Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т

5-6 (106-107),  25 марта
 : : На главную : : 
29 января 2004 29 января 2004 26 февраля 2004 26 февраля 2004 25 марта 2004 25 марта 2004 29 апреля 2004 29 апреля 2004 27 мая 2004 27 мая 2004 24 июня 2004 24 июня 2004 29 июля 2004 29 июля 2004 26 августа 26 августа 30 сентября 30 сентября 28 октября 28 октября 25 ноября 25 ноября 30 декабря 2004 30 декабря 2004
орган Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки
 
 
 
КАК НАДУРИТЬ РЫБАКОВ КАМЧАТКИ
рецепты от Департамента по рыболовству часть II
«НА ШАРУ И УКСУС СЛАДКИЙ» или «ХРЕН РЕДЬКИ НЕ СЛАЩЕ»
народные поговорки очень точно и образно отразили ситуацию 17 марта на Камчатке
ПРОФЕССИОНА-
ЛИЗМ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТ-
ВЕННОГО КОМПЛЕКСА

заместитель Губернатора Мурманской области В.К. Зиланов — тезисы выступления
ПОЧЕМУ СОКРАЩАЮТСЯ ОБЪЕМЫ РЫБНОГО ПРОМЫСЛА?
оценка экологического состояния прибрежных экосистем
 
 
sign Борьба камчатских рыбаков с беспределом исполнительной власти значительно повысила авторитет Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатской области и Корякского автономного округа…
sign Начальник управления промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области Владимир Иванович Обухов подал заявление об отставке…
sign За последний месяц задолженность по зарплате перед работниками рыбопромышленных предприятий выросла на 9 млн. рублей…
sign Руководители крупнейших рыбацких коллективов Корякского округа обратились с письмом к Президенту России, Председателю Правительства РФ…
sign Лососевая путина 2004 года пройдет на среднем уровне по объему уловов, прогнозируют ученые СахНИРО…
sign Завершилась наважья путина на севере Александровск-
Сахалинского района…
sign В доход государства будут направлены средства от реализации незаконно добытой минтаевой продукции, составляющие по ценам внешнего рынка $7,6 млн…
sign Подписан протокол о торгово-экономическом сотрудничестве Приморья и китайской провинции Цзилинь…
sign Ученые ТИНРО предсказывают малый подход красной рыбы в водоемы Магаданской области…
sign По данным управления статистики в Курильском районе средняя зарплата 9,2 тысячи рублей…
sign Крупная партия незаконно добытого трепанга изъята в Южно-Сахалинске…
 
 
• МАЛАХОВ И РЫБОЗАВОДЫ
Губернатор Иван Малахов и специалисты Сахрыбвода сравнивали преимущества государственных и частных предприятий рыбной отрасли
• ПРИМОРСКИЕ РЫБАКИ НЕ ЛОВЯТ РЫБУ
В Находке прошло экстренное собрание представителей мелких и средних рыболовецких компаний, занимающихся прибрежным ловом
• УДОЧКИ ПОУМНЕЛИ
Приморских любителей рыбной ловли ждет особое новшество
 
 
• «КРАБОВОЕ ДЕЛО»
Слушания по «крабовому делу» возобновились в Московском городском суде
• СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ
За счет браконьерского вылова водных биоресурсов бюджеты субъектов Российской Федерации ежегодно теряют около 150 млн долларов
• АКЦИИ «ДАЛЬМОРЕ-
ПРОДУКТА»

На прошлой неделе резко вырос спрос на акции ОАО ХК «Дальморепродукт»
 
 
• СКОЛЬКО ВЕРЕВОЧКЕ НИ ВИТЬСЯ…
В 2002 году, наверное, только наша газета критически оценивала деятельность администрации Камчатской области по предотвращению так называемой «экологической катастрофы»
 
 
• ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ
По оценкам ученых объем общих допустимых уловов 2004 год будет мало отличаться от прошлых лет
• Проблема похожая. Как решать?
• «Красная армия» всех сильней?
 
 
• 21 февраля 2004 года члены Межведомственной комиссии по наделению долями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов заявителей Камчатской области подписали протокол
 
 
• Лосось из «Красной книги»
Федеральные службы рыболовства в Сиэтле все еще выясняют, что же произошло с 27 видами лососей Северо-Запада США, которых пришлось занести в списки видов, охраняемых по Закону о редких и исчезающих видах…
 
 
• «О «БЕСЧЕШУЙНОМ ЗВЕРЕ» И ДРУГИХ ОБИТАТЕЛЯХ КАМЧАТСКИХ ВОД»
вышла книга А.М. Токранова
Интернет-энциклопедия
• АНАДЫРЬ
• БЕРИНГ
Витус Ионассен

• БЕРИНГОВО МОРЕ
• ВРАНГЕЛЬ
Фердинанд Петрович

• ГЮЙС
• ЖЕМЧУГ
• ИТУРУП
 
 
• ОГРОМНЫЕ ОБЪЕМЫ РЫБНОЙ ЛОВЛИ УГРОЖАЮТ МОРСКИМ ОБИТАТЕЛЯМ
• УЧЕНЫЕ ОБСУЖДАЮТ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ МОРСКИХ ЧЕРЕПАХ
• СЕРЫЕ КИТЫ В МЕКСИКАНСКИХ ВОДАХ
• ЗАТОНУВШИЕ КОРАБЛИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ
• ЖИВЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
• Ф. КОНЮХОВ УСТАНОВИЛ МИРОВОЙ РЕКОРД
• ПОЛИЦИЯ И МЕДИКИ КАЛИФОРНИИ СПАСЛИ МОРСКОГО ЛЬВА
• ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ БРИТАНСКИЙ АКВАЛАНГИСТ
• ТУРИСТАМ ПРИДЕТСЯ СМИРИТЬСЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ДОБЫЧИ ТРЕСКИ
• ПОДВОДНЫЕ СЪЕМКИ ИЗ НОВОГО ФИЛЬМА КЭМЕРОНА
• АКУЛА ПРИНЕСЛА ПОБЕДУ ШКОЛЬНИЦЕ
• ДЕТАЛЬ НЕМЕЦКОГО ЛИНКОРА
• ПОЛЯРНЫЙ МЕДВЕДЬ НЕ ВСЕГДА БЕЛЫЙ
• НЕОЖИДАННЫЙ ГОСТЬ НА ПЛЯЖЕ
• ИСЧЕЗНУВШИЙ ВИД ПОЛУЧЕН В НЕВОЛЕ
• РАССТОЯНИЕ ДЛИНОЙ В ДВА ЭКВАТОРА
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


Профессионализм — основа развития рыбохозяйственного комплекса

тезисы выступления

 
На состоявшемся 18 февраля с.г. в Госкомрыболовстве России совещании по работе рыбохозяйственного комплекса России в современных условиях не удалось выступить многим представителям исполнительной власти приморских регионов, включая и присутствовавшего на нем заместителя Губернатора Мурманской области В.К. Зиланова. Кстати, из всех приморских регионов он был единственным представителем в ранге заместителя Губернатора.
Редакция располагает тезисами выступления заместителя Губернатора Мурманской области Зиланова В.К., которые, надеемся, будут интересны для нашего читателя.
 
Уважаемые коллеги, друзья!
Прежде всего, хочу отметить своевременность тематики, предложенной для обсуждения и, к сожалению, явный недостаток времени для квалифицированной подготовки к столь серьезному форуму.
В этой связи, в пределах регламента, позволю себе тезисно привлечь ваше внимание только к тем проблемам, которые требуют незамедлительного решения на различных государственных уровнях, с тем, чтобы предстоящие четыре–пять лет действительно были источником роста, а не дальнейшего падения отечественного рыбного хозяйства, которое мы наблюдали в прошедшее пятилетие.
Полагал бы также возможным кратко проинформировать вас об итогах работы рыбохозяйственного комплекса Мурманской области за прошедшие годы, тем более что ряд показателей в корне отличается от общей тенденции развития рыбного хозяйства России в целом.
Несмотря на трудности, с которыми мы столкнулись в последние годы, а это продолжающееся непродуманное либеральное реформирование отечественного морского рыболовства по лекалам Минэкономразвития и ряда неудачных управленческих решений в последние годы со стороны Госкомрыболовства, рыбохозяйственный комплекс Мурманской области все же сумел преодолеть кризис 1994–1998 годов и перешел к стабилизации в 1999–2003 годах и даже к наращиванию производственных показателей. Так, среднегодовой вылов увеличился с 381 тысяч тонн до 640 тысяч тонн, производство пищевой рыбной продукции с 226 тысяч тонн до 484 тысяч тонн. Более половины ее через отечественные порты поставляется на внутренний рынок страны. На экспорт поставляется валютоемкая продукция в количестве около 170–205 тысяч тонн, стоимостью порядка 246–266 млн долларов США.
Напомню, что за эти же годы в целом по России вылов снизился с 4,3 до 3,2 млн тонн, т.е. более чем на 1 млн тонн. (таблица 1)
Таблица 1

Динамика вылова водных биоресурсов России и мурманской области


 1997199819992000200120022003Среднегодовой
за 1998-2003
Россия (млн т)4,54,24,03,63,23,23,23,56
в %10093,388,88071,171,171,179,1
Мурманская область (тыс. т)401,0381,2582,7602,5634,7649,4550,7566,8
в %10095145,3150,2158,2161,9137,3141,3

В структуре промышленного производства Мурманской области доля рыбного хозяйства составляет 15,6–17,1%. Объем промышленного производства в рыбохозяйственном комплексе за 2000–2003 годы в действующих ценах составляет 7,6–9,1 млрд рублей. В бюджетную систему от рыбохозяйственного комплекса ежегодно поступает 460–625 млн рублей. Кроме того, аукционы выкачали за три года из мурманских рыбаков около 4,1 млрд рублей средств компаний, а область от аукционов получила всего около 100 млн рублей.
По вылову рыбы и по ряду других показателей Мурманская область в 2002–2003 годах вышла на первое-второе место среди субъектов Российской Федерации, что составляет около 20% общероссийского и более 50% вылова по Северо-Западному федеральному округу (см. таблицу 2). Эти показатели получены в результате творческого подхода к поиску путей развития, прежде всего, деловых рыболовных кругов, или, как модно сейчас называть, — представителей бизнеса. Вместе с тем, необходимо признать, что в 2003 году наметилась тенденция к сокращению вылова и производства пищевой рыбной продукции. Причины такого явления вызваны, прежде всего, разбалансированностью принятия решений на федеральном уровне.
Таблица 2

Улов рыбы и добыча других водных биологических ресурсов

(по данным Госкомрыболовства России, исходя из статистической отчетности по форме 1-П «Рыба», тыс. тонн)
 199819992000200120022003*
Российская Федерация,
в том числе:
451742284036368632903262
Северо- Западный ФО,
в т.ч. ведущие обл.
121512841393131513301076
Республика Карелия495655647740
Архангельская обл.14360195203182116
Калининградская обл.300282304344353332
Мурманская обл.685740789653655550
Дальневосточный ФО,
в т.ч. ведущие обл-ти
302026332339213017361978
Приморский край13961203959782578598
Хабаровский край252195188175132146
Камчатская обл.691547582502483521
Магаданская обл.556777846970
Сахалинская обл.522452413430358450

* — предварительные данные
Подытоживая эту часть своего выступления, отмечу, что действительно есть определенные положительные результаты. Однако, еще больше нерешенных проблем, упущений. Ряд из них допущены у нас в регионе, другие на федеральном уровне. Многие их них зависят от уровня управления, от эффективности действия властей и, прежде всего, от профессионализма и ответственности тех, кому доверено принимать решения на федеральном и региональном уровнях и которые влияют положительно или отрицательно на развитие отрасли в целом и особенно в регионах. На некоторых из них хотел бы остановиться отдельно.
1. Серьезной проблемой для рыбной промышленности Мурманской области, да и, полагаю, для всех других приморских регионов стало систематическое нарушение со стороны федеральных исполнительных органов власти сроков утверждения, распределения общих допустимых уловов (ОДУ) и, как следствие, задержка с выходом в начале года на промысел судов. Так, в 2003 году только во второй половине января рыболовный флот приступил к промыслу. В этом 2004 году суда вышли на промысел аж в середине февраля. Потеряны десятки тысяч тонн рыбной продукции на сотни миллионов рублей.
Кто и когда за это ответит, хотя бы административно?
Причины такой безответственности со стороны управленческого персонала федерального уровня известны. Это непрофессионализм, забюрократизированность системы рассмотрения, принятия и утверждения ОДУ, да и вообще незнание азов управления рыболовством, истории промысла. Это и игнорирование мнений регионов. Представители от приморских регионов еще в ноябре–декабре 2003 года неоднократно обращали внимание руководства Госкомрыболовства и Правительства России на угрозу срыва зимнего промысла. Однако эти обращения не были серьезно восприняты.
Буквально недавно, в ходе работы Межведомственной комиссии по определению долей-квот, один из высокопоставленных чиновников федерального уровня мне сказал: «Чего ты бьешься за скорейшее начало промысла — все равно никто уже в рыночных условиях в январе не работает». Забыли господа-товарищи, что за последнее пятилетие в январе ежемесячно добывается в целом по России 300–320 тысяч тонн, а по Мурманской области 40–45 тысяч тонн водных биоресурсов. В январе же 2003 года рыбаки Мурмана добыли всего 20 тысяч тонн, а в 2004 году около 10 тысяч тонн. Вот они где потери, которые уже в этом году не наверстать.
2. Считаю необходимым обратить внимание присутствующих на явное пренебрежение к предложениям, высказываемым на разных уровнях представителями исполнительных органов власти приморских регионов по различным вопросам функционирования и развития рыбохозяйственного комплекса. Я уж не говорю о принятии решений, как по стратегическим направлениям развития отрасли, так и по тактическим повседневным вопросам. Настораживает то, что эта пренебрежительность проявляется и со стороны штаба отрасли. Так, при обсуждении Концепции, Постановления № 704 и Типового положения по прибрежке нами вносились предложения, которые на словах поддерживались даже в самом аппарате Госкомрыболовства России и аппарате Правительства России. Однако, когда мы увидели принятые и утвержденные документы — слов разочарований трудно было подобрать. Ряд же нормативных документов в развитие Концепции и Постановления № 704 вообще готовились без участия представителей исполнительной власти Мурманской области. Приведу только один пример. Это злополучный приказ Госкомрыболовства России № 491 о минимальных объемах вылова по типам судов. О его ошибочности говорили все регионы. Результат такого подхода известен. Приказ пришлось несколько раз корректировать. И даже после внесения поправок — он явно спорный.
Подобный подход ведет только к принятию ошибочных, далеких от практики решений, которые не способствуют объединению усилий центра и регионов по выводу отрасли из системного кризиса. Надо с этим заканчивать. Пора уже объединять усилия по профессиональному управлению отраслью центра, регионов и бизнеса. Такая работа требует системности, продуманности всех действий федеральных органов власти и доверия с их стороны исполнительным органам власти на местах и представителям ассоциаций и объединений рыбаков и рыбопромышленников.
Назрела необходимость также четко разграничить полномочия федеральных исполнительных органов и органов исполнительной власти субъектов федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения водными биологическими ресурсами. Отсюда и ответственность и спрос за принимаемые решения будут конкретны.
3. Еще об одной немаловажной проблеме, затрагивающей жизнедеятельность рыбохозяйственного комплекса. Это исполнение принятых законов в области рыболовства и в целом по формированию новой законодательно-нормативной базы, которая бы способствовала развитию рыболовного бизнеса. Рядом околорыболовных кругов сознательно навязывается общественности точка зрения, что, дескать, Россия ведет рыболовство без основ законодательства, отсюда все беды. Это не так.
Со стороны разных структур, и прежде всего федерального уровня, недостаточно эффективно исполняются уже имеющиеся законы (по экономзоне, континентальному шельфу, по территориальному морю и т. д.). Да, в них есть противоречия, пробелы. Но кто мешает Госкомрыболовству объединить усилия по устранению этих пробелов? Кто мешает разработать базовый закон «О рыболовстве»? Говорят, этому мешает «рыбная мафия». Мешает одно нежелание тех, кому это положено по долгу службы и их непрофессионализм. Сказки о «рыбной мафии» — это для обывателя и для уст ряда партийных популистов в период выборов.
Вокруг проекта закона «О рыболовстве» роем ходят так называемые разработчики с разными званиями и учеными регалиями, готовые погреть руки на этом прибыльном для них деле. Вот именно эти «рыболовные распутины» загоняют закон «О рыболовстве» в тупик.
Считаю, что четыре структуры обязаны законотворчество в области рыбного хозяйства взять как первоочередную задачу и решать ее в ближайшие два года. Это Госкомрыболовство, регионы, общественные объединения рыбаков и депутаты от регионов. Не будет это сделано, чиновники из других ведомств, да и известные нам «рыболовные распутины» разных уровней, включая и из аппарата Правительства, растащат отрасль по кускам.
4. Безусловно, на современном этапе огромное влияние на развитие рыбохозяйственного комплекса страны и регионов будет оказывать надлежащее и корректное исполнение положений Постановления Правительства России № 704. К сожалению, здесь мы вновь видим формальный подход при разработке и принятии в развитие этого документа ряда приказов федерального уровня. Так, Типовое положение по прибрежному рыболовству, утвержденное тремя ведомствами — Госкомрыболовством, Минфином и Минэкономразвития, не учитывает особенности формирования прибрежного рыболовства в регионах и их специфику. Так, в Мурманской области прибрежное рыболовство в силу ряда объективных причин только начинает формироваться. В этой связи, наделение пользователей долями на пятилетний период по Типовому положению не позволяет решить проблему вовлечения новых пользователей, желающих вести прибрежный промысел, а также тех компаний, которые строят суда на верфях Мурманской области. Более того, Типовое положение не решает проблемы загрузки береговых рыбоперерабатывающих предприятий области. Все это неоднократно доводилось до сведения федеральных органов на самых разных уровнях — вплоть до Правительственной комиссии по вопросам рыбохозяйственного комплекса. К сожалению, и в этом вопросе усилия регионов оставлены без внимания. Невозможно причесать всех под одну гребенку в прибрежном рыболовстве. У Камчатки одни особенности, у Мурманской области — другие, у Сахалина — третьи, у Калининграда — четвертые. Необходимо было дать возможность самим регионам (на чем они неоднократно настаивали) отразить их специфику в положении по прибрежному рыболовству отдельно по каждому региону, либо по бассейновому принципу.
Следует также обратить внимание и на то, что реализация положений Концепции развития рыбного хозяйства и Постановления Правительства России № 704 относительно механизмов загрузки рыбоперерабатывающих береговых мощностей, неоправданно отстает от требований практики. Опыт Мурманской области показывает, что даже используя в прошлые годы администрирование и введя систему «специальных квот», удавалось загрузить имеющиеся мощности только на 50–60%. Имеется огромный резерв по увеличению производства пищевой рыбной продукции при решении вопросов ритмичной загрузки рыбоперерабатывающих береговых мощностей в рыночных условиях. Эта проблема на федеральном уровне пока еще серьезно даже не рассматривается, а у региональных властей нет надлежащих ни материальных, ни властных полномочий для ее решения.
В целом необходимо признать, что реформирование властных полномочий в области рыбного хозяйства лишило региональные исполнительные органы каких-либо законных рычагов воздействия на формирование рыбохозяйственного комплекса.
5. Одной из важнейших задач, над решением которой необходимо также объединить усилия — это формирование сырьевой базы рыболовства. Мы сейчас проедаем те запасы, которые были разведаны и открыты во второй половине двадцатого века. По существу, за последнее десятилетие ни одного крупного запаса не вовлечено в промысел. Я не беру в расчет различные глубоководные крабы и прочие мелкие уточнения по нашей 200-мильной экономической зоне. Перспективное же направление — наращивание сырьевой базы — влачит жалкое существование.
Более того, научное обеспечение защиты наших интересов в Северном бассейне начинает давать трещины. Только на последней сессии российско-норвежской комиссии мы умудрились снизить в два раза объемы прибрежной трески, уменьшить объем по крабу при одновременном увеличении норвежского вылова краба аж почти на 40%. Это же факты. Даже их не хотим признавать, а ищем всякие умозаключительные околонаучные обоснования. Это – просчеты, прежде всего, аппарата Госкомрыболовства России.
Для анализа и подготовки материалов к переговорам, да и на переговоры по сырьевым ресурсам Северного бассейна региональные власти и рыболовное сообщество не привлекаются вот уже второй год. Такой подход не ведет к выработке конструктивных решений, направленных на защиту национальных рыболовных интересов России.
В целом формирование устойчивой базы рыболовства должно быть первостепенной задачей Госкомрыболовства и его научно-исследовательских институтов. Велика роль в этом важном направлении самих рыбопромышленников, их ассоциаций и объединений.
6. Позволю обратить ваше внимание и на некоторые отдельные вопросы взаимодействия аппарата Госкомрыболовства и региональной власти. Так, назначение, перемещение по кадровым вопросам в федеральных унитарных предприятиях, организациях, расположенных на территории Мурманской области, принимаются даже не ставя в известность, я уже не говорю о согласовании, исполнительную власть региона. Так были осуществлены назначения директора ПИНРО, управляющего мурманским рыбным портом. А ведь это ведущие предприятия области, от деятельности которых зависит развитие всего рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна. Ошибки в этом вопросе приведут к громадным потерям не только области, но и страны в целом.
Таким образом, какую бы проблему мы не взяли, мы сталкиваемся, прежде всего, с проблемой профессионализма и ответственности на всех уровнях за принимаемые решения по проблемам рыбохозяйственного комплекса России.
7. В условиях предстоящей административной реформы, нам необходим на федеральном уровне высокопрофессиональный орган по рыбному хозяйству — Министерство рыбного хозяйства, который бы сумел объединить усилия центра, регионов и общественных организаций рыбаков и рыбопромышленников по ускоренному развитию рыбного хозяйства страны. Функции такого органа должны быть конкретны.
Это:
— государственная политика по устойчивому развитию рыбохозяйственного комплекса страны;
— формирование законодательной нормативной базы;
— управление сырьевыми запасами и наращивание их;
— мониторинг за сырьевыми запасами;
— международная деятельность по защите интересов отечественного рыбохозяйственного комплекса;
— контроль за исполнением законодательства;
— кадровая политика, учебные, научные заведения;
— рациональное размещение производительных сил в рыбохозяйственном комплексе;
— безопасность мореплавания и порты.
На местах должны быть созданы Департаменты по рыболовству по бассейновому принципу, подчиненные Госкомрыболовству, которые на месте должны принимать практические решения, а не слать телеграммы, запросы-ответы, как это имеет место сейчас.
В Северо-Западном округе таких департаментов должно быть два:
— Департамент рыболовства Северного бассейна (Архангельская, Мурманская области, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ);
— Департамент рыболовства Западного бассейна (Калининградская, Ленинградская области, г. Санкт-Петербург).
По другим бассейнам следует также определиться с учетом сложившейся в последние годы практики и исходя из местных условий.
Все, что не входит в компетенцию Госкомрыболовства России и его бассейновых Департаментов на местах, должно быть передано в исполнительные органы власти регионов и общественные объединения рыбопромышленников и рыбаков.
Перефразируя известное выражение, подытожу: «Сила рыбного хозяйства России — в сильном рыбном хозяйстве регионов». Реализовать это положение способны только высокопрофессиональные специалисты как на федеральном, так и на региональном уровне.
 
В. Зиланов
18 февраля 2004 года
 

Лосось из «Красной книги»

 
Когда мне приходилось объяснять сиэтловцам, где находится Камчатка, я предлагала им «проехать до Британской Колумбии (от Сиэтла до Канады — рукой подать!), повернуть налево и продолжить напрямую через океан. На «той стороне> как раз и будет Камчатка».
Раз мы соседи, то и проблемы океана и моря, которые мы делим (иногда — в буквальном смысле, «линиями Шеварднадзе»…), у нас общие.
В последнем крупном федеральном отчете о состоянии океанов, вышедшем в 1969 году в США, рекомендовалось повысить интенсивность эксплуатации морей, чтобы в полной мере использовать разнообразие его богатств.
Новое исследование, 35 лет спустя, показывает, что задача была перевыполнена. Вскоре ожидается отчет комиссии, назначенной Бушем. В отчете будет помещен призыв к введению новых мер, которые смогли бы повернуть вспять процесс экологической деградации морской среды.
«У нас крупные проблемы — заявил Э. Розенберг, декан факультета биологических наук и сельского хозяйства университета штата Нью-Гемпшир и член президентской комиссии США по морской политике, работавшей над отчетом в течение трех лет, — можно называть это кризисом или не называть, но мы рассматриваем эти проблемы как весьма серьезные. Нам пора поменять курс».
По данным Национальной службы морского рыболовства, как минимум треть рыбных ресурсов нарушена «перепромыслом» — в том числе тихоокеанские донные виды, которым потребуются для восстановления десятки лет. В журнале «Nature» в прошлом году сообщалось, что, по оценкам ученых, численность крупных океанических хищников (тунца, марлина, акул и палтуса) за полвека сократилась по всему миру на 90%.
Сокращают свою численность популяции морских млекопитающих, поражаются под воздействием болезней и изменений климата коралловые рифы, а в прибрежных водах Северной Америки усиленно размножаются, а в некоторых случаях начинают доминировать около 374 интродуцированных, чужеродных видов флоры и фауны, полностью преобразуя состав экосистем.
 

СВЕЖИЕ ТЕЧЕНИЯ В БЕЛОМ ДОМЕ

Около океана сейчас проживает половина населения США. Строительство береговых сооружений загрязняет морские воды, а возводимые человеком противоэрозионные и подпорные стенки нарушают нормальную жизнедеятельность береговых экосистем.
Созданная по указу президента комиссия, состоящая из 16 человек, планирует в итоге рекомендовать правительству создание региональных океанических советов, во главе с национальным советом при Белом доме. Региональные советы должны координировать и контролировать все работы, связанные с океанами, и даже те, что ведутся внутри континента в верхних течениях рек, если они могут негативно повлиять на морские экосистемы.
«Мы рекомендуем довольно резкую смену курса в регулировании рыболовства и управлении океанами по всей стране, — говорит Хершман. — Речь идет об экорегиональном подходе».
Негосударственная Океаническая комиссия Пью завершила прошлым летом исследование (стоимостью 5 млн долларов), высветившее сотни проблем прибрежных вод США. Группа Пью включала в себя бывшего главу отдела кадров Белого дома Л. Панетту и политиков от обеих крупнейших партий. Ее основной вывод — рекомендовать правительству создание нового государственного ведомства, которое должно предотвратить то, что названо «потенциальной катастрофой» морских экосистем.
Но даже если в наших морях будут проведены крупные исследования, показывающие необратимые изменения, осознание масштаба нарушения морских экосистем будет полностью зависеть от отношения к проблеме политиков…
 

«УЖАСТИКИ» НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ — В РЕАЛЬНОСТИ

«Если вы читаете научно-популярные журналы, вы знаете, что мы на краю экологической катастрофы. Но даже такая формулировка во многом преуменьшает истинное положение дел! — говорит профессор из университета штата Вашингтон Р. Хилборн, работавший научным консультантом в комиссии Буша, — я бы назвал возникшую ситуацию «бесконечным списком катастроф».
В кратком отчете президентская комиссия указала, что большая часть несчастий еще впереди: «Под угрозой океаны. Под угрозой наши побережья. Под угрозой наши морские ресурсы… и вероятно, угроза эта чрезвычайно серьезна».
 

ОПЯТЬ ПРО ТРАЛЫ

В 2002 году исследование, проведенное Национальной академией наук, определило, что донное траление — технология промысла, при которой для вылова максимально возможного количества рыбы трал протаскивается по морскому дну — может приводить к разрушению местообитаний и сокращению численности популяций.
В тот же год другое исследование показало, что даже небольшие количества нефти могут вызвать гибель экологически уязвимых морских экосистем. По оценкам этого отчета, в воды Северной Америки ежегодно сбрасывается почти 30 млн галлонов нефти, большая часть которых поступает в море с речным стоком, а также от самолетов и мелких лодок.
В прошлом году в журнале «Science» было опубликовано сообщение о том, что глобальные изменения климата приводят к вспышкам болезней в морских экосистемах, затрагивая все организмы — от коралловых рифов до устриц.
Даже на песчаном дне Берингова моря, считающемся одним из наилучшим образом регулируемых промысловых районов мира, ученые отметили изменения в составе морских организмов, по словам Розенберга, «глубоководные виды… сокращают свою численность в результате перепромысла, потому что сегодня на Земле не осталось ни одного района, где не смогло бы побывать промысловое судно. Во многих промысловых районах мира — что особенно заметно на примере чилийского морского окуня — у нас нет никакого регуляторного режима, однако в США в некоторых случаях рыбные ресурсы продолжают оставаться плохо контролируемыми и при введении регуляторного режима.
Если вам нужен пример того, как сказалось прямое невнимание к проблемам антропогенного воздействия на выживаемости видов, посмотрите на то, что произошло с лососями».
Федеральные службы рыболовства в Сиэтле все еще выясняют, что же произошло с 27 видами лососей Северо-Запада США, которых пришлось занести в списки видов, охраняемых по Закону о редких и исчезающих видах…
Елена ПОПОВА. По материалам сборника «Тихоокеанские течения», ПЕРК, Сан-Франциско
WWW.KAMVESTI.RU

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2019
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции