Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т

   21-22 (122-123), 25 ноября
 : : На главную : : 
29 января 2004 29 января 2004 26 февраля 2004 26 февраля 2004 25 марта 2004 25 марта 2004 29 апреля 2004 29 апреля 2004 27 мая 2004 27 мая 2004 24 июня 2004 24 июня 2004 29 июля 2004 29 июля 2004 26 августа 26 августа 30 сентября 30 сентября 28 октября 28 октября 25 ноября 25 ноября 30 декабря 2004 30 декабря 2004
орган Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки
 
 
 
ЧТО ТАМ У НАС ВПЕРЕДИ?
Интервью с президентом Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров Александром Васильевичем Родиным
ЗАКОН
«О РЫБОЛОВСТВЕ»:

черта подведена
ИСКРЕННОСТЬ ИЛИ ЛИЦЕМЕРИЕ ВЛАСТИ?
к 0111.04 г., … Межведомственная комиссия по наделению долями … должна была принять принципиально новое решение в соответствии …
ЭКОНОМИКА КАМЧАТКИ В ЦИФРАХ
(из докладов камчатского комитета по статистике за 2001, 2002, 2003 гг.)
 
 
sign Приморские рыбаки практически закончили освоение квот на промысле сайры в нынешнем году
sign 4 и 5 декабря 2004 г. на НП «Европейско-
Азиатская Биржа» состоятся два аукциона по продаже долей в общем объеме квот
sign Министерство сельского хозяйства России оставляет за собой часть морских рыбных портов
sign Задолженность по зарплате рыбакам БМРТ «Виктор Стрельцов», стоящего в приморском порту Находка, составляет около 12 миллионов рублей
sign Председатель СРПК С.В. Тимошенко включен в состав Межведомственной комиссии по определению долей, закрепляемых за российскими заявителями
sign В Москве в Колонном зале Дома союзов прошел съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)
sign Дальневосточники намерены договориться с российско-
марокканской комиссией по рыболовству об увеличении квот на вылов рыбы в экономической зоне Марокко
sign Сняты с реализации в магазинах Владивостока некачественные рыбные консервы
sign За девять месяцев 2004 года милиция ДФО выявила 1784 преступления в сфере незаконного оборота биоресурсов
 
 
• «СИЗИМАН»
ВЫШЕЛ В МОРЕ

областному прокурору Камчатской области удалось сохранить и букву, и дух закона
 
 
• ГИБЕЛЬ
ТЕПЛОХОДОВ
«АРОСА» И «ВЕСТ»

три основные версии
• «ПЕРСПЕКТИВЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТ-
ВЕННОГО КОМПЛЕКСА СЕВЕРО-ЗАПАДА РФ»

итоги отраслевого совещания
 
 
• ИКРА МИНТАЯ.
Завершение аукционов аляскинской продукции сезона «B» в Сиэтле
• КИТАЙ.
Экспорт рыбы и морепродуктов в 2003 г.
• ИКРА ГОРБУШИ ЯСТЫЧНАЯ МОРОЖЕНАЯ.
Аукционные продажи российской продукции
• КЕТА ОСЕННЯЯ.
Ход производства на Хоккайдо
• ИКРА ЛОСОСЕВАЯ ПРОБОЙНАЯ.
Японский рынок маринованной продукции
• КРАБ.
Импорт США в сентябре 2004 г.
• МАГАДАН.
Ожидается хороший подход горбуши
• ЧУКОТКА.
Освоение квоты
• НАУЧНЫЕ КВОТЫ БУДУТ ОТМЕНЕНЫ
• ОБЗОР РЫНКА СВЕЖЕЙ И ОХЛАЖДЕННОЙ РЫБЫ
03.11.04–10.11.04

ЯПОНИЯ
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, сентябрь 2004 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 14–15 ноября 2004 г.
 
 
• ДОЛГ ДО СИХ ПОР НЕ ОПЛАЧЕН
• ЗАЯВЛЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ОАО «УТРФ-КАМЧАТКА»
• ДЕЛО «ЧИСТЯКОВ — ВАХРИН — «ТИХООКЕАНСКИЙ ВЕСТНИК»
• ГОРДЕЕВ ОБРАЩАЕТСЯ В ГЕНЕРАЛЬНУЮ ПРОКУРАТУРУ
 
 
• МИХАИЛ МАШКОВЦЕВ: «Я СОХРАНИЛ ПРИБРЕЖКУ…»
• КУРИЛЫ В ОБМЕН НА ИНВЕСТИЦИИ
 
 
• НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ БЕРЕГОВЫХ РЫБООБРАБАТЫ-
ВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

О состоянии береговой обработки лосося в 1950-х гг.
электронная библиотека «Северной Пацифики»
• «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ»
Единорог арктических морей
Русский клуб рекордов «Левша»
• РЕКОРДЫ ГРАЖДАНСКОГО ФЛОТА
 
 
ВСЕ О КРАБЕ
• ХИТИН И ХИТОЗАН
• ХИТИН ВОКРУГ НАС
• КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПАНЦИРИ РАКООБРАЗНЫХ
Калейдоскоп
• ИЗРАИЛЬ:
МОРСКИЕ ЕЖИ ВЫДАЛИ СВОЮ КОЛЮЧУЮ ТАЙНУ
• США:
РОССИЯН ПРИЗВАЛИ ОСТАВИТЬ «ТИТАНИК» В ПОКОЕ
• США:
НАШЛИ ОЧЕРЕДНУЮ АТЛАНТИДУ
• ИРАН:
РЫБА ВЫЖИЛА В ХОЛОДИЛЬНИКЕ
• «ОМАРНЫЙ МАНЬЯК»
• МНОГИЕ ВИДЫ АНТАРКТИКИ — НА ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
• США:
ОТКРЫТЫ НОВЫЕ ВИДЫ МОРСКИХ ОГУРЦОВ
• РЫБА-УБИЙЦА ПОКУШАЕТСЯ НА ВАШИНГТОН
• УКРАИНА:
ЭКЗОТИЧЕСКАЯ РЫБА МЕЧЕТ ИКРУ
• ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
ДВУХГОЛОВАЯ ЧЕРЕПАХА
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


Вышел в свет седьмой выпуск историко-краеведческого сборника «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки». Перед вами — одна из глав сборника.
Полностью сборник размещен в электронной библиотеке «Северной Пацифики».

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ БЕРЕГОВЫХ РЫБООБРАБАТЫВАЮЩИХ
ПРЕДПРИЯТИЙ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ


О СОСТОЯНИИ БЕРЕГОВОЙ ОБРАБОТКИ ЛОСОСЯ В 1950-х гг.


Чтобы понять всю сложность положения, в котором оказались в настоящее время береговые рыбообрабатывающие предприятия Камчатской области, некогда перерабатывавшие большую массу лосося (до 150 тыс. т), и на сегодня не способные значительно повлиять на обеспечение приема и переработки увеличившихся объемов добычи, необходимо познакомиться с изменениями, которые произошли здесь в середине 1950-х гг.
В начале 1950-х гг. на побережье действовало 33 рыбокомбината, в составе которых было 130 рыбозаводов и баз, занимающихся посолом рыбы, а также 50 рыбоконсервных заводов. В общей структуре производственных рыбообрабатывающих мощностей береговые предприятия занимали доминирующее положение. До начала 1940-х гг. добыча и обработка рыбы велась только на берегу, и только с середины 1940-х гг. появилось активное рыболовство (табл. 1).

Таблица 1
Год1939194119451951195319541955
Добыча рыбы, тыс. т62,7107,1155,1207,4209,2128,8223,0
Прием на берег, тыс. т62,7107,1152,6195,3185,9113,1192,8
Удельный вес, %100,0100,098,094,089,088,086,0
Из общего приема на
берег - прием лосося, тыс. т
42,384,6104,3152,8140,168,098,8
Уд. вес от приема на берег, %67,079,068,078,075,060,051,0
Количество ставных неводов115108206163202232
Исторически основу добычи составлял лосось, удельный вес которого, как видно из табл. 1, в начале 1950-х гг. доходил до 78 %.
Лосось был основой, на нем создавались рыбные промыслы Камчатки, на нем же в дальнейшем основывалась и создавалась рыбная промышленность. С учетом решения главной задачи — переработки лосося — размещались предприятия, строились консервные заводы, обустраивались заводы, занимавшиеся посолом рыбы.
Особенно развитым в отношении обработки лосося было западное побережье, где подходы его были гораздо мощнее, чем на восточном (табл. 2).

Таблица 2
Год19511952195319541955
Прием лосося в обработку, тыс. т152,878,4140,168,098,8
В том числе западное побережье, тыс. т126,758,8117,652,271,0
Удельный вес, %83,075,084,077,072,0
Как видно из данных табл. 2, удельный вес приема лосося предприятиями западного побережья составлял более 80 % от общей его добычи.
На 1 сентября 1952 г. на этом побережье работало 15 рыбокомбинатов, в составе которых действовало 69 посольных заводов и баз, а также 35 рыбоконсервных заводов. Основная часть всех этих предприятий, кроме обработки лосося, обработкой других видов рыбы не занималось.
Сложившееся направление лосося по видам обработки определило развитие мощностей заводов области по специализации. Направление лосося по видам обработки характеризуется следующими данными (табл. 3):

Таблица 3
Год19511952195319541955
Прием лосося всего, тыс. т152,878,4140,168,098,8
Направление на посол, тыс. т120,755,2115,037,469,9
Удельный вес, %79,070,082,055,070,0
Направление в консервы, тыс. т32,123,225,130,629,2
Удельный вес, %21,030,018,045,030,0
Как видно, до 80 % лосося направлялось в посол. Этим объясняется тот факт, что основу мощностей составляли посольные предприятия, которых насчитывалось 130 заводов и баз, где никаких других видов обработки не было.
Выработку консервов вели 50 заводов, объем и ассортимент которых характеризуется следующим образом (табл. 4).

Таблица 4
Год1951195219531954
Выработка консервов, муб56,744,857,065,1
В том числе лососевые, муб53,838,847,250,8
Удельный вес, %95,087,083,078,0
Другие консервы, муб2,96,09,814,3
От 80 до 90 % всех выпускаемых консервов были лососевыми. Это говорит о том, что консервные заводы в основном были оснащены оборудованием для обработки лосося. В эти годы в небольших количествах обрабатывались и другие виды рыбы, удельный вес которых был невелик. Их промысел бригадами береговых заводов (кроме сельди) носил эпизодический характер.
Слабым было техническое оснащение заводов. Если говорить о посоле рыбы, то оно характеризуется состоянием посольных цехов. В 1930-х гг. до 60 % лосося из-за отсутствия чановой емкости солилось стоповым посолом, в 1945 г. — 50 %, в 1950 г. — 47 %. Стоповым посолом солили по 1952 г. включительно.
В начале 1950-х гг. на заводах было в эксплуатации чанов общей емкостью на 107 тыс. т, в том числе 56 — бетонная и деревянная и 51 — брезентовая. Из всей чановой емкости только 41,2 тыс. т находилось под укрытием, остальное (60 %) — на открытых площадках. Из 130 заводов и баз, занимающихся посолом рыбы, только 31 завод имел холодильники общей вместимостью 6 740 т, основная емкость в которых отводилась для хранения икры.
Такое состояние заводов, их оснащение холодильными емкостями сказывалось на качестве продукции (табл. 5).

Таблица 5
Год193519361941194519501955
Продукция 1-го сорта, %18,918,937,738,325,046,2
Продукция 2-го сорта, %61,247,348,042,445,545,2
Нестандарт, %19,933,818,319,329,58,6
выработка мало- и среднесоленого лосося, тыс. т--1,31,50,91,4
Удельный вес в общем выпуске, %--2,84,41,42,8
Холодильники. Всего в начале 1950-х гг. на предприятиях действовали 46 холодильников, 15 из которых имели стеллажные морозильные камеры общей производительностью 252 т рыбы в сутки. Единовременная емкость камер хранения для мороженого сырья — 5 720 т. Остальные 31 холодильник, как говорилось выше, были предназначены для хранения икры и соленой рыбы. Из 46 холодильников 37 были построены в 1928—1933 гг. на японских базах.
Консервные цехи. Действовало 50 цехов. Среднегодовая мощность этих цехов в 1951—1955 гг. составляла 130,6 муб, выпуск же консервов составил 58,6 муб. Главным назначением заводов была обработка в летний период лосося, выпуск из него натуральных консервов. На заводах действовали 105 линий по выработке лососевых натуральных консервов, 10 линий крабовых и 13 линий по выработке закусочных консервов.
Все заводы были построены в период 1927—1931 гг. Из записки Главкамчатрыбпрома министру рыбной промышленности СССР (1954 г.): «Все здания заводов состоят из металлических и деревянных каркасов, обшитых оцинкованным железом или досками, не отапливаемые, приспособленные к работе только в летний период года. Все здания требуют капитального ремонта. Оборудование на всех заводах в большинстве своем требует замены или модернизации».
Энергетическое обеспечение было рассчитано на работу только в летний период. Мощность электростанций всех 130 заводов в 1951 г. составляла 8 620 кВт.
Таково было состояние производства.
Большая масса заводов требовала большой численности работающих. Резко выраженная сезонность требовала ежегодного притока рабочей силы. В начале 1950-х гг. ежегодно на береговые заводы завозилось от 16 до 24 тыс. чел. сезонных рабочих по организованному набору из центральных областей страны. В 1953 г., например, на 1 февраля численность работающих составляла 16 880, на 1 августа — 33 900 чел. На 1954 г. планировался завоз 23 300 чел. сезонных рабочих.
Таким, в общих чертах, было рыбное хозяйство области в начале 1950-х гг. В этот период в результате развития активного промысла лосося японскими рыбопромышленниками в море, в местах нагула и на путях миграции, стали падать его подходы на нерест к побережью Камчатки. Уловы лосося снизились (табл. 6).

Таблица 6
Годы1951-19521953-19541955-19561957-19581959-19601961-1962
Прием лосося, тыс. т, нечетный год152,8140,198,894,156,341,3
Прием лосося, тыс. т, четный год78,368,066,714,222,027,6
Большая масса заводов лишилась сырья, ничем другим, кроме обработки лосося, они заниматься не могли. К работе в зимний период их цеха не приспособлены, да и делать им нечего зимой, поскольку флота для добычи разнорыбицы нет, базубежищ для флота также нет. Кризисную ситуацию характеризует загрузка консервных заводов, куда рыба направлялась в первую очередь. Использование мощностей консервных цехов в 1951—1956 гг. показано в табл. 7.

Таблица 7
РыбокомбинатыЗаводовСоеднегодовая мощность, тубВыработка за год, тубИспользование мощностей, %
Ичинский25200168022
Колпаковский34900114029
Им. С. М. Кирова452001590038
Пымтинский39000235026
Кичикский211800544046
Митогинский1230090039
Большерецкий49400407043
Озерновский622600977043
Русаковский1100078078
Кичигинский1160085053
Так использовать мощности дальше было нельзя, а загрузить их было нечем. Что было делать с 17 тыс. чел., постоянно работавших на этих заводах, большая часть которых осталась без загрузки? Надо еще учесть, что вокруг этих заводов были сформированы поселки, где проживали 75,5 тыс. чел., в том числе 51,5 тыс. постоянно проживающих.
Жилой фонд расположен в 154 поселках и составлял 233 тыс. кв. м, из которых 160 тыс. представляли каркасно-засыпные и сезонные строения, в том числе 112 тыс. — бараки, 22 тыс. — утепленные палатки, 6 тыс. — землянки. Ко всему этому, на летний период для проживания сезонных рабочих устанавливались 1 000 брезентовых палаток.
Добавим еще, что к середине 1950-х гг. из-за снижения подходов лосося и уменьшения в связи с этим выпуска продукции береговые предприятия резко ухудшили свою финансовую деятельность. Убытки рыбной отрасли по курсу денег 1961 г. показаны в табл. 8.

Таблица 8
Год195419551956
План7,78,06,4
Отчет40,030,321,0
Только за три года сверхплановыми убытками государству был нанесен ущерб 69,2 млн руб.
Это было время, когда после окончания войны прошло всего десять лет, страна испытывала во всем острую нужду. В этих условиях естественно встал вопрос, как содержать такое хозяйство и следует ли его содержать с учетом технического состояния, его специализации и резкого сокращения сырьевых ресурсов?
Таким образом встала задача принятия немедленных мер по коренной перестройке рыбного хозяйства области. В этих условиях единственно правильным было решение по осуществлению концентрации этих предприятий, закрытию мелких и неперспективных, с одновременным созданием крупных предприятий в наиболее перспективных районах.
Здесь еще надо учесть, что теперь перспектива заводов зависела от промыслового флота (теперь он должен загружать берег белорыбицей), возможности работы с ним в условиях открытого побережья, обеспечения безопасности мореплавания и создания минимальных условий убежища для них. Многие заводы, находясь в хороших промысловых районах, не могли обеспечить этого. Вот почему пришлось закрыть все заводы Пымтинского, Кихчикского, Митогинского рыбокомбинатов с хорошими сырьевыми ресурсами, но без убежищ для флота.
В ходе концентрации к 1961 г. были упразднены три рыбопромышленных треста, семь моторно-рыболовных станций с их областным управлением, 16 рыбокомбинатов. В составе рыбокомбинатов из 130 осталось только 25 заводов и баз, 15 рыбоконсервных цехов. Одновременно были укрупнены и рыболовецкие артели. Вместо 42 мелких рыболовецких артелей создано 12 крупных рыболовецких колхозов, которым было передано все имущество бывших моторно-рыболовных станций. На оставшихся заводах была развернута перестройка их на обработку разнорыбицы, которая видна из объема обработки (табл. 9).

Таблица 9
Год19511952195319571961
Прием рыбы, всего, тыс. т195,3110,4185,9105,6198,6
В том числе разнорыбыцы (без сельди), тыс. т12,78,39,134,465,9
Удельный вес, %6,57,57,516,733,2
Трудности этой перестройки заключались в том, что все производство было приспособлено на работу только в летний период, отсутствовала энергетика, жильем для рабочих были в основном бараки.
Перестройка объектов производственного назначения в основном велась за счет средств и материального обеспечения на капитальный ремонт, отдельные объекты — за счет ссуд Госбанка. Основной их части ни в каких титульных списках не было, поэтому не было и не могло быть комплексной застройки с проработкой увязанного генерального плана.
Чаще всего строили объекты первой производственной необходимости. В этом случае страдали объекты вспомогательного производства, энергетики, бытового обеспечения. Этим можно объяснить то, что и по сегодняшний день на многих заводах не решены вопросы водо-, паро-, электроснабжения, канализации и очистки стоков, устройства бытовых помещений, хозяйства портовых пунктов, транспорта. Отстали в своем развитии посол и заморозка рыбы.
 

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ

А.М. ТОКРАНОВ

 

Единорог арктических морей

 
Объект небылиц и мифов, мелкий полярный кит нарвал, обладающий длинным, торчащим вперед и похожим на рог диковинного животного зубом, был известен в Европе с XVII века как «морской единорог». Этот огромный зуб, обычно принадлежащий самцам, и дал нарвалу научное латинское название, которое на русский язык можно перевести как «один зуб, один рог». Принимаемый за рог легендарного единорога, зуб нарвала некогда ценился как мощное противоядие и лекарственное средство от многих немощей и болезней.
Нарвалы — постоянные обитатели полярных морей, встречающиеся вдоль всего арктического побережья Европы, Азии и Америки (в прикамчатских водах довольно обычен их ближайший родственник — белуха). В настоящее время в Арктике существуют три основных стада нарвалов, самое крупное из которых численностью около 20 тыс. животных приурочено к водам Гренландии и прилегающего к ней канадского сектора Арктики. У берегов России эти киты лишь изредка появляются в Чукотском море, а также в районе Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Обитая у края ледовой кромки, нарвалы с приближением зимы мигрируют в открытое море с наступающим льдом и возвращаются к берегу для откорма в летние месяцы. Их пища состоит, главным образом, из полярной тресочки-сайки, черного палтуса, кальмаров и креветок. Хотя нарвал не считается подвергающимся опасности животным, законы всех стран арктического бассейна ограничивают охоту на него даже для местного населения. Например, канадским охотникам-эскимосам ежегодно выделяется лимит добычи нарвалов в размере около 500 животных, на которых, к тому же, охотятся только на каяке (морской байдаре) при помощи гарпуна, так как обычаи этого народа запрещают пользоваться лодочными моторами и другими достижениями прогресса при добыче нарвалов. Коренные жители Гренландии эскимосы в течение многих веков традиционно используют в пищу как мясо нарвала, так и шкуру с подкожным слоем жира, которая очень богата витамином С. Его концентрация достаточна, чтобы предотвратить цингу, несмотря на, главным образом, мясную пищу эскимосов.
Взрослые нарвалы достигают в длину 6 м и весят более полуторы тонн. И самец, и самка этого кита рождаются с двумя зубами, выступающими вперед из верхней челюсти. Левый зуб самца, однако прорастает сквозь губу и торчит вперед подобно бушприту парусного судна. Он спирально закручен против часовой стрелки по направлению к концу и может достигать 3 м в длину и весить более 8 кг. В редких случаях встречаются нарвалы с двумя такими зубами. Большой, безупречно остроконечный зуб нарвала является завидным трофеем и до недавнего времени продавался за 800–1000 долларов США. Однако в середине 80-х годов под давлением защитников окружающей среды ввоз зубов нарвалов во многие страны был запрещен и цены на них резко упали.
Cамки нарвалов рождают детенышей каждые три года после приблизительно 15-месячного периода беременности. При рождении детеныши нарвала имеют однотонную темно-серую окраску (взрослые животные — пятнистые) и размеры около 1,5 м и 50–55 кг.
Выполненные в 80–90-е годы исследования показали, что нарвалы, как и многие другие киты, издают целый набор различных звуков: одни из них служат средством общения между животными в стаде, другие — эхосигналами для навигации и разыскивания пищи или других нарвалов. Огромный зуб же этого кита является и оружием, и символом господства самцов в ритуальных демонстрациях в период размножения. Вероятно, из-за постоянного использования, у одного из каждых трех взрослых самцов такой зуб обломан на некотором протяжении.
За исключением человека, у нарвалов мало врагов в природе — только касатки, глубоководные акулы да белые медведи могут охотиться на них.
И хотя сегодня промысел не угрожает нарвалам, увеличивающееся освоение человеком Арктики может нарушить хрупкое равновесие в местах их обитания. Дальнейшее изучение образа жизни нарвала поможет лучше понять и защитить это животное, одного из самых необычных и очаровательных обитателей полярных морей.
(По материалам журнала «National Geographic»)
 

РЕКОРДЫ ГРАЖДАНСКОГО ФЛОТА

 
Первый научный корабль дальнего плавания Этот корабль называется «Витязь» и закончил он свою службу в 1980 году. Флагманом научно-исследовательского флота судно было двадцать лет (1948–1967). «Витязь» называли «кораблем открытий». Ему принадлежит честь обнаружения в 1951 году максимальной глубины Мирового океана в Марианской впадине — 11034 метра. Даже с такой глубины ученые достали живые организмы, перевернув представления о возможности жизни на сверхглубинах при сверхдавлениях. Шесть глубоководных желобов и хребет в Тихом океане и столько же в Индийском, более сорока подводных гор были открыты и нанесены на карту океанического дна участниками рейсов «Витязя».
Первый в мире катер на воздушной подушке Он был создан на базе Московского авиационного института в 1935 году. Под руководством профессора В.И. Левкова (1895–1954) испытания различных моделей аппарата на воздушной подушке начались еще в 1932 году. Первый летающий катер представлял собой небольшой деревянный катамаран с тремя винтомоторными установками. В 1937 году был создан цельнометаллический дюралевый торпедный катер Л-5. Он мог развивать скорость более 70 узлов, то есть около 130 километров в час. Война остановила развитие этой отрасли судостроения. В 1947 году все катера на воздушной подушке были уничтожены в Кронштадте как устаревшие. В 80-е годы под руководством главного конструктора Валерьяна Королькова шла разработка проекта нового катамарана на воздушной подушке. Судно под именем «Бора» было принято на вооружение в декабре 1989 года. Этот катамаран оказался самым крупным в мире судном на воздушной подушке. Длина его 64 метра, ишрина 18 метров, скорость достигает 45 узлов (даже при движении но волнам высотой в два метра).
Самый большой якорь в России У входа в краеведческий музей в городе Николаевске-на-Амуре демонстрируется якорь из кованого железа, относящийся ко времени зарождения российского флота. Высота якоря — 4,8 метра, а вес — 6,1 тонны.
Первый русский пароход 3 ноября 1815 года от пристаней Петербурга отошел первый русский пароход «Елизавета». Через 2 часа 45 минут он прибыл в Кронштадт. Пароход шел со скоростью 8,73 версты в час. Мощность его двигателя была всего 4 лошадиные силы.
Первая пассажирская пароходная фирма Ею стало пассажирское пароходное товарищество «Самолет», учрежденное в 1853 году.
К началу 1860-х годов оно владело 21 пароходом, которые плавали по всей Волге и по Каме до Перми. В1859 году товариществом «Самолет» были получены заказанные в Англии пассажирские пароходы «Царь» и «Царица», поражавшие современников невиданной роскошью.
Самый лучший частный флот На рубеже XIX–XX веков по рекам Каме, Волге, Вятке и Белой курсировали несколько десятков частных пассажирских судов, по комфортабельности и быстроходности превосходивших весь остальной речной флот России. Суда принадлежали пермскому заводчику Ивану Любимову, имевшему к тому же 20 самоходных барж. Среди любимовских пароходов особым комфортом выделялись двухпалубные «Екатеринбург» и «Березняки» (по роскоши отделки первые на Каме), а также теплоход «Урал». По всей Каме и по Волге имелись частные любимовские пристани. Ввиду сильной конкуренции со стороны Любимова, старейшие российские пароходные общества «Самолет» и «Кавказ и Меркурий» были вынуждены ликвидировать свои дела на Каме и существенно потесниться на Волге. После революции 1917 года пароходство Любимова было национализировано. Дальнейшая судьба лучших речных пароходов оказалась печальной: при отходе армии Колчака из Перми почти весь бывший любимовский флот был уничтожен огнем от разлившейся и подожженной нефти. Лишь несколько пароходов впоследствии удалось восстановить.
По материалам «Книги рекордов Гиннесса» и Русского клуба рекордов «Левша»
Регистрация достижений для «Книги рекордов Гиннесса»:
127051, Москва, ул. Петровка, 16, Русский клуб рекордов «Левша»
(095) 200­5928, 200­3712 club-levsha@yandex.ru

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2019
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции