Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т

   19-20 (120-121), 28 октября
 : : На главную : : 
29 января 2004 29 января 2004 26 февраля 2004 26 февраля 2004 25 марта 2004 25 марта 2004 29 апреля 2004 29 апреля 2004 27 мая 2004 27 мая 2004 24 июня 2004 24 июня 2004 29 июля 2004 29 июля 2004 26 августа 26 августа 30 сентября 30 сентября 28 октября 28 октября 25 ноября 25 ноября 30 декабря 2004 30 декабря 2004
орган Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки
 
 
 
ПУТИНА… НА 40%?
новый поворот в затянувшемся споре о судьбе прибрежки
С ГЛАЗ ДОЛОЙ, ИЗ СЕРДЦА ВОН!
Поражаешься двум вещам: откровенной бездеятельности государственных структур и махровому цинизму рыбных предпринимателей и крюинговых агентств…
Чистяков — Подоляну:
«ВАС НИКТО НЕ ОБЯЗЫВАЕТ… ЖДУ ВАШИХ… РАЗЪЯСНЕНИЙ»
Какую мысль пытается вложить А.Б. Чистяков в голову федерального чиновника?
ПЕРВЫЕ КИТОБОЙЦЫ
Иностранцы, а затем подданные Российской империи Гек, Линдгольм, Дыдымов, граф Кейзерлинг стояли у истоков китобойного промысла на Тихом океане в XIX в.
 
 
sign В налоговых органах Камчатской области весьма удивлены постоянными заявлениями департамента по рыболовству о какой-то секретности и отказах в предоставлении информации
sign Чтобы обеспечить сахалинцев свежей и недорогой рыбой, необходимо учреждать предприятия социальной направленности, которые бы занимались прибрежным ловом
sign 14 месяцев не получая зарплаты, экипаж судна, руководствуясь законами международного морского права, сам арестовал свой корабль и выставил его на продажу
sign Около 25 млн икринок кеты заложено в инкубаторы на государственных рыбоводных заводах в бассейне Амура
sign Счетная палата России выявила нарушения при проведении приватизации Находкинского морского рыбного порта (НМРП)
sign 14 октября 2004 года заместитель Министра сельского хозяйства С.Г. Митин направил две телеграммы в адрес губернаторов Камчатской области и Корякского автономного округа…
sign По программе воспроизводства тихоокеанских лососей, на 69 сахалинских реках будет сохранено исключительно естественное воспроизводство этих видов рыб
sign Информационное сотрудничество российских и японских пограничников позволило выявить с начала года 36 судов-браконьеров
 
 
• СОГЛАШЕНИЕ
О взаимодействии Министерства сельского хозяйства РФ, Федерального агентства по рыболовству и Всероссийской Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров
 
 
• СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
доклад на Дальневосточном рыбном форуме президента Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья, председателя Совета директоров ОАО «Турниф» Д.Б. Глотова
 
 
• ЛОСОСЬ.
Общая ситуация на японском рынке в сентябре
• КИЖУЧ ЧИЛИЙСКИЙ.
Первые продажи на рынке Цукидзи продукции нового сезона
• КЕТА ОСЕННЯЯ.
Состояние промысла на Хоккайдо на 7 октября
• ИКРА ЛОСОСЕВАЯ.
Японский рынок к началу октября
• ИКРА ГОРБУШИ ЯСТЫЧНАЯ МОРОЖЕНАЯ.
Аукционные цены на российскую продукцию в Пусане 5 октября
• КРАБ КАМЧАТСКИЙ.
Перспективы японских закупок бристольской продукции
• ИКРУ РАЗРЕШИЛИ ПРОДАВАТЬ ВЕДРАМИ
• ПРИМОРЬЕ.
ЭКСПОРТ РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ
• МАГАДАН.
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ
• ЧУКОТКА.
ДОБЫЧА КИТОВ
• ОБЗОР РЫНКА СВЕЖЕЙ И ОХЛАЖДЕННОЙ РЫБЫ
ЯПОНИЯ
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, август 2004 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 5–12 октября 2004 г.
 
 
• 9 октября в ответ на телеграмму из Росрыболовства, в которой предлагалось руководствоваться нормативными документами для принятия решения МВК по распределению крабов прибрежного рыболовства между камчатскими заявителями, А.Б. Чистяков разразился гневным ответным посланием
 
 
• ЗДЕСЬ ВСЕ КОГО-ТО ЛОББИРУЮТ…
Интервью с начальником Федерального агентства по рыболовству Станиславом Ильясовым
• «ДАЛЬМОРЕПРО-
ДУКТ» ДОПЛЫЛ ДО СУДА

• ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ВЫВОЗА ПРОДУКЦИИ МОРСКОГО РЫБНОГО ПРОМЫСЛА ИЗ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ И КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РФ
 
 
электронная библиотека «Северной Пацифики»
• «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ»
Русский клуб рекордов «Левша»
• ПТИЦЫ
 
 
ВСЕ О МОРСКОМ ЕЖЕ
• КАК ЗАЩИТИТЬ МОРСКОГО ЕЖА?
• «Из жизни морского ежа»
• Промысела морского ежа в США
Калейдоскоп
• США:
БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ СТАВИТ РЕКОРДЫ
• РОССИЯ:
РЫБАКИ, СПАСАЙТЕ ТУНЦА!
• РОССИЯ:
В МОСКВЕ-РЕКЕ ПОСЕЛИЛИСЬ ТРОПИЧЕСКИЕ И ЛОСОСЕВЫЕ РЫБЫ
• «ЗЕЛЕНЫМ» ЗДЕСЬ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО
• НА ВЕСЛАХ ЧЕРЕЗ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
• ИЗУЧЕНИЕ ЦУНАМИ
• ЯПОНИЯ:
ЗАПРЕТ НА КОММЕРЧЕСКИЙ ЗАБОЙ КИТОВ СОХРАНЕН
• ИТАЛИЯ:
РЫБАКИ СОРВАЛИ УЧЕНИЯ НАТО
• РОССИЯ:
ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ЖИВНОСТЬ ПИТЕРА
• РОССИЯ:
АМУРУ ОСТАЛОСЬ ЖИТЬ 20 ЛЕТ
• НОРВЕГИЯ:
ПОЕЗДКА НА БОЙНЮ ТЮЛЕНЕЙ
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


ПЕРВЫЕ КИТОБОЙЦЫ

 
Иностранцы, а затем подданные Российской империи Гек, Линдгольм, Дыдымов, граф Кейзерлинг стояли у истоков китобойного промысла на Тихом океане в XIX в. Все они были деятельными натурами, которые могли пренебречь блестящей карьерой (как лейтенант флота Дыдымов), чтобы заняться трудным и рискованным делом и в итоге способствовать развитию промышленности и коммерции на российском Дальнем Востоке.
 

ДОХОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В РУКАХ ИНОСТРАНЦЕВ

Первыми китобоями в дальневосточных водах были заморские промысловики: американцы, немцы, французы. Именно их шхуны с середины 50-х гг. ХIХ в. били китов в Охотском и Беринговом морях, у берегов Камчатки, Сахалина и Шантарских островов. Так, в 1860 г. только в Удской губе и Тугурском заливе китобойных судов под чужим флагом насчитывалось свыше 200. С 1846-го по 1861 г. американскими китобоями в Охотском море было добыто китового уса и жира на астрономическую по тому времени сумму — $130 млн. Основным рынком сбыта продукции был порт Гонолулу.
 

ВОЛЬНЫЙ ШКИПЕР И КИТОБОЙ ГЕК

Выходец из Финляндии Фридольф Фабиан Гек считается одним из первых российских китобоев на дальневосточной окраине России. После окончания мореходной школы в финском городке Або он устремляется за приключениями на Дальний Восток. Здесь в 1857–1860 гг. на китобойных судах Российско-Финляндской китобойной компании «Граф Берг» и «Амур» в качестве гарпунера, а затем штурмана занимается промыслом морских исполинов. Более трех лет он набирается опыта, после чего возвращается на родину, где в 1863 г. после аттестации получает диплом шкипера (капитана) дальнего плавания. В сентябре 1869 г. он возвращается на Тихий океан на двухмачтовом бриге «Александр II» (заодно доставив сюда земляков-переселенцев), где приступает к китобойному промыслу в Японском и Охотском морях, снискав себе на этом поприще славу умелого морехода и удачливого китобоя.
 

НАЧАЛО МИЛЛИОНОВ ЛИНДГОЛЬМА

Началось все с научной командировки студента Александровского университета из Гельсингфорса (Хельсинки), русского подданного Артура Нордмана на Дальний Восток в конце 50-х гг. ХIХ в. Решив вернуться в приглянувшиеся края, он пригласил с собой товарища — студента-недоучку Отто Линдгольма. Компанию им составили штурманы Торнквист и Форселес. Все они отправились на край света — к Охотскому морю — бить китов с надеждой разбогатеть. Однако на пути к счастью, в Нерчинске, главный идеолог этого предприятия — Артур Нордман — погиб.
Не имея стартового капитала, Линдгольм и его товарищи начали с того, что в зиму 1863 г. стали собирать на продажу китовый ус по побережью Охотского моря. Здесь к ним присоединились и другие искатели счастья: уволенные в запас нижние чины, беглые каторжные, представители малых народностей Крайнего Севера. А по весне они на вельботах начали промысел китов. Упорный труд дал отдачу, и уже спустя три года, летом 1866 г., линдгольмовцы на вырученные средства от продажи китового уса и вытопленного на собственной базе жира приобрели три китобойные шхуны. Дело спорилось, и команда единомышленников уже именовалась как «Тугурская китобойная компания».
А потом умер старый друг Линдгольма штурман Торнквист. Не выдержав тяжких условий промысла, стали уходить из компании его недавние помощники. Глава компании впал в депрессию, а затем все бросил и уехал к себе в Финляндию. Там он женился, но Дальний Восток уже не отпускал старого китобоя, и он вновь вернулся на Тихий океан. Теперь уже вместе с супругой он ходил на промысел китов. Потом случилась новая беда: умерла супруга. Еще некоторое время Линдгольм ходил на промысел, а затем оставил дело, которое стало смыслом его жизни, и осел на берегу.
Однако не привыкший сидеть без дела, он занялся новым бизнесом, открыв во Владивостоке торговый дом «Линдгольм и Ко», который со временем стал проводить кредитные операции с банками Японии, Англии, США, Германии.
На 28-м километре бывший китобой заложил Подгородненские угольные копи, у села Никольского (Уссурийск) поставил паровую мельницу, построил во Владивостоке кирпичный завод и взял у морского ведомства подряд на строительство сухого дока. Отто Линдгольм стал и первым владельцем Первореченской нефтебазы. Приобретя конфискованную у американских браконьеров шхуну и назвав ее «Котик», он с 1886 г. решил возобновить промысел китов, правда, сам уже в море не пошел. Однако удача отвернулась от китобоев, и шхуна стала выполнять другие задачи: доставляла различные грузы и пассажиров по пунктам побережья Японского моря, вывозила в Китай на продажу морскую капусту. В 1911 г. Линдгольм купил в Англии рыболовный траулер, оснащенный по последнему слову техники, назвав его «Находка». Это судно стало регулярно поставлять во Владивосток парную рыбу, выловленную ночью. Так, прибыв на Дальний Восток без гроша в кармане, спустя годы Отто Линдгольм стал миллионером, богатейшим купцом Владивостока, которому, кстати, было не чуждо и меценатство.
 

КАК ОФИЦЕР ФЛОТА КРЕЙСЕР НА КИТОВ ПРОМЕНЯЛ

Лейтенант Аким Дыдымов пожертвовал успешной карьерой флотского офицера, оставив военную службу и посвятив оставшуюся жизнь китобойному промыслу. Он едет в Петербург, пробивается к министру финансов, знакомит его со своим планом создания «Русского китобойного предприятия на Дальнем Востоке» и, убедив его в доходности и полезности этого дела для государства, получает ссуду в 50 тыс. руб. Однако денег все равно не хватает, и Дыдымов, продав имение родителей в Европейской России, вложил все средства в свою мечту.
Для начала Дыдымов заказал в Норвегии китобойное судно, которое было построено по его проекту. Оно имело водоизмещение 170 т, паровую машину в 220 л. с. и парусную оснастку и могло развивать скорость до 12 узлов. Свое судно Дыдымов назвал в честь известного исследователя Дальнего Востока адмирала Геннадия Невельского. 19 октября 1889 г. Дыдымов привел свою китобойную шхуну во Владивосток. А вскоре он стал владельцем еще одного судна, которое конфисковали у американских браконьеров и передали китобою. Его переоборудовали в транспорт и нарекли «Надеждой».
Уже в первый выход на промысел в заливе Врангеля Дыдымов «завалил» своего первого кита. Случилось это знаменательное событие 10 ноября 1889 г.
Следом загарпунили второго кита в заливе Америка. На зиму китобои пошли промышлять на юг Японского моря, где добыли 23 кита, из которых получили 5 т китового уса и 12 тыс. баррелей жира. Однажды кита удалось убить прямо в Золотом Роге. Случилось это 28 апреля 1890 г.
На исходе декабря 1890 г., закончив промысел у берегов Кореи, китобоец «Геннадий Невельской» взял курс на юг, в Японию. И бесследно исчез. Вместе с капитаном А. Дыдымовым и 13 членами команды. Усиленные попытки шкипера Гека отыскать следы своего товарища оказались тщетными. Вероятно, причиной несчастья стал шторм с обильным снегопадом, разбушевавшийся в те дни.
 

ГРАФ КЕЙЗЕРЛИНГ УХОДИТ В МАТРОСЫ

Генрих Гугович Кейзерлинг тоже был лейтенантом российского флота. Однако, в отличие от Дыдымова, он дождался своей официальной отставки, после чего решил заняться китобойным промыслом. Чтобы познать это непростое дело, он для начала нанялся простым матросом на норвежскую китобойную шхуну. А в 1893 г. отставной офицер открыл предприятие, зарегистрированное как «Тихоокеанский китовый промысел графа Г.Г. Кейзерлинга и Ко» (в 1899 г. название его уже звучало иначе: «Тихоокеанское китобойное рыбопромысловое акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и Ко»). Базой для своего детища он выбрал бухту Гайдамак, которая ранее принадлежала погибшему китобою Дыдымову. В 1894 г. Г.Кейзерлингу в Министерстве финансов удалось получить субсидию в 125 тыс. руб. На эти деньги в Норвегии были построены два китобойных судна, названные «Георгием» и «Николаем». Кроме того, в Англии был закуплен пароход водоизмещением в 3,55 тыс. т. Его переоборудовали под плавучую китобазу и нарекли «Михаилом». С 1895-го г. хозяйство графа в бухте Гайдамак стало набирать обороты. С 1895-го по 1 января 1898 г., к примеру, было добыто 220 китов, которые были разделаны и переработаны на Гайдамакской базе. К этому времени у компании имелось уже 9 судов, из которых 5 было зафрахтовано. На заводе работало около 70 рабочих.
Компания графа Г. Кейзерлинга вела промысел круглогодично. В летне-осенний период китов били у берегов Сахалина, после чего китобои уходили к корейским берегам. Причем перерабатывались на Гайдамакской базе только киты, добытые летом у Сахалина. Зимняя же добыча подвергалась засолке и поставлялась в Японию, в то время являющуюся основным рынком сбыта китопродукции. В Страну восходящего солнца шли соленые ласты, жир, тук. В Англии пользовался спросом китовый ус. Российский потребитель покупал жир и ворвань (тот же китовый жир, но прошедший три стадии переработки). На заводе также проводили опыты по изготовлению консервов из китового мяса, варили мыло…
Дела шли в гору, предприятие графа Г. Кейзерлинга богатело. Однако начавшаяся в 1904 г. русско-японская война подкосила его хозяйство: японцы конфисковали все промысловые суда компании. Имея в наличии только одну шхуну, он пытается наладить рыбный промысел, занимается засолкой сельди и производством рыбных консервов. А потом графу подфартило, правда, уже в другом деле. После окончания войны его берут распорядительным директором Владивостокского филиала вновь созданного Русского Восточно-Азиатского пароходства. А вскоре он умудряется основать новое пароходство «Русь», заключив контракт с Министерством торговли на обслуживание морских линий Дальнего Востока. Пароходство просуществовало до 1924 г., пока новая советская власть его не национализировала.
Евгений ШОЛОХ,
«Конкурент»
 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ

А.М. ТОКРАНОВ

 

Супчик из гнезда

Сейчас вряд ли кого из наших соотечественников удивишь рассказами о таких экзотических гастрономических блюдах как сасими из фугу, жаркое из крокодила или плоды дуриана, напоминающие по вкусу, по отзывам отведавших их, клубнику со сливками с привкусом тухлой селедки. Но и сегодня не многие могут похвастаться, что они пробовали «суп из птичьих гнезд» — восточный деликатес и самую дорогую в мире пищу. На рынках Гонконга стоимость гнезд, из которых готовят этого блюдо, достигает свыше 4 тысяч долларов США за килограмм.
Создателями гнезд, которые человек использует в пищу, являются стрижи-саланганы — мелкие птицы чуть крупнее обычного воробья. Причем из более чем 20 существующих видов саланганов только несколько производят гнезда, которые съедобны. Основная же масса гнезд, продаваемых во всем мире, принадлежит двум видам: так называемым «светло-гнездному» и «темно-гнездному» саланганам. Первый из них строит чашеподобное гнездо, включающее слои слюнных выделений с несколькими перышками между ними (поэтому оно выглядит светлым); гнездо второго содержит много перьев, скрепленных вместе слюной, потому кажется темным и имеет ворсистое строение. Из-за наличия перьев, сырой материал гнезд должен быть очищен перед приготовлением из него супа и других блюд. Оба салангана встречаются от Андаманских островов в Индийском океане до морских прибрежных районов Таиланда, Вьетнама, а на восток — до Индонезии и Филиппин. В большинстве районов места обитания двух этих птиц частично совпадают.
Самое раннее упоминание о съедобных гнездах относится ко временам китайской династии Мин (1368–1644 гг.). Существует легенда, что похожие на ласточек птицы, сооружавшие эти гнезда, кормились определенными моллюсками и морской пеной. Не переваренные волокна моллюсков затем смешивались со слюной, чтобы служить строительным материалом для сооружения гнезда. Вместе с удалью и продолжительностью полета саланганов, эта легенда способствовала распространению убеждения среди жителей Юго-Восточной Азии, особенно среди китайцев, что полупрозрачные волокна гнезд обладают лечебными, тонизирующими и даже повышающими потенцию способностями.
Однако вопреки традиционному убеждению, саланганы не питаются ни моллюсками, ни морской пеной. Они являются насекомоядными птицами. С великолепным зрением и короткими широкими клювами саланганы прекрасно приспособлены ловить мелких насекомых на лету.
В результате обитания в темных пещерах, у саланганов развилась также способность ориентироваться акустически при помощи эхолокации. Непохожие на импульсы, испускаемые летучими мышами, эхолокационные сигналы саланганов — серии резких щелчков, — могут быть услышаны человеком, находящимся вблизи входа в пещеру. Однако эхолокация саланганов не так чувствительна как у летучих мышей и потому бесполезна в определении местоположения кормовых насекомых.
Клейкий материал гнезда выделяется самцом и самкой саланганов из пары слюнных желез, т. е. основным ингредиентом в чашке «супа из птичьих гнезд» является богатая белком, углеводами и жирами слюна саланганов с примесью небольшого количества минералов. Нет никаких доказательств, что она обладает какой-либо медицинской ценностью. Ученые обнаружили, что эта слюна содержит вещества, содействующие клеточному и тканевому восстановлению и поддерживающие иммунную систему саланганов. Но какого-либо достоверного воздействия на людей не обнаружено.
Собирание гнезд является рискованным занятием, потому что саланганы строят их на стенах пещер в десятках метров от земли. Опытные и умелые скалолазы нанимаются для сбора этих гнезд. Они воздвигают временные «леса» из бамбука. Чтобы сорвать гнезда со стены, сборщики используют бамбуковый шест со свечой, прикрепленной к нему. Конец шеста расщеплен в виде конической корзины или оборудован металлической лопаткой. Современным нововведением является замена свечки маленькой лампочкой и собирающая сетка, подвешенная внизу.
Обычно сборщики срывают гнезда со стен пещеры, не взирая на сезон, в связи с чем нередко гибнет большое количество яиц и только что выклюнувшихся птенцов. Результатом такой практики явилось резкое сокращение популяций саланганов, производящих съедобные гнезда. Численность некоторых в последние годы снизилась на 80–90%, другие исчезли полностью. К тому же леса, где эти птицы кормятся в течение дня, быстро вырубаются для получения строительного материала. Тревожное сокращение численности популяций саланганов означает, что необходимы неотложные меры, чтобы сохранить этих птиц.
Однако простой запрет на сбор и продажу гнезд саланганов не решит проблемы чрезмерной эксплуатации, поскольку это занятие обеспечивает существование местных жителей, обитающих вблизи пещер. К тому же всегда найдутся люди, желающие рисковать своими жизнями, чтобы заняться этим незаконно. Гнезда саланганов малы и исключительно легко могут вывозиться контрабандой. Пытаться ввести такой запрет на черный рынок практически невозможно.
И все же сегодня большинство сборщиков в странах, где обитают производящие съедобные гнезда саланганы, согласны с предложениями ученых сократить наполовину частоту сбора гнезд этих птиц и хотя бы раз в году давать им возможность беспрепятственно производить потомство, а значит выжить.
(По материалам журнала «Wildlife Conservation»)
 

ПТИЦЫ

 
Самая тяжелая летающая птица. Самая тяжелая летающая птица — лебедь-шипун (Cygnus olor) весом до 18 кг. Самец лебедя-шипуна из Польши, достигший рекордного веса в 22,5 кг, временно утратил способность к полету.
Самая большая птица всех времен. Самая большая птица, когда-либо жившая на Земле, — это вымерший около 1000 лет назад эпиорнис (Aepyornis maximus) (хотя в последний раз его видели в 1658 г.). Эта нелетающая птица с острова Мадагаскар достигала 3–3,3 м в высоту и весила около 500 кг.
Самые длинные перья. Хохлатый аргус (Rheinhartia ocellata) — обладатель самых длинных перьев среди недекоративных птиц, обитающих в природе. Его перья достигают 1,73 м в длину.
Самая старая птица. Самая большая документально подтвержденная продолжительность жизни — 80 лет — зафиксирована у самца желтохохлого какаду (Kakatoe galerita) Коки, жившего в Лондонском зоопарке и умершего в 1982 г. По непроверенным данным, 82-летнего возраста достиг самец стерха (Grus leucogeranus) Волк, живший в питомнике Международного Журавлиного фонда в Барабу (Висконтин, США). Он умер в 1988 г. после того, как сломал клюв, отгоняя от своего загона назойливого посетителя.
Самая опасная птица. Самыми опасными птицами считаются три вида казуаров (семейство Casuariidae), обитающие в Новой Гвинее и на северо-востоке штата Квинсленд (Австралия). Эти птицы достигают 2 м в высоту. На пальцах ног у них крепкие когти, помогающие отталкиваться от земли при быстром беге. Коготь четвертого пальца, направленного назад, достигает в длину 12 см и используется для обороны. Загнанный в угол или раненый казуар очень опасен. Он подпрыгивает в воздух и наносит ногами удары, достаточно мощные, чтобы вспороть преследователю живот.
Самая мелкая птица. Самая мелкая птица — колибри-шмель (Mellisuga helenae), обитающая на Кубе и островах Новой Каледонии. Самец этого колибри весит 1,6 г, а длина его тела — 57 мм, причем половина ее приходится на хвост и клюв. Самки немного крупнее. Ученые считают эти размеры минимальными из возможных для теплокровного животного.
По материалам «Книги рекордов Гиннесса» и Русского клуба рекордов «Левша»
Регистрация достижений для «Книги рекордов Гиннесса»:
127051, Москва, ул. Петровка, 16, Русский клуб рекордов «Левша»
(095) 200­5928, 200­3712 club-levsha@yandex.ru

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2019
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции