Архив «ТВ»
13(64), 27 июня
 :  На главную  :
10 января 2002 24 января 2002 7 февраля 2002 21 февраля 2002 7 марта 2002 21 марта 2002 5 апреля 2002 18 апреля 2002 2 мая 2002 16 мая 2002 30 мая 2002 13 июня 2002 27 июня 2002 11 июля 2002 25 июля 2002 8 августа 2002 22 августа 2002 5 сентября 2002 19 сентября 2002 3 октября 2002 17 октября 2002 31 октября 2002 14 ноября 2002 28 ноября 2002 13 декабря 2002 26 декабря 2002  
       

Такой закон Камчатке не нужен

 
За два дня до сессии областного законодательного собрания Камчатской области комитет по рыбной промышленности и флоту провел свое заседание, на котором обсудил вопросы, выносимые на сессию. После заседания комитета, пользуясь давним знакомством, мы попросили заместителя председателя комитета более подробно рассказать об этих вопросах.
Депутат областного законодательного собрания и заместитель председателя комитета по рыбной промышленности и флоту Анатолий Григорьевич Шашкун до избрания работал капитаном БАТМа «АКРОС» в одноименном предприятии. Путь на капитанский мостик, как известно, начинается с должности матроса, а затем штурмана. А.Г. Шашкун не был исключением и, как положено, отработал на этих должностях на различных рыболовных траулерах и сейнерах, прежде чем принять руководство большим автономным траулером, поэтому рыбацкие проблемы ему известны не по чьим-то рассказам. Ниже мы приводим запись нашей беседы.
 
А.Н. Санеев, обозреватель «ТВ»: Анатолий Григорьевич, сегодня, после окончания сессии областного законодательного собрания, уже можно говорить о том, что ваш комитет успешно справился с подготовкой этих очень непростых вопросов, по которым совет народных депутатов Камчатской области принял постановление об обращении к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сам текст постановления, который мы публикуем ниже, по-моему, несколько отличается от растиражированных на всю Россию меркантильно-дилетантских высказываний инициатора очередной попытки развязать беринговоморский узел в отношениях России и США председателя Госкомрыболовства Евгения Наздратенко.
А.Г. Шашкун: Да, в своем обращении депутаты акцентируют внимание на том, что Берингово море — это единая экологическая система, рационально управлять которой можно только совместными действиями стран, берега которых оно омывает. А это две страны — Россия и США. При неуклонной современной тенденции к снижению водных биоресурсов этот вопрос является, безусловно, первостепенным. Также немаловажным для России является вопрос престижа: ведь незаконное лишение государства части его территории или акватории больно бьет по национальной гордости его народа. Мне, например, обидно за то, что у нас отняли кусок акватории, в которой мы свободно ловили рыбу. Что касается самой рыбы, то те полтора–два десятка тысяч тонн — это вопрос второго, если не третьего плана. Два хороших рейса БАТМа — вот и вся рыба, все двадцать тысяч тонн «треугольника Шеварднадзе», и того, наверное, сейчас там нет.
А.С.: Безусловно, при ОДУ в 400 с лишним тысяч тонн во всей российской части Берингова моря поймать половину из них в небольшом «треугольнике Шеварднадзе» абсолютно нереально. Насколько мне известно, при подсчете потерь рыбных ресурсов в начале 90-х годов в связи с подписанием соглашения Бейкера — Шеварднадзе был применен довольно грубый, но единственный из имеющихся методов. В наличии был ОДУ, площадь всей акватории российской части Берингова моря и ее части — «треугольника Шеварднадзе». Составив элементарную пропорцию, получили 150 тысяч тонн рыбы, приходящихся на потерянную часть. Эта цифра и стала основополагающей наших потерь в те годы. Но за десятилетие произошли значительные изменения в промысловой обстановке: ОДУ уменьшился более чем в пять раз, естественно, уменьшилось и количество рыбы в «треугольнике Шеварднадзе».
Наздратенко же на всех уровнях, начиная от Государственной Думы, «вешает слушателям на уши лапшу» про двести тысяч тонн рыбы, которые мы теряем ежегодно в «треугольнике Шеварднадзе». Понятно, что он в рыбе разбирается слабо, и доклад ему готовили подчиненные, но ведь это СМИ разнесли по всей России, а частично эта информация попала и за рубеж.
А.Ш.: В СМИ довольно часто проходит информация, которая у специалистов вызывает только смех. Я не говорю о явных опечатках, например, одна из камчатских газет, цитируя Наздратенко про те же 200 тыс. тонн рыбы, написала, что мы ежегодно теряем «200 миллионов тонн минтая». От подобных ошибок никто не застрахован, но вот когда в газетах под специальными рыбацкими рубриками (не примите на свой счет) появляются опусы, в которых журналисты, где надо и где не надо, используют рыболовные термины, смысла которых они не знают, это уже не просто ошибка, а неуважение как к читателям, так и к самому себе.
А.С.: О терминологии можно говорить долго, давайте вернемся к постановлению об обращении Совета народных депутатов. На мой взгляд, оно достаточно выдержанное и в то же время — абсолютно четко логически обоснованно, поэтому мы полностью приводим его на страницах нашей газеты.
Анатолий Григорьевич, Совет народных депутатов Камчатской области принял и еще одно постановление об обращении, касающееся рыбной отрасли как Камчатки, так и всей страны. Не могли бы вы прокомментировать это постановление?
А.Ш.: Постановление касается несчастного закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», очередную редакцию которого наш депутат Государственной Думы Валерий Дорогин прислал на Камчатку с просьбой к различным специалистам рассмотреть этот очередной проект и высказать свое мнение, чтобы он мог в Москве защищать интересы своих избирателей. При этом Валерий Федорович просил сделать это как можно быстрее, так как закон вот-вот пойдет на утверждение. Наш комитет разработал проект, а сессия Совета народных депутатов Камчатской области утвердила его и направила в соответствующие инстанции. Суть этого решения сводится к тому, что за время его разработки закон о рыболовстве по сути своей превратился в (цитирую постановление) «закон о дележке непойманной рыбы». Такой закон Камчатке не нужен, и как это ни парадоксально, депутаты, которые ранее ратовали за скорейшее принятие этого закона, сейчас вынуждены просить соответствующие органы о снятии закона с рассмотрения. Впрочем, по моему мнению, большинство рыбаков согласятся с решением депутатов, ознакомившись с этим постановлением об обращении.
А.С.: Анатолий Григорьевич, у нас еще остался неосвещенным рассмотренный на комитете, а затем на сессии вопрос о незаконности распределения областной администрацией рыболовных участков и квот на вылов рыбы. Но, к сожалению, материал уже сейчас получается слишком большой. Если же мы возьмемся за этот непростой вопрос, то я боюсь, что нам не хватит газетной площади. Не могли бы мы побеседовать на эту тему отдельно?
А.Ш.: Да, я согласен, тема эта очень сложная, а с учетом прошедшего 22 июня рыбохозяйственного совета, с решением которого нам еще долго придется разбираться, я думаю, ею действительно надо заниматься отдельно. Так что готовьте вопросы, и в ближайшее время я — к Вашим услугам.
А.С.: Обязательно воспользуюсь Вашим предложением. Спасибо за беседу. До скорой встречи.
 

ОБРАЩЕНИЕ

Совет народных депутатов Камчатской области обращается к вам, Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу снятия с рассмотрения проекта федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Депутаты Совета народных депутатов Камчатской области рассмотрели обсуждаемый в настоящее время в Государственной Думе СФ РФ проект федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», принятый Государственной Думой 21.03.2001 г., одобренный Советом Федерации 4.04.2001 г., отклоненный Президентом РФ и отредактированный рабочей группой специальной комиссии Государственной Думы.
Этот последний вариант проекта закона является результатом многократных переработок и в том виде, который он принял сейчас, не может быть принят даже для рассмотрения по следующим главным основаниям.
Этот проект закона не содержит достаточных норм для регулирования рыболовства как деятельности большого по масштабам и сложного многоотраслевого комплекса. В проекте не регламентированы цели и задачи функционирования этого комплекса, его структура и механизмы функционирования, роль в продовольственном балансе страны и в развитии экономики регионов, на которых базируется этот комплекс; вопросы управления этим комплексом, обеспечивающего эффективность его деятельности не только для отдельных экономических субъектов.
Предлагаемый проект закона не содержит норм, достаточных для регламентации многообразной по содержанию и формам деятельности по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию водных биологических ресурсов. Нет определенных общих целей и задач этой деятельности, не определена ее структура, даже не упомянуты вопросы о ней, как о системе, деятельность которой нуждается в координации, ликвидации раздробленности и соперничества в управлении, установлении приоритетов в методах и способах регулирования этой деятельности, с определением, в частности, запретительных и карательных методов, как не основных, а равных в ряду с созидательными и профилактическими методами.
Учитывая отмеченное выше, можно утверждать, что задуманный как «Закон о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», этот документ не стал проектом закона об этих направлениях человеческой деятельности. Поскольку основной объем содержательных статей посвящен регламентации вопросов лицензирования, квотирования, лимитирования, распродажи права пользования водными биоресурсами, представленный документ фактически является проектом «Закона о дележке не пойманной рыбы», то есть о той сфере, которая, при всей своей важности, не является ни единственной, ни главной в рыбохозяйственной деятельности, а только одной из многих, технически ее обеспечивающих.
Проект закона не регламентирует главные, экономические механизмы функционирования рыбохозяйственной деятельности, что удивительно для закона, который должен был бы в первую очередь быть посвящен установлению правил «рыночного», «капиталистического» развития. В проекте не регламентированы вопросы рентных отношений, реализации принципов платности ресурсов, разработки и использования кадастров природных ресурсов, внедрения арендных отношений и т.п. Разделение отношений собственности между уровнями Федерации и субъектов Федерации регламентировано на принципах механистичных и формальных, без учета реальной ситуации и конституционных норм. Так, устанавливая, что «водные биоресурсы водных объектов рыбохозяйственного значения, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб», находятся в федеральной собственности (ст.23, ч.2), проект закона оставляет в собственности субъекта Федерации Камчатской области только водные биоресурсы бессточных озер и луж, не представляющих никакого реального рыбохозяйственного интереса. Вопросы же совместного ведения водными биоресурсами Федерацией и субъектами Федерации в проекте Закона не затронуты.
На основании изложенного Совет народных депутатов Камчатской области просит Государственную Думу РФ, Федеральное Собрание РФ и Президента РФ снять с рассмотрения указанный выше проект Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», как не соответствующий реальным потребностям страны и фактически пролонгирующий отсутствие управляемости и спонтанное нерациональное развитие рыбного хозяйства России, в результате чего происходит постепенное уничтожение природно-ресурсной базы рыбохозяйственной деятельности как таковой.
Считаем целесообразным сформировать новую рабочую группу по подготовке Закона, соответствующего реальным интересам развития страны, регионов, рыбного хозяйства и гарантирующего не только сохранение, но восстановление и рациональное использование водных биологических ресурсов как важного компонента не только в экономике страны и регионов, но и важнейшей составляющей в продовольственном балансе населения страны.
 

ОБРАЩЕНИЕ

Совет народных депутатов Камчатской области обращается к вам, Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по проблеме комплексного урегулирования пограничных вопросов России и США в Беринговом море, учитывающее все многообразие долговременных экономических и межгосударственных интересов.
Последняя по времени попытка урегулирования пограничных вопросов между Союзом Советских Социалистических Республик (преемственно Россией) и Соединенными Штатами Америки в Беринговом море была предпринята в 1990 году. Она известна, как «договоренности Бейкера-Шеварднадзе», как Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 01.06.1990 г. Это Соглашение не комплексно по содержанию, резко ущемляет реальные современные (в особенности в сфере рыбного хозяйства) и долгосрочные экономические интересы России; противоречит Конвенции ООН по морскому праву и другим нормам международного права; по процедуре утверждения не имеет правовой силы. Это Соглашение ратифицировано США, но не ратифицировано СССР и преемницей его прав и обязанностей — Россией. Однако, опираясь на документы о Временном введении этого Соглашения в действие, подписанные президентами СССР и России, США в одностороннем порядке приняли жесткие меры по охране морских границ, указанных в не ратифицированном Россией Соглашении 1990 г.
Эти действия США вызвали неоднократные конфликты, нанесение ущерба занимающимся рыбным промыслом гражданам и предприятиям России и престижу Российского государства. Только по сдержанности, дисциплине и разуму непосредственных участников эти конфликты обходились без применения оружия. Такая ситуация очевидно нездорова, чревата обострением межгосударственных отношений, не соответствует международному праву и долговременным интересам России и США, требует реального, справедливого и окончательного разрешения.
Расширяющиеся в настоящее время добрососедские отношения России и США позволяют надеяться на взаимоприемлемое решение сложившихся в Беринговом море пограничных проблем, которые со временем будут все труднее разрешимы. Мы просим органы государственной власти Российской Федерации незамедлительно приступить к выработке предложений для переговоров с США о принятии документов, которые полно, на взаимоприемлемых, справедливых началах урегулировали бы весь комплекс экономических, политических, международно-правовых, иных вопросов, связанных с совместными интересами в Беринговом море.
Очевидно, что в настоящее время позиции России в мире недостаточно сильны, возможности для включения компромиссных предложений ограничены, и переговоры с США по названной проблеме могут оказаться длительными, трудными, наталкивающимися на неуступчивость со стороны США. Нельзя исключать, что настоящая попытка не даст конструктивного результата. Но эта попытка должна зафиксировать, что Россия недвусмысленно и решительно дезавуирует Соглашение 1990 г., не признает действующими записанные в нем положения, предлагает США вернуться к переговорам на высшем уровне не только о разграничении прав и обязанностей двух государств в Беринговом море, но и о сотрудничестве во взаимовыгодном, природосохраняющем использовании его природно-ресурсного потенциала. Должно быть зафиксировано также, что Россия подтверждает свое непризнание сложившейся ситуации и оставляет за собой право предлагать поиски взаимоприемлемых решений в будущем.
Однако предпосылки, позволяющие ожидать конструктивного решения по названному вопросу, есть и в настоящее время.
В Беринговом море существует участок международных вод, решения о статусе которого не могут приниматься в одностороннем порядке.
В районе Берингова моря резко изменяется конфигурация военно-политических интересов: США приступили к расконсервированию и наращиванию законсервированной после 1990 года военной инфраструктуры на Аляске.
Необходимо рассмотреть и учесть в долговременной перспективе возможности освоения в Беринговом море многих видов природных ресурсов. Кроме осваиваемых в настоящее время водных биологических ресурсов, есть данные о наличии в этом море на его шельфе нефти, газа и других полезных ископаемых. Берингово море является восточным плечом Севморпути. Есть предпосылки для обустройства здесь трасс транзитных международных авиаперевозок.
Освоение водных биологических ресурсов, приводящее в настоящее время к реальным и острым конфликтам, требует не только первоочередного учета, но и особого подхода к пространственному регулированию. Берингово море — целостная экологическая система. Процессы переноса вещества и энергии в ней, в том числе по путям миграций живых организмов и пищевым цепям, а также другие механизмы функционирования этой экосистемы не подчиняются межгосударственным пограничным режимам. Сохранение, увеличение воспроизводственного потенциала и рациональное использование водных биоресурсов в Беринговом море возможно только при совместном межгосударственном между Россией и США скоординированном управлении не только использованием этих ресурсов, но и развитием этой экосистемы в целом. В этом ракурсе возможны поиски решения и проблемы международных вод в центре Берингова моря.
Устойчивое, долговременное, рациональное решение этих и других вопросов возможно только при взаимовыгодном, долговременном сотрудничестве двух, единственных, стран, чьи побережья окружают Берингово море, и невозможно при конфликтном и несправедливом проведении границ. Эти соображения при настойчивом, обстоятельном, взвешенном и взаимоприемлемом их представлении могут стать основой для весомой аргументации при переговорах.
Обращаясь к вам с этим вопросом, депутаты Совета народных депутатов Камчатской области подчеркивают, что они выступают не только в защиту конкретных рыбаков и рыбного хозяйства, пострадавших в настоящее время из-за неопределенности в пограничных межгосударственных отношениях в Беринговом море. Речь идет о долгосрочных интересах России, о наших потомках, которых наше поколение ставит в ущербное положение, если не успеет само урегулировать эти неопределенности на справедливых началах.
 
 
ПОСТСОВЕТСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И КИНОЛОГИЯ
Миф о технологическом превосходстве советского судостроения канул в Лету
МЫ ВЫСТОЯЛИ, ПОТОМУ ЧТО ЖИВЕМ ОДНОЙ ДРУЖНОЙ СЕМЬЕЙ
Интервью с председателем р/к имени Бекерева А.М. ТКАЧЕНКО
РЫНОК МОРСКОГО ЕЖА
Япония — главный мировой рынок морского ежа
ТАКОЙ ЗАКОН КАМЧАТКЕ НЕ НУЖЕН
Интервью с депутатом законодательного собрания Камчатки
А.Г. ШАШКУНОМ
 
 
sign 20 июня у берегов Камчатки была задержана плавбаза «Томск», принадлежащая предпринимателю Олегу Кожемяко
sign Камчатские власти добились разрешения Госкомрыболовства РФ самостоятельно регулировать на местах объемы добычи лососей в реках полуострова
sign Министерство природных ресурсов подало в суд на администрацию Сахалинской области в связи с незаконным началом лососевой путины 2002 г.
 
 
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
продолжение
ДОТИРУЕМОСТЬ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 1998-2000 ГГ.
 
 
• СОЛОМИНКА, КОТОРАЯ ПЕРЕЛОМИЛА СПИНУ ВЕРБЛЮДУ
• «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» ДОЛЖНА ИЗВИНИТЬСЯ
• СЛУШАНИЯ ПО ДЕЛУ ТАНКЕРА «ВИРГО»
 
 
МЫ ВЫСТОЯЛИ, ПОТОМУ ЧТО ЖИВЕМ ОДНОЙ ДРУЖНОЙ СЕМЬЕЙ
 
 
• ОБЕД НА ЗАВТРА: ВЗГЛЯД РЕАЛИСТА
Какое будущее готовит себе человечество в вопросах продовольственной безопасности?
• РОССИЯ.
АУКЦИОН КВОТ,
18 ИЮЛЯ 2002 Г.
Рынок морского ежа
• РЫНОК САППОРО.
ЦЕНЫ И ПОСТАВКИ ИКРЫ В ИЮНЕ 2002 Г.
• ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ИКРЫ МОРСКИХ ЕЖЕЙ
• ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СТАТЬЯ НОВОЗЕЛАНДСКОГО ЭКСПОРТА
• ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛА
 
 
• Обращения Совета депутатов Камчатской области
 
 
В РЕКЕ УРАЛЕ ВЫЛОВЛЕН ОСЕТР-МУТАНТ
колонка ITAR-TASS
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В БАССЕЙНЕ ЧЕРНОГО МОРЯ УЛУЧШАЕТСЯ
АТЛАС ОКЕАНОВ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАПАСОВ БЕРИНГОВА МОРЯ
Мировые новости
ИНДЕЙЦЫ ХОТЯТ СОЗДАТЬ ХРАНИЛИЩЕ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ
ЮЖНАЯ КОРЕЯ И РОССИЯ ПРИШЛИ К СОГЛАШЕНИЮ
ПОЛЬШЕ ПОКА ОТКАЗАНО В КВОТАХ НА МИНТАЙ
 Copyright © 2000–2002 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом" IDGroup.ca — исследование канадского рынка товаров и услуг с учетом предложений и объективных возможностей российского производителя, экспортера  и  импортера почтовая подписка на «Тихоокеанский вестник» Почтовый Ящик Редакции