Архив «ТВ»
23(74), 14 ноября
 :  На главную  :
10 января 2002 24 января 2002 7 февраля 2002 21 февраля 2002 7 марта 2002 21 марта 2002 5 апреля 2002 18 апреля 2002 2 мая 2002 16 мая 2002 30 мая 2002 13 июня 2002 27 июня 2002 11 июля 2002 25 июля 2002 8 августа 2002 22 августа 2002 5 сентября 2002 19 сентября 2002 3 октября 2002 17 октября 2002 31 октября 2002 14 ноября 2002 28 ноября 2002 13 декабря 2002 26 декабря 2002  
       
 
 
НОВАЯ «РЕСУРСНАЯ ВОЙНА»?
Губернаторы потребовали навести порядок в распределении ОДУ
РЫБАЛКА ПОД СТУК МОЛОТКА
Президент Союза рыбопромышленников Дальнего Востока, о ситуации в отрасли
РЫБНАЯ ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА:
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ
БОРИС РЕЗНИК:
«Я НЕ ПОЛУЧАЛ ЗАКАЗ НА «МАФИЮ И МОРЕ»
 
 
sign СахНИРО отправило в ТИНРО-центр свои годовые прогнозы по обще допустимому улову
sign В Норвегии завершила работу 31-я сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК)
sign Вопросы укрепления двусторонних связей России и КНДР в сфере рыболовства обсудят участники 16-й сессии российско-корейской смешан ной комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства
 
 
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРАММА
ОСЕННИЙ ДЕНЬ ГОД КОРМИТ
ДАЕШЬ ЧУКЧЕ МОЙВУ!
АБРАМОВИЧ–ИШАЕВ ПРОТИВ
ДАРЬКИНА–
ФАРХУТДИНОВА

 
 
… ИЗ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ II СЪЕЗДА
 
 
Вот уже десять лет как рыбохозяйственный комплекс страны функционирует в условиях так называемых «рыночных отношений». Итоги в основном удручающие…
 
 
по материалам Дальрыбинформцентра
• РЫНОК САППОРО В НОЯБРЕ 2002 Г.
• СВЕЖАЯ ПРОДУКЦИЯ
• МОРОЖЕНАЯ ПРОДУКЦИЯ
• СОЛЕНАЯ ПРОДУКЦИЯ
• ЯПОНИЯ.
предновогодние продажи
• ИКРА ЛОСОСЯ ПРОБОЙНАЯ
аукционы в Пусане
 
 
• Очередной цикл статей «Мафия и море» известного журналиста, депутата Государственной Думы Б.Л. Резника вновь не оставил никого из читателей равнодушным
 
 
колонка ITAR-TASS
БРАКОНЬЕРСТВО В АВСТРАЛИИ
КОНТРОБАНДА ЧЕРНОЙ ИКРЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ТЕЛЕГРАММА

 
103274, г.Москва, Краснопресненская наб., д. 2
Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову
 
УВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ!
 
В СВЯЗИ С ОТКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕГИСТРАЦИИ ПРИКАЗА ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РОССИИ ОТ 17.10.2000 № 279 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ ПРИЛЕГАЮТ К МОРСКОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ, В ОБЩИХ ОБЪЕМАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КВОТ НА ВЫЛОВ (ДОБЫЧУ) ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ, РАСПРЕДЕЛЯЕМЫХ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001–2005 ГОДЫ» И ВО ИСПОЛНЕНИЕ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 27.12.2000 № 1010 «О КВОТАХ НА ВЫЛОВ (ДОБЫЧУ) ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОД, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МОРЯ, КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО РОССИИ ПРОВОДИТ РАБОТУ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДОЛЕЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЩИХ ОБЪЕМАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КВОТ НА ВЫЛОВ (ДОБЫЧУ) БИОРЕСУРСОВ. ОДНАКО ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ПРОЕКТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ КВОТ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРЕЖНИЙ ПОДХОД МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫХ ДОЛЕЙ.
СО СВОЕЙ СТОРОНЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ПРОМЫШЛЕННЫЕ КВОТЫ НА ВЫЛОВ (ДОБЫЧУ) ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
НА ОСНОВАНИИ ЭТОГО ПРЕДЛАГАЕМ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДОЛЕЙ В ОБЩИХ ОБЪЕМАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КВОТ, А ТАКЖЕ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПРОДАЖИ КВОТ НА АУКЦИОННОЙ ОСНОВЕ, ОСНОВЫВАТЬСЯ
НА МЕТОДИКЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РАЗРАБОТАННОЙ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОСИМ ВАШЕГО РЕШЕНИЯ.
 
С УВАЖЕНИЕМ,
ГУБЕРНАТОР ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Р.А. АБРАМОВИЧ
ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В.И. ИШАЕВ
ГУБЕРНАТОР КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В.А. ЛОГИНОВ
ГУБЕРНАТОР МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ В.И. ЦВЕТКОВ
 

НОВАЯ «РЕСУРСНАЯ ВОЙНА»?

 
Губернаторы четырех субъектов Федерации Дальнего Востока России — Хабаровского края, Магаданской области, Корякского и Чукотского автономных округов потребовали от Государственного комитета по рыболовству РФ навести порядок в распределении объемов допустимых уловов (ОДУ) водных биологических ресурсов для приморских регионов Дальнего Востока.
Точнее, губернаторы потребовали пересмотра долей субъектов Федерации дальневосточных приморских регионов в выделении промышленных — то есть бесплатных — квот, представляющих собой исключительную федеральную собственность и потому, по сути, являющихся «одной из форм финансовой поддержки субъектов Российской Федерации».
 
Их доводы.
Первое — Министерство юстиции РФ отказало Государственному Комитету по рыболовству России в регистрации приказа № 279 от 17.10.2000 г. «Об утверждении долей субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, в общих объемах промышленных квот на вылов (добычу) отдельных видов живых ресурсов, распределяемых по субъектам Российской Федерации на 2001–2005 годы». То есть существовавшие до настоящего времени принципы долевого распределения промышленных квот, которыми руководствовался Госкомрыболовства, не являются законными и не могут быть применены на практике.
Второе — отсутствует какая-либо методология в определении доли конкретных регионов при распределении бесплатных квот. Исторически же эти доли сложились в результате авторитарного давления центра (Минрыбхоз — Департамент по рыболовству — Госкомрыболовства, «Дальрыба») и закулисной борьбы региональной администрации и рыбных генералов, когда первый Президент России предложил субъектам Федерации взять столько власти, ресурсов, свободы, сколько они способны были осилить… В результате и появился на свет божий колосс на глиняных ногах — приморский бесформенный, но живой, уродец, который давно уже нуждается в операции. Не живет, а мучается, поглощая тысячи и тысячи тонн первосортной дальневосточной рыбы.
Третье — бесплатные промышленные квоты являются своеобразным финансовым пособием государства регионам. Эти квоты, как выясняется, можно продать (в том числе и на сторону), а деньги истратить на приобретение топлива для замерзающих северных поселков, на решение жилищно-коммунальных проблем, использовать на различные социальные программы, да и просто растратить на свои собственные нужды.
Четвертое — бесплатные промышленные квоты являются федеральной собственностью и должны быть направлены на решение государственных задач, а не поддерживать частные рыбопромышленные компании, от которых государство не видит никакой реальной пользы: приватизация рыбопромыслового флота прошла по смехотворно низким ценам (вплоть до одного доллара за судно!); рыба и рыбопродукция, добытая в исключительной экономической зоне России по демпинговым (то есть ничтожно малым) ценам, уходят за рубеж, минуя внутренний рынок; прибыль скрывается, налоги уходят к иностранцам; распределение водных биологических ресурсов в федеральном центре и на местах проходит не по общим правилам, а по понятиям отдельных лиц, имеющих доступ к распределению; водные биологические ресурсы разворовываются и уничтожаются; государству наносится невосполнимый ущерб.
Пятое — свободный доступ любого гражданина России (и мира) к российским водным биологическим ресурсам должен осуществляться через аукционы. Пусть приморцы, камчатцы, сахалинцы (имеющие основную часть бесплатных промышленных квот от общедальневосточного ОДУ) на равных с чукотскими (имеющими всего 1 процент промышленных квот от общедальневосточного ОДУ), корякскими (3 процента), магаданскими и хабаровскими рыбопромышленниками покупают эти промышленные квоты на аукционах по бешеным ценам. Можно, конечно, приморцам покупать минтай по 600–900 долларов за тонну, если эти аукционные квоты «разбавить», как спирт водой, доброй порцией бесплатных квот. А если пропорции будут 50 на 50, то цена тут же упадет до 300–450 долларов за тонну. Двойная выгода: и сам выиграл, и конкурента с Чукотки или из Корякии разорил.
И как в такой ситуации Р. Абрамовичу или В. Логинову не требовать, чтобы на аукционы вынесли все виды и все объемы рыбы и морепродуктов дальневосточных вод, если на той же Чукотке с первого дня выхода в свет Постановления №1010 все квоты и так можно приобрести только на аукционах, и чукотско-корякские рыбаки наблюдают с берега, как приморские, камчатские, сахалинские рыбаки поливают лед в северном Охотоморье некондиционным минтаем, который слишком мелок для машин, производящих дорогое филе, или не имеет валютоемкой икры; как утюжат БМРТ, БАТМы, РТМСы, супертраулеры карагинские свалы или выливают за борт в Беринговом море нагуливающуюся в тех краях знаменитую олюторскую сельдь, а также аляскинскую минтаевую молодь, составляющую порой даже не половину, а 2/3 и 3/4 улова.
Шестое — на Крайнем Северо-Востоке России, очертания которого на карте напоминают ту саму каплю из озябшего носа, о которой писал Валентин Пикуль, нет ничего более ценного, чем водные биологические ресурсы, которые в течение многих десятков и, дай Бог, сотен лет будут определять основу жизнедеятельности проживающих здесь людей. Прошедшее столетие преподало всем нам великие уроки случившихся экологических бед — массированные морские промысловые экспедиции советских рыбаков-дальневосточников уничтожили крупнейшие сырьевые запасы Северной Пацифики. В XXI веке мы вновь наступаем на те же грабли, уничтожая, утоляя жажду сиюминутной наживы, национальные богатства России, являющиеся величайшим природным достоянием человечества.
Хотим мы того или нет, но мир все-таки заставит нас когда-нибудь в корне изменить свое отношение к этому величайшему из сокровищ человечества — рыбным богатствам Северной Пацифики.
Все это, вроде бы, так. И доводы серьезные. И логика крепкая. И проблемы подняты серьезные. Но вот ведь в чем вопрос — сегодня Россия действительно живет, как мы уже об это говорили, не по законам и правилам, а по понятиям.
И не случится ли так, что очередной передел федеральной собственности — водных биологических ресурсов дальневосточных морей — это всего лишь последний и решительный бой, которые дают нам всем — дальневосточникам и россиянам — московские олигархи для окончательного сокрушения постсоветской рыбной промышленности и установления своей единоличной власти (монополии) не только на бескрайних нефтеносных или алюминиепроизводящих просторах России, но и на безбрежных просторах океана, за которым, как известно, большущее будущее.
А потому, может быть, и стоит пожалеть кособокую избушку на курьих ножках, покрытую заскорузлой чешуей и пропахшую туком, которая только и способна, что кукарекать и поворачиваться к морю задом, а к начальству передом. Или снести ее ко всем чертям? А где-нибудь на вечной мерзлоте возвести дворец Рыбацкого Труда — светлое и теплое здание, не ведающее энергетических кризисов и не знающее перебоев с поставками топлива. Будет у нас хоть один образцовый капиталистический оазис на нашей нищей рыбацкой окраине.
А то все строим в Сиэтлах, да в Пусанах — сегодняшних рыбацких столицах России.
Но шутки шутками, а дело достаточно серьезное. Дальневосточные рыбаки разделились на два лагеря, чтобы бороться за свои интересы. Вот что пишет по этому поводу газета «Золотой Рог»: «Все семь дальневосточных регионов, за исключением Камчатской области, достаточно четко определили свои предпочтения.
С одной стороны, Хабаровский край, Магаданская область и два автономных округа: Чукотский и Корякский — вместе они рассчитывают получить около 55% всех промышленных квот. По другую сторону баррикад оказались Приморский край и Сахалинская область, которым не остается ничего иного, кроме как бороться за сохранение устоявшегося баланса. Если быть точнее, то за приморскую долю в 43–45% и за сахалинскую — в 15%. Что касается Камчатки, то она в очередной раз оказалась «в законе». Бедственное положение самой области, где кроме рыбной промышленности, ничего нет, плюс особые отношения губернатора МАШКОВЦЕВА и председателя Госкомрыболовства РФ (ГКР) сделали свое дело.
…Правда, оставаться в стороне от новых рыбацких альянсов представители области не стали. Камчатка также не заинтересована в появлении на Дальнем Востоке двух новых «великих рыболовных держав»: Хабаровского края и Чукотского АО. Через год-два после решения вопросов по тем же супертраулерам испанской постройки, — напомним, что именно Виктор ИШАЕВ и Роман АБРАМОВИЧ смогли ближе всех подобраться к «голубым», — от сложившегося баланса сил вообще может не остаться и следа. Тогда и доля Камчатки (23–25%) в общебассейновом улове может оказаться под угрозой».
Итак, Приморье с Сахалином точат свои шашки, собираясь отстаивать завоеванное в прежних боях. Правда, приморские ряды изрядно поредели — передел рыбной собственности в самом крае не является стимулом для объединения против власти. Камчатка в задумчивости чешет затылок, не зная, к какому берегу пристать. А дальневосточные «рыбные реформаторы» дотошно пересчитывают лимиты и создают новую методологию определения долей субъектов федерации в распределении промышленных квот, учитывающую все те факторы и развивающую все те доводы, о которых мы говорили выше. А потом вперед двинется тяжелая артиллерия — авторитет Ишаева и могущество Абрамовича.
И тогда, наверное, действительно воздастся нам по грехам нашим…
 
РИА «ИНТЕРКАМ»
www.fishkamchatka.ru
 

ОСЕННИЙ ДЕНЬ ГОД КОРМИТ

Можно не сомневаться, что ближайшие дней 20 будут самыми горячими в распределении квот. Это почти как утверждение бюджета на будущий год, но с одним исключением — концентрация регионального лобби достигает куда больших масштабов. Разноплановые интересы, подкрепленные многочисленными договоренностями в федеральных министерствах и ведомствах, на уровне Госдумы и Совета Федерации схлестнутся в одном месте, и что в конечном счете из этого получится, сказать практически невозможно.
Тем более что 2002 год в рыбной промышленности стал временем формирования новых альянсов. Все семь дальневосточных регионов, за исключением Камчатской области, достаточно четко определили свои предпочтения.
С одной стороны, Хабаровский край, Магаданская область и два автономных округа: Чукотский и Корякский — вместе они рассчитывают получить около 55% всех промышленных квот. По другую сторону баррикад оказались Приморский край и Сахалинская область, которым не остается ничего иного, кроме как бороться за сохранение устоявшегося баланса. Если быть точнее, то за приморскую долю в 43-45% и за сахалинскую — в 15%. Что касается Камчатки, то она в очередной раз оказалась «в законе». Бедственное положение самой области, где, кроме рыбной промышленности, ничего и нет, плюс особые отношения губернатора МАШКОВЦЕВА и председателя Госкомрыболовства РФ (ГКР) сделали свое дело.

ДАЕШЬ ЧУКЧЕ МОЙВУ!

Правда, оставаться в стороне от новых рыбацких альянсов представители области не стали. Камчатка также не заинтересована в появлении на Дальнем Востоке двух новых «великих рыболовных держав»: Хабаровского края и Чукотского АО. Через год–два после решения вопросов по тем же супертраулерам испанской постройки – напомним, что именно Виктор ИШАЕВ и Роман АБРАМОВИЧ смогли ближе всех подобраться к «голубым» — от сложившегося баланса сил вообще может не остаться и следа. Тогда и доля Камчатки (23-25%) в общебассейновом улове может оказаться под угрозой. В итоге представители областной администрации в «мягкой» форме выступили против перераспределения квот в пользу малых народов Севера, поддержав позицию Сахалина и Приморья, что чукчи и коряки должны кормиться мойвой и селедкой, а не минтаем.
ДОСЬЕ «ЗР»: по предварительной информации, в 2003 г. на аукционы будет направлено 750–850 тыс. тонн водных биоресурсов (в 2002 г. — 1242 тыс. тонн). Общее снижение должно произойти за счет сельди, камбалы, тунца и трески. Вместе с тем доля аукционных квот на наиболее ликвидные виды ВРБ возрастет: на минтай — с 344 тыс. тонн до 400–500 тыс. тонн, на краб — с 43,5 тыс. тонн до 45,7 тыс. тонн, на креветку — с 16,9 тыс. тонн до 17,3 тыс. тонн.
 
Печатается в сокращении
Андрей БЛИНОВ
«Золотой Рог»
 

АБРАМОВИЧ–ИШАЕВ ПРОТИВ
ДАРЬКИНА–ФАРХУТДИНОВА

 
Региональный антагонизм — дело нешуточное. Особенно если он замешан не на абстрактных понятиях, а носит чисто утилитарные формы. На Дальнем Востоке такой предмет бесконечных препирательств и борьбы всех против всех известен давно — квоты на вылов водных биоресурсов.
Распределение квот на 2003 год вот-вот выйдет на финишную прямую. Многомесячная процедура утверждения общего допустимого улова (ОДУ) уже в ближайшие дни должна обрести правовой статус в виде постановления Правительства РФ. За ним последуют еще два–три постановления, которые и определят параметры грядущего распределения: сколько квот окажется на аукционах, сколько достанется науке и иностранцам по межправительственным соглашениям, а сколько и в каких пропорциях перепадет регионам. Все это должно завершиться к двадцатым числам ноября. В краевом департаменте рыбного хозяйства уже прикидывают, что очередное заседание Приморского рыбохозяйственного совета (ПРХС), посвященное распределению квот между конечными пользователями, должно пройти в конце месяца.
Впрочем, все еще может измениться. Распределение квот-2003 уже стало очередной страницей в постоянно нарастающем противостоянии между дальневосточными регионами РФ.

 Copyright © 2000–2002 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом" IDGroup.ca — исследование канадского рынка товаров и услуг с учетом предложений и объективных возможностей российского производителя, экспортера  и  импортера почтовая подписка на «Тихоокеанский вестник» Почтовый Ящик Редакции