Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т

   9-10 (110-111), 27 мая
 : : На главную : : 
29 января 2004 29 января 2004 26 февраля 2004 26 февраля 2004 25 марта 2004 25 марта 2004 29 апреля 2004 29 апреля 2004 27 мая 2004 27 мая 2004 24 июня 2004 24 июня 2004 29 июля 2004 29 июля 2004 26 августа 26 августа 30 сентября 30 сентября 28 октября 28 октября 25 ноября 25 ноября 30 декабря 2004 30 декабря 2004
орган Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки
 
 
 
ЛОСОСЕВАЯ
ПУТИНА-2004:

ПРОГНОЗ НА НЕУДАЧУ
ЧП НА КАМЧАТКЕ:
Чрезвычайное Происшествие или Черный Пиар?
ПОКА ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯДИТСЯ,
В ПУСТЫНЮ ОСТРОВ ПРЕВРАТИТСЯ

Кто помешает правительству в очередной раз обворовать северян?
10 ЛЕТ НАДЕЖДЫ
Интервью с председателем Совета директоров ЗАО «Компания Атолл-Запад», президентом СППРП Камчатской области и КАО А.Н. Якуниным
 
 
sign выставка «Рыба-2004. Промышленное рыболовство, переработка море- и рыбопродуктов»
sign выставка Seafood Russia-2005
sign 320 млн рублей могут заработать рыбаки Камчатки
sign охрана весенне-нерестующих осетровых рыб в бассейне Амура будет осуществляться в период с 20 мая по 20 июля
sign на заседании бюджетного комитета ЗакСа 12 мая депутаты отклонили все три поправки, предусматривающие льготы для рыбаков
sign в 2006 году в Ванинском районе будет построен и запущен в эксплуатацию рыбоводный завод на 10 миллионов мальков
sign ТОРПУ ФСБ РФ упростило процедуру выдачи разрешений на выход в море судов прибрежного промысла
 
 
• «ИКОРНОЕ» БРАКОНЬЕРСТВО СТАЛО УГРОЖАЮЩИМ
нормативный акт «Об обороте икры лососевых рыб в Российской Федерации»
 
 
• Какие же действия теперь должны предпринять федеральные и местные исполнительные органы власти, чтобы не допустить срыва лососевой путины?
 
 
• ЛОСОСЕВАЯ НЕРАЗБЕРИХА
Вояж в Москву двух высокопоставленных камчатских чиновников по поводу начала лососевой путины принес, казалось бы, успех народным дипломатам и всеобщую радость по поводу предстоящей рыбалки…
 
 
ДОННЫЕ
•  ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК
КОРЕЯ
• ЦЕНЫ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ В СЕУЛЕ
РОССИЯ
• ЦЕНЫ
на рыбопродукцию в мае 2004 года
• ОБЗОР РЫНКА
СВЕЖЕЙ И ОХЛАЖДЕННОЙ РЫБЫ
• В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ПОЯВИТСЯ РЫБНАЯ БИРЖА
ЯПОНИЯ
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, февраль 2004 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 15–23 апреля 2004 г.
• БРАКОНЬЕРСКИЕ КРАБЫ К СТОЛУ ЯПОНЦЕВ
• ЯПОНИЯ ТРЕБУЕТ
P&I ПОЛИС

 
 
• КТО ЖЕ ЧЕНИТ ПРЕПЯТСТВИЯ?
13 мая 2004 года пресс-служба администрации Камчатской области распространила следующую официальную информацию…
 
 
• СОСТОЯНИЕ РЫБОХОЗЯЙСТ-
ВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад председателя Комитета по рыбной промышленности и судоремонту СНД Камчатской области Ю.Н. Гриня
 
 
• КОЛХОЗУ им. В.И. ЛЕНИНА — 75
электронная библиотека «Северной Пацифики»
• «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ТВОРЕНИЯ ПРИРОДЫ»
начинаем публикацию глав из новой книги А.М. Токранова
• НЕ ОБИЖАЙ КОРОЛЯ!
Русский клуб рекордов «Левша»
• МИР ВОДЫ
 
 
ВСЕ О ЛАМИНАРИИ
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ МАКРОФИТОВ
• БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА БУРЫХ ВОДОРОСЛЕЙ
• МОРСКАЯ КАПУСТА В КУЛИНАРИИ
Калейдоскоп
• КУРИЛЫ:
ПРОКУРОРСКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

• ПРИМОРЬЕ:
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ МОРЯК РАБОТАЕТ В УСЛОВИЯХ, НЕ ОТВЕЧАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

• ЮЖНАЯ КОРЕЯ:
УЧЕНЫЕ УВЛЕКЛИСЬ РАЗВЕДЕНИЕМ «ПАНЦИРНЫХ АКУЛ»

• США:
РАЗГАДАЛИ СЕКРЕТ МОРСКИХ ЧЕРЕПАХ

• США:
ФИЛЬМ-КАТАСТРОФА МОЖЕТ СТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ?

• ИЗРАИЛЬ:
УЧЕНЫЕ ПОЗАБОТИЛИСЬ ОБ ИХТИОЛОГАХ

• США:
КТО КАРКАЕТ В ГЛУБИНАХ ОКЕАНА?

• УЧЕНЫЕ РАЗВЕНЧАЛИ МИФ О КАПИТАНЕ КУКЕ
• ОТКРЫЛСЯ ПОДВОДНЫЙ МУЗЕЙ
• ИНТЕНСИВНОСТЬ «ЭЛЬ-НИНЬО» УСИЛИВАЕТСЯ
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


10 ЛЕТ НАДЕЖДЫ

Интервью с председателем Совета директоров ЗАО «Компания Атолл-Запад», президентом Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатской области и Корякского автономного округа А.Н. Якуниным.

 
Корр.: Александр Николаевич, Вашей компании исполняется в мае этого года 10 лет. Как все начиналось?
А.Я.: Радужно. Конституция провозгласила: «Государство — владелец ресурсов, предприниматель — пользователь». Связка фундаментальная, интерес друг в друге взаимный и, казалось бы, непоколебимый. Новая законодательная база должна была описать взаимоотношения «владельца» и «пользователя». Государство говорило: купи у меня ржавое железо и незавершенное строительство, вложи инвестиции под развитие, а я ГАРАНТИРУЮ тебе ресурсы. Почему бы под такие, гарантированные государством, декламации, не начать? Начали…
Корр.: Какие были перспективы?
А.Я.: Большие. И реальные — их уже было видно. Экономическая политика в области развития рыбного хозяйства Камчатки и, в частности, рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий побережья, утвержденная Советом народных депутатов в 1994 году, вызывала уверенность в будущем и подчеркивала необходимость, нужность инвестиций и открывала им «зеленую улицу». В то время руководители районов (у нас — Мусаткин, Пущин, Панченко), имея еще опыт советского периода, считали первостепенной своей задачей безусловное обеспечение своих предприятий ресурсами. Помогали, интересовались ходом развития предприятий, в рамках Закона даже инициировали соз­дание новых предприятий с регист­рацией их по месту, надеясь на налоги, занятость людей, социальные гарантии. Эта помощь реально ощущалась. И дело пошло.
В декабре 1997 года под председательством губернатора В. Бирюкова прошло специальное совещание по перспективам развития береговых предприятий Камчатки (протокол от 10.12.97 г.). Вот только несколько ключевых пунктов решения:
1. Обеспечить приоритетное выделение квот ВБР предприятиям береговой рыбопереработки побережья.
2. Стимулировать приобретение береговыми производствами (предприятиями) мало-, среднетоннажного флота с гарантией наделения ресурсами.
3. Считать важнейшей задачей — возрождение консервного производства.
Такая постоянная забота власти о развитии предприятий, их стимулирование ресурсами не может не окрылить любого предпринимателя, потому что интересы совпадают полностью и работают и на местное население, местный бюджет, и на интересы государства в целом.
Корр.: На какое отношение властей Вы рассчитывали?
А.Я.: Взаимовыгодное. С 1997 года по добровольному соглашению бизнеса и власти, под хорошо продуманные и подготовленные администрацией Камчатской области Постановления Правительства РФ началось ежегодное инвестирование группой рыбопромышленных компаний средств на развитие газо-, гидро- и геотермальной энергетики Камчатки (КАМГЭК). Было трудно изымать деньги из оборота, но мы успокаивали себя тем, что вкладываем в энергетическую независимость Камчатки будущего поколения и что мы должны ликвидировать топливную зависимость, имея солидные запасы углеводородного, водного, термального ресурсов здесь, на полуострове.
Первая нитка газопровода Кшук — Соболево (68 км) заработала уже летом 1999 года. В районном центре Соболевского района — селе Соболево — появилась газовая электроэнергия.
Вторая в с. Крутогорово — в 2001 г.
А третья, к нам, в Устьевое, не успела выйти за рамки проекта.
Пошла реализация проекта «большой трубы» Кшук — Петропавловск-Камчатский с пригородом. Были пущены ГЭС-1 и ГЭС-3 Толмачевского каскада, которые закрыли на 90 процентов потребности Усть-Большерецкого района в электроэнергии.
Но так было недолго. Как выразился один киногерой: «И вот пришел гегемон и все пошло прахом». Появились интересы к рыбе у чиновников и депутатов, облаченные в некую заботу о населении. И под неопределенным лозунгом о «социальной значимости» предприятий начался ресурсный передел и создание рыболовных компаний «новой волны». Был изобретен механизм полузаконного изъятия — по сути конфискации — финансовых средств из оборота компаний на строительство временного, но светлого настоящего. Будущее было отложено на потом.
Корр.: Что удалось, что не получилось?
А.Я.: Из практики российского предпринимательства известно: если из 100 проектов удается хотя бы один — это уже хорошо. Два — это успех. А три — это уже олигарх. Мы с отставанием, но все-таки неплохо сформулировали общую стратегию развития компании, а с выходом Постановления № 704 от 20.11.03 считаем, что кризис миновал. После путины к декабрю сего года это должно подтвердиться.
Очень жаль, что уже 4-й год заморожена крабопереработка и 1,5 миллиона долларов инвестиций не работают.
Обидно, что газ не успел прийти в село Устьевое, и консервное оборудование пролежит еще минимум два года.
Прискорбно, что законодатели допустили небывалый размах коррупции и занялись этой проблемой только сейчас.
В последние три года приоритеты в наделении ресурсами полярно перевернулись и появились перебои с сырьем. Объем производства за 2003 год упал в 5 раз. Налоги сократились вдвое.
Приоритет в ресурсах для «кустарных» предприятий лишил нас и многих других, работавших ранее в условиях здоровой конкуренции, работы. Методом увода в «тень» значительных объемов, особенно продукции из лосося, работая только на икре, «кустари» отвлекают значительный кадровый потенциал за счет теневой зарплаты и скрываемой налогооблагаемой базы. Появились проблемы и с профессиональными кадрами. Но мы все-таки надеемся, что статус-кво будет восстановлен и все прибрежные «кусты» будут очищены правоохранительными органами, что уже и начало происходить.
Корр.: Какова была основа для создания Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий?
А.Я.: Поиск радикального решения по изменению сложившейся ситуации в рыбохозяйственном комплексе области. Сплочение здоровых сил в рыбацком сообществе.
Корр.: Каким одним словом Вы бы назвали политику в области рыболовства администрации Камчатской области?
А.Я.: Она невменяемая.
Корр.: Что впереди, на что надеетесь, куда держите курс?
А.Я.: На Постановление Правительства РФ № 704 от 20.11.03 г.
На декабрь 2004 года.
На успех в путине 2004 года.
Но больше всего на рыбаков и обработчиков, находящихся на судах, неводах, в цехах.
Что впереди?
Восстановление России, как великой рыболовной державы, и Камчатки, как одного из главных ее цехов.
Пользуясь случаем, хочу также через нашу газету поздравить всех работников компании с юбилеем и пожелать здоровья, успехов и счастья.
Корр.: Мы с удовольствием присоединяемся к вашему поздравлению и пожеланиям.
А.Я.: Спасибо.
 
Доклад председателя Комитета по рыбной промышленности и судоремонту СНД Камчатской области Ю.Н. Гриня на парламентских слушаниях «О социальной и экономической политике государства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в г. Южно-Сахалинске 27.04.2004 г.

СОСТОЯНИЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
 
В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Камчатской области обеспечивает добычу около 630 тысяч тонн морепродуктов ежегодно. Рыбохозяйственный комплекс Камчатской области включает в себя 242 предприятия, по производственным функциям, предприятий специализирующихся на добыче — 178, приемке-транспортировке — 95, обработке — 50, судоремонте — 7, портовом обслуживании — 4, торговле — 9, воспроизводстве — 5.
Основными проблемами, тормозящими развитие рыбопромышленного комплекса Камчатской области являются: полная передислокация рыбопромыслового флота в исключительную экономическую зону Российской Федерации, значительное физическое старение производственных фондов, ориентация рыбопромышленников на добычу наиболее ценных видов водных биоресурсов и игнорирование вылова низкорентабельных видов, несовершенство законодательства, регулирующего рыбный промысел.
К сожалению, при явном недостатке рыбопродукции на внутреннем рынке основная масса биоресурсов с минимальной переработкой реализуется на внешнем рынке. Причем, доля продукции с низкой степенью переработки в структуре экспорта занимает в настоящее время около 80% . Частично эту проблему можно решить за счет прибрежного рыболовства, но на сегодняшний день такой вид хозяйственной деятельности получил свое определение совсем недавно в Концепции развития рыбной отрасли на период до 2020 года.
Рост объема производства рыбопродукции осуществляется в основном за счет роста добычи сырья, а не за счет его глубокой переработки. Следовательно, процесс интенсификации производства не используется в полной мере и является одним из резервов повышения эффективности производства.
Если в настоящее время добыча особенно ценных видов гидробионтов является доходной для предпринимателей, то производство продукции глубокой степени переработки, из-за больших сопутствующих затрат, на многих предприятиях стало невыгодно.
На сегодняшний день основным критерием оценки эффективности добычи водных биоресурсов является получение максимальной прибыли и поэтому рыбопромышленные предприятия стремятся заниматься добычей только ценных, валютоемких видов ресурсов. В результате особо ценные виды подвергаются постоянному прессингу, подрываются их запасы при одновременно резком снижении объемов освоения малоценных видов.
Актуальной проблемой, характерной как для Камчатской области, так и для многих приморских субъектов, является недоучет водных биоресурсов, в частности минтая и сельди. Так по данным КамчатНИРО, при сохранении практики выбросов, которая отмечена на протяжении последних лет, примерно 50% запасов сельди будет уничтожено, поскольку значительную долю улова будут составлять особи массой менее 300 грамм, стоимость которых существенно ниже. На наш взгляд, изменить ситуацию и заставить рыбаков перерабатывать весь улов, включая прилов, может только принудительное введение новой системы учета вылова.
Большие надежды, связанные с развитием экономики региона, возлагаются на прибрежное рыболовство, но в тоже время ограничение прибрежного рыболовства внутренними водами и территориальным морем могут привести к подрыву сырьевой базы прибрежного рыболовства. И это также одна из проблем развития рыбохозяйственного комплекса, которая нуждается в скорейшем разрешении.
Негативные последствия от такого освоения водных биоресурсов заключаются не только в том, что рыбопромышленные предприятия несут убытки или закрываются, область не получает налоги и теряет рабочие места, но и в том, что большая часть российских гидробионтов используется неэффективно: с минимальной степенью переработки по минимальным ценам продается за границу, а государство не дополучает ценные продукты питания и налоги, в результате чего имеет место рост социальной напряженности в регионе.

ОСОБЕННОСТИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

В силу своего географического положения Камчатская область является одним из наиболее богатых водными биоресурсами регионов.
Рыбная отрасль в Камчатской области всегда занимала доминирующее положение не только в экономической, но и остальных сферах жизни населения.
В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Камчатской области обеспечивает около 30% объемов гидробионтов Дальневосточного бассейна и 18% общероссийского улова. При этом камчатским рыбакам дается право на вылов менее 1/3 ОДУ в прилегающих водах. 0бщее количество рыбопромышленных предприятий за последние 10 лет увеличилось в 3,8 раза и составляло в 2003 году 242 единицы.
Основное отличие рыбохо­зяйственного комплекса Камчатской области от других регионов Дальнего Востока в том, что рыбная отрасль здесь является градообразующей, и ее состояние определяет положение экономики области в целом. В настоящее время 55% объемов промышленного производства в Камчатской области — это рыбная промышленность, остальные отрасли фактически обслуживают ее. В рыбном хозяйстве региона работают 23,1 тыс. человек (14,2% общей численности работающих), из которых почти 60% на мелких и средних рыбопромышленных предприятиях.
Следующая особенность рыбохозяйственного комплекса Камчатской области — отсутствие сухопутных транспортных связей с европейской территорией России, что сдерживает ее развитие по сравнению с другими регионами России, где такое ограничение отсутствует.
Для рыбохозяйственного комплекса Камчатской области характерна так же сезонность промысла, обусловленная климатическими условиями и биологическими особенностями объектов промысла.
В составе рыбохозяйственного комплекса 5 государственных рыборазводных заводов, воспроизводящих около 40 млн молоди лососей ежегодно. Это явно недостаточно для компенсации потерь естественного воспроизводства от хозяйственной деятельности человека, добычи лососей в море, браконьерского лова в море и на реках.
Кроме того, следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена платность пользования биоресурсами. С 01.01.04 г. вступила в силу глава 25.1 Налогового кодекса РФ, в которой определены ставки сборов за пользование водными биоресурсами. (см. «ТВ» № 7–8 от 19.04.04 — Ред.) Весь парадокс ситуации заключается в том, что Федеральным законом «О бюджете на 2004 год» предусмотрено, что доходы от сборов за пользование водными биоресурсами составят 6640000 тыс. рублей, но в тоже время распределение этих средств происходит в соотношении: 70% — в федеральный бюджет и 30% — в бюджет всех приморских субъектов. Доля Камчатской области — региона, где добывается 18% общероссийского ОДУ, составляет 3,13%. Такое положение полностью лишает органы власти Камчатской области стимула для развития рыбного хозяйства, если результаты работы рыбохозяйственного комплекса почти никак не сказываются на уровне бюджетной обеспеченности Камчатской области.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

До недавнего времени наблюдалось год за годом усложнение и бюрократизация структуры управления рыбохозяйственным комплексом Камчатской области. Органом, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов до недавнего времени являлся Государственный комитет РФ по рыболовству, функции которого по сравнению с министерствами были значительно сокращены, из-за чего Комитет был лишен возможности эффективно влиять на ситуацию в отрасли в оперативном и стратегическом плане. Основным недостатком существовавшей системы управления рыбной отраслью являлось то, что отсутствовала четкая вертикаль управления рыбохозяйственным комплексом. Любое решение, требующее оперативного регулирования, должно было пройти согласование на уровне Минэкономразвития, Минприродресурса и Госкомрыболовства.
Практически все вопросы рыбохозяйственного комплекса Камчатской области решаются за ее пределами. В результате этого имеют место ситуации, когда вопросы, находящиеся в компетенции субъекта, решаются исключительно московскими чиновниками. Это связано в первую очередь с несовершенством законодательства. Распоряжением Правительства РФ от 02.09.03 г. № 1265-р была одобрена концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года. Данная концепция определила такой вид хозяйственной деятельности как прибрежное рыболовство. Постановлением Правительства № 704 от 20.11.03 г. установлено, что доли для прибрежного рыболовства определяются в субъекте РФ в соответствии с Типовым положением. Поскольку Типовое положение, утвержденное Приказом Госкомрыболовства РФ, Минэкономразвития РФ и Минфином РФ от 23.01.04 г. не учитывало интересы регионов, и конкретно Камчатской области, Советом народных депутатов Камчатской области было принято на основе Типового Положения «Положение о порядке и условиях определения закрепляемых за заявителями Камчатской области долей на вылов (добычу) водных биоресурсов для прибрежного рыболовства». На основании принятого Положения, которое учитывало специфические особенности прибрежного рыболовства в Камчатской области, и происходило определение долей, но данное наделение не было подписано в московских кабинетах, в результате чего доли были определены в соответствии с Типовым положением и утверждены Приказом Минсельхоза от 07.04.04 г. № 227. Такое распределение, без учета мнения субъекта, привело к тому, что некоторые предприятия получили не те виды, которые в состоянии освоить своим флотом, либо получили большие объемы, чем в состоянии выловить, а некоторые и вовсе остались без долей. Результаты такого наделения еще скажутся на состоянии рыбохозяйственного комплекса Камчатской области.
На сегодняшний день, в связи с изданием Указа Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», функциями по правовому регулированию вопросов реформирования и поддержки рыбохозяйственного комплекса, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов наделено Министерство сельского хозяйства РФ, которое, в свою очередь, осуществляет координацию и контроль за деятельностью Федерального агентства по рыболовству, функциями которого является организация работ и осуществление услуг в сфере рыбного хозяйства. Возможно, такая система управления рыбохозяйственным комплексом будет более эффективна, но об этом еще рано говорить. С одной стороны, система управления упрощается: появилась четкая вертикаль управления, но будут ли существовать в регионах федеральные территориальные органы управления, которые смогут оперативно на местах решать вопросы рыбной отрасли? Скорее всего нет.
Безусловно, рыбная отрасль нуждается в реформировании, но реформы должны проводиться с учетом специфики регионов и при непосредственном участии органов государственной власти приморских субъектов.
Данные в материале представлены по состоянию на 2003 год.

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2019
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции