ЛОСОСЕВАЯ ПУТИНА-2004:
ПРОГНОЗ НА НЕУДАЧУ
Какие же действия теперь должны предпринять федеральные и местные исполнительные органы власти, чтобы не допустить срыва лососевой путины?
Камчатку лихорадит в очередной раз уже в мае начнется рунный ход лосося, а Москва так и не пришла ни к какому решению по конкурсному распределению среди рыбацких предприятий рыбопромысловых участков.
Задача оказалась не по плечу бывшему штабу рыбной отрасли Государственному Комитету по рыболовству, а тем более, созданному на его фундаменте Федеральному агентству по рыболовству, которому от роду несколько месяцев.
19 февраля нынешнего года на совместном совещании в Госкомрыболовства представителей различных организаций и ведомств Минфина РФ, Минэкономразвития РФ, МАП РФ, МПР РФ, а также субъектов Российской Федерации и бассейновых управлений по охране и регулированию рыбных запасов, специалисты пришли к неутешительному выводу в российской юриспруденции отсутствует определение понятия «рыболовный участок», а вместе с этим отсутствует и предмет правового регулирования. Выход из тупиковой ситуации виделся один: пока специалисты вводят термин «рыболовный участок» в юридическую практику (то есть в Водный кодекс РФ), продолжает действовать основной федеральный Закон Российской Федерации в области регулирования рыболовства и охраны рыбных запасов «Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР» (с дополнениями и изменениями), принятое Постановлением Совета Министров СССР 15 сентября 1958 года № 1045. Это предложение было принято всеми присутствующими на совещании в ГКР и ушло в Правительство. Там оно и пропало.
Какие же действия теперь должны предпринять федеральные и местные исполнительные органы власти, чтобы не допустить срыва лососевой путины?
Ответ, казалось бы, очень прост руководствоваться ДЕЙСТВУЮЩИМ федеральным законодательством. В противном случае действия власти могут только навредить рыбакам и привести к срыву главной путины года.
Но камчатская исполнительная власть, как известно, действует именно вопреки федеральным законам, так как имеет на все происходящее на полуострове собственную, отличную от Москвы, точку зрения и собственную позицию по всем коренным, то есть рыбным, вопросам.
Так случилось и на этот раз. В ответ на письмо Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий о необходимости принятия законодательной и исполнительной властью Камчатки решения в соответствии с Положением об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства о продлении сроков действия на 2004 год ранее заключенных договоров на рыбопромысловые участки, Камчатский рыбохозяйственный Совет принимает решение… о проведении конкурса по распределению рыбопромысловых участков.
Москва, используя свой федеральный ресурс, не в силах была разработать Типовое положение о таких конкурсах, осознавая, что прежде нужно определить и ввести в юридический обиход само понятие «рыбопромысловый участок», а уж потом объявлять конкурсы по распределению этих участков.
Но Камчатка вновь оказалась впереди планеты всей Совет народных депутатов еще 05.02.2003 года издал Постановление № 321, которое утвердило «Положение о порядке организации и проведения конкурсов по закреплению рыбопромысловых участков для промысла анадромных видов рыб за пользователями в Камчатской области». За месяц до принятия этого Постановления было опубликовано определение Верховного Суда Российской Федерации № 64-ГО2-21 от 27 декабря 2002 года, в котором говорилось следующее: «…участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в закреплении рыбопромысловых участков федеральным законодательством не предусмотрено».
И, таким образом, Постановление СНД Камчатской области № 321 не может служить основанием для принятия какихлибо решений представителями федеральных органов власти, являющихся членами Камчатского рыбохозяйственного Совета. Но они это решение приняли ни один «федерал» не проголосовал против проведения конкурса. И это уже становится закономерным для Камчатки ни один из представителей федеральных органов власти, будучи членом Межведомственной комиссии по наделению долями прибрежного рыболовства, не проголосовал против решения этой комиссии, противоречащего Постановлению Правительства РФ и Типовому положению. Только представитель ФГУ «Севвострыбвод» высказывался против того решения. Но решение Камчатского рыбохозяйственного Совета о проведении конкурса «Севвострыбвод» не только поддержал, но и начал процедуру расторжения существовавших договоров на рыбопромысловые участки за два дня до заседания этого Совета, опережая события и подготавливая базу для проведения конкурса. 21 апреля за подписью заместителя начальника «Севвострыбвода» С.П. Денисенкова в колхоз «Октябрь» поступило уведомление о расторжении договоров «на бесплатное и бессрочное пользование промысловыми участками».
Согласно пункта 4 «Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР», ранее заключенные договоры могут считаться расторгнутыми с момента подписания нового договора на очередной оговариваемый срок. Вроде бы, все ясно заместитель начальника ФГУ «Севвострыбвод», руководствуясь существующим федеральным законодательством в области регулирования рыболовства и в соответствии со своими должностными обязанностями, мог только перезаключить с колхозом «Октябрь» эти договоры, так как отменить (расторгнуть) их в одностороннем порядке может только суд.
Вот что писал в официальном ответе по этому поводу непосредственный начальник С. Денисенкова А. Желтышев 5 апреля 2002 года (№ 18-745): «На конкурс могут выноситься только свободные рыбопромысловые участки. Для вынесения закрепленного рыбопромыслового участка на конкурс необходимо расторжение существующего договора на его эксплуатацию. Расторжение договора возможно только по взаимному соглашению сторон или по решению суда (Гражданский кодекс РФ, ст. 450, п. 1, 2)».
Но это только одна маленькая деталь. Роль ФГУ «Севвострыбвод» в этой истории с объявлением конкурсов на распределение рыбопромысловых участков может оказаться, как выясняется, гораздо более серьезной, чем можно было предполагать совместно с департаментом по рыболовству администрации Камчатской области под этот конкурс в апреле 2004 г. был создан совершенно новый реестр рыбопромысловых участков. Прежний реестр рыбопромысловых участков Камчатской области, представленный «Севвострыбводом» в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 704 к 15 декабря 2003 г. не просто принципиально отличается от нового реестра он совершенно другой: в нем заложены иные, чем прежде, принципы размещения этих участков на побережье, присвоена новая нумерация, количество участков значительно сокращено (например, колхоз «Октябрь» не досчитался пяти из шестнадцати промысловых участков) и уже определены будущие хозяева этих участков, хотя конкурса еще не было.
Весьма зловеще прозвучало на Камчатском рыбохозяйственном Совете и предупреждение губернатора Михаила Машковцева о его желании разобраться на этом конкурсе с теми рыбопромышленными компаниями, которые не рассчитались по добровольнопринудительным договорам, по которым с каждого килограмма добытой горбуши во внебюджетный фонд администрации рыбаки должны были перевести десять центов. Эти добровольнопринудительные договоры прокуратурой Камчатской области были признаны незаконными. Счетная палата Совета народных депутатов дала принципиальную оценку нецелевому расходованию администрацией этих рыбацких денег. А теперь вот снова замаячила угроза проиграть конкурс для тех предприятий, руководители которых принципиально не согласны с экономической политикой областной администрации, когда на смену понятиям «экономическая эффективность предприятия» и «налогооблагаемая база» приходят политические определения типа «социальная значимость», которые можно трактовать, как кому Бог или черт на душу положит, и принимать соответствующие решения для «своих» и «чужих», что на Камчатке уже стало обычным и повседневным явлением.
И какая же конкретная задача стоит перед Конкурсной комиссией? Перераспределить рыболовные участки в соответствии с новой доктриной, разработанной департаментом по рыболовству администрации Камчатской области и известной лишь узкому кругу доверенных лиц.
Но, исходя из практики прошлых лет, можно предположить, что целью данного распределения является единственное предоставить хотя бы условную промысловую лососевую историю для той группы предприятий, которые, благодаря усилиям вицегубернатора А.Б. Чистякова и не имея на это никаких прав, попали в число рыбопромышленных компаний, наделенных долями прибрежного рыболовства без этого наделения получить в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 704 рыболовный участок нельзя. Но по Постановлению Камчатского СНД участок может получить ЛЮБОЕ предприятие. Как и проиграть конкурс приоритетов для поселкообразующих предприятий, традиционных рыбопользователей в камчатском положении о конкурсе не имеется. А потом это «любое» новое предприятие в соответствии уже с Типовым положением закрепит свои права на полученные рыболовные участки на последующие пять лет. В этом и весь секрет. И интерес очень многих, в том числе и представителей федеральных органов власти, так легко согласившихся на проведение конкурса по Постановлению СНД.
Но и в этом случае почему бы рыбакам, администрации и рыбоохране не договориться на компромиссной основе о принципах временного распределения рыбопромысловых участков на 2004 год и внести необходимые коррективы, когда Типовое положение всетаки выйдет путина обещает быть жаркой, горбуши можно выловить 135 тысяч тонн (столько еще не ловили); количество рыболовных участков в путину 2004 года нужно не уменьшать, а увеличивать до 150 (против 125 в 2002, рыбном, году). Но на сегодня все обстоит подругому, и будущая путина это тайна, покрытая мраком. Никто из рыбаков Камчатки не знает, к чему ему готовиться, сколько неводов он реально сможет поставить, на какое количество рыбы рассчитывать, с кем заключать необходимые договора, какие кредиты и под что брать в банках… Каждый, конечно, мечтает на Камчатке о золотой рыбке, но как бы не пришлось остаться с разбитым корытом…
P.S. Продолжение темы в материале «Лососевая неразбериха»
|