, что русские рыбаки уничтожают сети японских рыбаков

Как сообщил представитель МИД РФ в Южно-Сахалинске Сергей КАСТОРНОВ, 10 января из отделения генерального консульства Японии на Сахалине поступила информация о том, что в ночь с 7 на 8 января и в ночь с 8 на 9 января в Кунаширском проливе произошли инциденты, в результате которых "серьезные повреждения получили сетевые порядки японских рыбаков, осуществляющих разрешенный промысел в одном из промысловых районов около острова Кунашир". Наибольший урон снастям рыбаков из поселка Раусу на Хоккайдо причинен в первом случае, когда повреждения получили 108 промысловых порядков: по предварительным оценкам, ущерб составляет более 2 млн. иен. А на следующую ночь пострадали еще 33 сетевых порядка.

Японская сторона заявила, что сети повреждены российскими судами, работающими в этом же районе. В письме упоминаются БАТМ "Остров Сахалин", принадлежащий ОАО "Пиленга", и некий траулер-рефрижератор "Катанган" или "Катангай" одного из рыбопромышленных предприятий Хабаровского края (по данным "Свободного Сахалина", это, возможно, бывшее сахалинское судно "Катангли").
Проведенное представительством МИД РФ расследование пока не выявило фактов, подтверждающих информацию. В то же время, по словам Сергея Касторнова, "японская сторона усиливает давление на российские власти с целью добиться вывода российских судов из районов территориальных вод РФ у Южных Курил, где в соответствии с межправительственным соглашением "О некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов" от 21 февраля 1998 года разрешено промышлять рыбакам из Японии."
Так, в ноябре прошлого года японская сторона официально выразила недовольство присутствием в этих районах крупных российских траулеров, которые, по ее мнению, подрывают промысловую базу на участках, отведенных для работы японских шхун, - мотивируя тем, что донные тралы, применяемые российскими крупнотоннажными судами, могут причинить непоправимый ущерб экологически уязвимому участку. Японцы даже поставили под сомнение законность промысла российских рыбаков в российских же территориальных водах.
Буквально через месяц японская сторона вновь предприняла попытку избавиться от нежелательного соседства. Теперь в качестве аргумента была использована информация японских рыбаков о том, что ставные сети стали забиваться отходами рыбопереработки - рыбными головами, внутренностями и т.п. По версии японцев, эти отходы сбрасывают за борт с российских траулеров.
В ходе расследования перечисленных инцидентов представительство МИД РФ получило официальное за-ключение СахНИРО, в котором говорится, что запасы минтая в указанном районе достаточны для работы крупнотоннажных траулеров и сам промысел не может помешать японским рыбакам, так как речь идет о различных объектах рыболовства.
По информации, полученной в компании ОАО "Пиленга", БАТМ "Остров Сахалин" ведет лов разноглубинным тралом и не может нанести непоправимого ущерба экологии данного района промысла. По поводу инцидентов 7-8 и 8-9 января, как пояснил председатель совета директоров ОАО "Пиленга" Валентин БУРКОВ, БАТМ "Остров Сахалин" действительно работал в этом районе весь декабрь 1999 года, затем уходил в район Итурупа и вернулся в Кунаширский пролив только 7 января. После выяснения промысловой обстановки капитан принял решение перейти в залив Простор (о. Итуруп), куда "Остров Сахалин" и ушел 8 января.
Что же касается выброшенных за борт отходов, то, как выяснилось, российские рыбаки либо используют без-отходную технологию, либо замораживают рыбу в непотрошенном виде. Так что никаких отходов за борт выброшено быть не может.
В то же время у японцев есть повод подозревать российские суда в уничтожении сетей. Ровно год назад порядки рыбаков из соседней страны повредил один из сахалинских траулеров, чем нанес ущерб в 4 млн. иен. Тогда случившееся дало повод Госкомитету РФ по рыболовству принять решение о фактическом запрете промысла российскими судами в данном районе. К счастью, под давлением сахалинской администрации и местных депутатов запрет был сразу снят. Если исследовать причины возникновения подобных конфликтов, то ясно видно, что все происходит из-за отсутствия должного контроля со стороны российских властей. Ни одна из служб: ФПС, таможня, рыбвод, экологи - не может с уверенностью сказать, что же происходит в данном секторе РОССИЙСКИХ вод...

Свободный Сахалин

ВБТРФ: НАДЕЖДА НА АРБИТРАЖНУЮ МУДРОСТЬ

10 ФЕВРАЛЯ 2000 ГОДА ЗАВЕРШИЛАСЬ ПРОЦЕДУРА КОНКУРСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ВЛАДИВОСТОКСКОЙ БАЗЕ ТРАЛОВОГО И РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ФЛОТА. ЧТО ДАЛЬШЕ? ОБ ЭТОМ РЕЧЬ В ИНТЕРВЬЮ С АРБИТРАЖНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ОАО "ВБТРФ" КАРИНОМ УМАТОВИЧЕМ НАБИЕВЫМ.
- Ситуацию с конкурсным управлением многие специалисты оценивают неоднозначно. Есть мнение, что эта процедура чаще приводит предприятия к окончательному краху, а не наоборот. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Я думаю, ситуацию надо оценивать в каждом конкретном случае. В ВБТРФ, например, процедура наблюдения была введена 15 апреля 1998 года. Мне "в наследство" достался флот, состоящий из трех транспортных судов, переданных в аренду сторонним фирмам. Рыбодобывающих судов не было ни одного, поэтому квоты на вылов рыбопродукции даже не заявлялись. Диомидовский СРЗ и цех орудий лова были переданы в аренду, но аренд-ная плата не взималась. Причальная линия, железнодорожная ветка, складское хозяйство, холодильник и гараж не эксплуатировались. Санаторий-профилакторий "Меридиан" не работал, здание разрушалось. Заработная плата не выплачивалась, платежи в бюджет и внебюджетные фонды не производились. В общем, кладбище, а не предприятие.
Процедуру конкурсного производства можно было проводить по двум вариантам. Либо распродать имущество по частям и получить за это порядка 105-110 млн. рублей, которых не хватило бы даже на удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди. Второй вариант сложнее - провести ряд мероприятий правового, финансово-экономического и организационного характера, восстановить дееспособность предприятия, чтобы оно могло зарабатывать деньги. В этом случае его стоимость поднималась бы до 350-400 млн. рублей. Этой суммы достаточно для полного расчета по основному долгу со всеми кредиторами и частично по пени и штрафам. По согласованию с администрацией Приморского края и комитетом кредиторов был избран второй вариант.
Прошло неполных два года, и картина сегодня совершенно другая. На начало февраля флот ВБТРФ насчитывает 11 рыбодобывающих, 5 транспортных и 4 вспомогательных судна. Диомидовский СРЗ и цех орудий лова возвращены в ОАО "ВБТРФ" и являются одними из наиболее эффективно работающих предприятий соответствующего профиля в крае. В 1999 году мы выпустили рыбопродукции на 124.2 млн. рублей. Выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 204.7 млн. рублей. Текущая заработная плата выплачивается регулярно. Производятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Удовлетворены в полном объеме требования кредиторов первой очереди в сумме 18.9 млн. рублей. Требования по второй очереди уже погашены на сумму 5.1 млн. рублей и 43.5 тысячи долларов, что составляет около 10 процентов от общей суммы требований по этой очереди.
- Звучит убедительно. Можно сказать, что вы со своей задачей справились. Что теперь?
- По закону есть три пути: мировое соглашение с кредиторами, распродажа имущества Базы по частям и продажа ее единым комплексом. Вот вы какой бы выбрали?
- Логичным представляется вариант продажи куском...
- Я тоже так считаю. Но на этом пути возникают проблемы, и прежде всего - с компанией "Фолкленд Инвестменс Лтд." ("ФИЛ"). За ней, по некоторым данным, стоит сын бывшего президента ВБТРФ г-на Никитенко. Да, того самого, который довел Базу до ручки и сбежал от уголовного преследования за границу. Эта компания неправомерно, в ущерб другим кредиторам, завладела в декабре 98-го - январе 99-го судами "Владимир Чивилихин" и "Капитан Волошин" общей стоимостью 11 млн. долларов. В дальнейшем за долги суда были арестованы сингапурским судом и проданы.
Кроме того, по заявлению этой компании, поданному в нарушение российского законодательства, пусанский суд арестовал суда "Капитан Самойленко" и "Капитан Карташов". Деньги в сумме более 6 млн. долларов находятся на депозите суда, а "ФИЛ" предпринимает меры для их получения: естественно, опять в ущерб российским кредиторам. Хотя сама компания до сих пор не рассчиталась с ВБТРФ за проданную плавбазу "Спасск" - долг составляет 1.5 млн. долларов. Таким образом, вопреки Закону "О несостоятельности (банкротстве)" и требованиям конкурсного управляющего, "ФИЛ" препятствует включению в конкурсную массу имущества стоимостью примерно 19 млн. долларов. И это без учета прибыли, которую База могла бы получить, эксплуатируя это имущество. Несмотря на это, компания заявляет требования в сумме 17.7 млн. долларов США, которые могут быть признаны арбитражным судом на заседании 17 февраля. Стоит отметить, что в июле прошлого года арбитраж признал требования "ФИЛ" необоснованными, а 3 февраля этого года отменил свое решение по якобы вновь открывшимся обстоятельствам.
- Ваш прогноз развития событий?
- Худший вариант таков. Семнадцатого февраля арбитражный суд признает требования "ФИЛ" в сумме 17.7 млн. долларов. На основании этого решения компания становится конкурсным кредитором третьей очереди с суммой требований, составляющей более 50 процентов от общей суммы требований конкурсных кредиторов. Это означает, что она получает право решающего голоса. "ФИЛ" проводит собрание кредиторов, на котором проталкивает кандидатуру "своего" конкурсного управляющего. Арбитражный суд его утверждает. Вновь назначенный управляющий отказывается от требований ВБТРФ на суммы, находящиеся на депозитах корейского и сингапурского судов. Весь имеющийся флот или большую часть его в связи с "производственной необходимостью" угонят в Корею и Китай. Тамошние суды по заявлению "ФИЛ" и на основании определения арбитражного суда арестуют наши пароходы и продадут по дешевке. И купит их та же самая "Фолкленд Инвестментс Лтд." или подставленные ею фирмы. На вырученные деньги эта же компания заявит свои требования, причем не по сумме основного долга, а по пени и штрафам. А поскольку "ФИЛ" по-прежнему будет оставаться основным кредитором, оставшееся у ВБТРФ имущество будет также продано в его пользу. На всю эту тотальную распродажу потребуется максимум 1,5 месяца. За этот срок невозможно будет даже обжаловать решение арбитражного суда о признании требований "Фолкленд Инвестментс Лтд." и последующего - о назначении нового конкурсного управляющего. Вся проделанная за последние два года работа пойдет коту под хвост. На ВБТРФ как нормально работающем, живом предприятии можно будет ставить крест.
- Это худший вариант. Но, может быть, есть и другой?
- Вся надежда на мудрость и взвешенность решения арбитражного суда, которому предстоит разобраться в действительно очень сложной и запутанной ситуации...

P.S. 9 февраля у здания ВБТРФ (ул. Калининская, 243) было обнаружено взрывное устройство. Что это было - предупреждение несговорчивому управляющему и поддерживающему его трудовому коллективу?..

Андрей Томилин, "Новости Владивостока" 15 февраля 2000 года

 

НА КРЕСЛО ГЕНДИРЕКТОРА ДВМП ПРЕТЕНДУЕТ ГЕНДИРЕКТОР ПМП?
Последние дни по Владивостоку ходил слух о том, что в скором времени Виктора Миськова на посту гендиректора ДВМП сменит кто-то другой. В качестве одного из претендентов назывался даже гендиректор ПМП Александр Кириличев. Внести ясность в вопрос, имеют ли эти слухи под собой какие-то основания, должно было дать заседание наблюдательного совета ДВМП, состоявшееся в минувшую пятницу.
Как сообщила "НВ" пресс-секретарь пароходства Александра Савельева, заседание совета, в работе которого, кстати, принял участие небезызвестный Эндрю Фокс, прошло в спокойной атмосфере, никаких сенсационных решений принято не было. В преддверии годового собрания акционеров, намеченного на 26 мая, была выдвинута 21 кандидатура на 11 мест в наблюдательном совете. Среди них и Александр Кириличев. Выборы нового наблюдательного совета пройдут на годовом собрании акционеров. По словам Савельевой, никаких претензий к Миськову совладельцы пароходства не предъявляли, и поэтому вопрос о смене гендиректора в повестке дня не стоит.
Однако то обстоятельство, что Александр Кириличев баллотируется в члены наблюдательного совета ДВМП, наводит на размышления. До недавних пор он категорически отвергал саму возможность своего перехода сюда, ссылаясь на то, что у ПМП нет ни одной акции ДВМП. Но, как выяснилось, кандидатуру Кириличева усиленно проталкивают иностранные акционеры FESCO. Зачем? Быть может, именно Кириличева Эндрю Фокс и Ко видят на посту нового гендиректора Дальневосточного пароходства? Ответ на этот вопрос мы получим только после 26 мая.

Алексей Чернышев "Новости Владивостока" 15 февраля 2000 года