Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т

   13-14 (114-115), 29 июля
 : : На главную : : 
29 января 2004 29 января 2004 26 февраля 2004 26 февраля 2004 25 марта 2004 25 марта 2004 29 апреля 2004 29 апреля 2004 27 мая 2004 27 мая 2004 24 июня 2004 24 июня 2004 29 июля 2004 29 июля 2004 26 августа 26 августа 30 сентября 30 сентября 28 октября 28 октября 25 ноября 25 ноября 30 декабря 2004 30 декабря 2004
орган Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки
 
 
 
РЫБАКИ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ
Интервью с президентом АРПП, председателем совета директоров ОАО «Турниф» Дмитрием ГЛОТОВЫМ и генеральным директором ЗАО «Ролиз» Петром САВЧУКОМ
ЧТО ИСКАЛИ НА ФОРУМЕ РЫБОПРОМЫШ–
ЛЕННИКОВ? ВЫХОД

Важным событием для Приморского края, безусловно, стало проведение первого в истории Дальневосточного форума рыбной отрасли
«ШИЛЛУ» В «АЯНЕ» НЕ УТАИШЬ…
За многими дальневосточными рыбопромышленными компаниями стоит иностранный капитал…
О РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТО–
СПОСОБНОСТИ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Доклад губернатора Приморского края С.М. Дарькина рабочей группе Государственного Совета РФ
 
 
sign ЗАКОН «О РЫБОЛОВСТВЕ» БУДЕТ ПРИНЯТ ДО КОНЦА ГОДА
sign СРЕДСТВА НА РАЗВИТИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УВЕЛИЧЕНЫ ДО 8 МЛРД РУБ.
sign КОМАНДЕ «ВАНИНСКА» ВЫПЛАЧЕНО ПО 10 ТЫСЯЧ
sign ЗАРПЛАТУ НЕ МЕНЬШЕ $450!
sign ФРАДКОВ: ПРЯМОЕ ДОТИРОВАНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ «НЕКОРРЕКТНО»
sign ШЛАГБАУМ БРАКОНЬЕРСТВУ
sign БУДУЩЕЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ — ЗА КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
sign ИСК ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА США
 
 
• ФОРУМ РЫБОПРОМЫШ–
ЛЕННИКОВ

«По большому счету нам необходимо ответить на три вопроса, — сказал на заседании одной из секций директор ФГУП «ТИНРО­центр» Лев Бочаров. — Зачем мы начинаем реформы и идем на мировой рынок, что мы хотим получить, наконец, как этого добиться».
 
 
• ДОКЛАД ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ С.М. ДАРЬКИНА РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
• КОНТРАБАНДА КРАБА В ЯПОНИЮ
• ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РЫБОЛОВНОГО ФОНДА
• ОТРАВУ СКОРМЯТ РОССИЯНАМ
• КВОТА ЯПОНИИ НА ВЫЛОВ РЫБЫ В ИЭЗ РФ
• ОБЗОР РЫНКА СВЕЖЕЙ И ОХЛАЖДЕННОЙ РЫБЫ, 14.07.2004–21.07.2004
• ПРИМОРЬЕ.
ВЫЛОВ ВБР
• САХАЛИН.
НАЧАЛАСЬ ЛОСОСЕВАЯ ПУТИНА
• ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ.
РЕСУРСНЫЙ КОМПЛЕКС
• ЕАО.
ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫСЛА КЕТЫ
• ЧУКОТКА.
ИССЛЕДОВАНИЯ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ БЕРИНГОВА МОРЯ
• США.
ПОВЫШЕНИЕ ПОШЛИН НА КИТАЙСКИЕ КРЕВЕТКИ
• ПОД ФЛАГАМИ ГОНДУРАСА
• МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ.
ВЫЛОВ ЛОСОСЯ
• ОБЗОР СРЕДНИХ ЦЕН НА РЫБОПРОДУКЦИЮ В МОСКВЕ
по данным ЗАО «СП­Холод» на 5 июля 2004 г.
• ЛОСОСЬ.
цены и экспорт в Норвегии. 1 июля 2004 г.
ЯПОНИЯ
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, май 2004 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 1–12 июля 2004 г.
 
 
• ОАО «ПБТФ» МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ КВОТ
 
 
• «О развитии региональных рыбохозяйственных комплексов в условиях новой рыбохозяйственнй политики России»
доклад и.о. заместителя губернатора Мурманской области Зиланова В.К. на конференции «Развитие рыбохозяйственного комплекса России» в Санкт-Петербурге
 
 
• «НЕУДОБНЫЙ» ЧЕЛОВЕК
В КАНУН СВОЕГО 50-ЛЕТИЯ СЕРГЕЙ ВАХРИН РАЗМЫШЛЯЕТ О РЫБАЛКЕ, О ВЛАСТИ И О ЖУРНАЛИСТИКЕ
• В ЯПОНСКОМ АКВАРИУМЕ МОЖНО УТОПИТЬ «ТИТАНИК»
Русский клуб рекордов «Левша»
• ОТВАЖНЫЕ ЛЮДИ
 
 
ВСЕ О ЛАМИНАРИИ
• ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЛАМИНАРИИ
• МОРСКАЯ КАПУСТА РАСТЕТ ГУСТО
• МОРСКАЯ КАПУСТА В КУЛИНАРИИ
Калейдоскоп
• РОССИЯ:
РЫБА В ОЗЕРЕ СЮРЗИ ОПАСНА ДЛЯ ЖИЗНИ
• МОРГ — ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РЫБЫ
• БРАЗИЛИЯ:
ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ ВИД ГЛУБОКОВОДНЫХ РЫБ
• АВСТРАЛИЯ:
САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ ПОЗВОНОЧНОЕ СУЩЕСТВО
• ШЕСТИСОТЛЕТИЕ КИТАЙСКОГО КОЛУМБА
• ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
РЫБЫ ИЗМЕНЯЮТ ПОЛ?
• ИРЛАНДИЯ:
ДЕЛЬФИНЫ ВЫХОДЯТ В ИНТЕРНЕТ
• ТАСМАНИЯ:
УЧЕНЫЕ НАУЧИЛИСЬ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ГИБЕЛЬ КИТОВ
• ЧИЛИ:
ТАЙНА «МОРСКОГО ЖЕЛЕ» РАСКРЫТА
• РОССИЯ:
МОРСКИХ ЕЖЕЙ БУДУТ СПАРИВАТЬ ИСКУССТВЕННО
• РОССИЯ:
ПОЙМАЛИ РЕКОРДНУЮ РЫБУ
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


О РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

 
ДОКЛАД ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ С.М. ДАРЬКИНА РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Уважаемые коллеги!
Нам было поручено подготовить доклад о развитии и повышении конкурентоспособности рыбной промышленности России. Мы провели консультации с представителями государственных органов власти, рыбаками, руководителями рыбацких регионов и учеными. И я готов доложить вам, к каким выводам мы пришли.
Сегодня в рыбной промышленности России занято около 360 тыс. человек. В 2003 году выловлено 3,3 млн тонн водных биоресурсов. Около 40% из них было поставлено на внешний рынок. При этом 80% рыбопродукции ушло на экспорт без глубокой переработки. К сожалению, приходится признать, что в рыбной отрасли Россия попрежнему является лишь поставщиком сырья на мировые рынки.
Приведу некоторые статистические данные, которые характеризуют эффективность использования одной условной тонны биологических ресурсов в разных странах мира. В Японии из одной условной тонны биологических ресурсов производится продукта на 2580 долларов, в Норвегии — на 1765 долларов, в США — на 1350 долларов. А в России — только на 758 долларов.
Россия экспортирует примерно такой же объем водных биоресурсов, как и Китай — около 1,4 млн тонн. Однако доходы российских компаний от экспорта в 2,6 раза меньше.
Иными словами, мы торгуем сырьем и продаем его посредникам. А должны продавать готовую продукцию конечному потребителю. Существуют несколько причин, которые обуславливают сложившуюся ситуацию.
Во­первых, до последнего времени имели место непрерывные и непредсказуемые изменения нормативно­правовой базы по вопросам использования водных биологических ресурсов. Эта нестабильность порождает высокие экономические риски. Предприятия могут планировать свою деятельность только в очень узком горизонте, который не превышает и года. В таких условиях привлечь инвестиции практически невозможно. Инвестиции на одного работающего в отрасли в последние 8 лет были ниже, чем в нефтедобывающей промышленности — в 2 раза, и в 3 раза меньше, чем в лесной. В результате образовался недостаток средств для обновления производства, техническое и технологическое отставание рыбной отрасли России по сравнению с мировым уровнем. К примеру, один работающий в рыбной отрасли России за год производит продукции примерно на 7 тыс. долларов США, в то время как в Европе этот показатель достигает 92 тыс. долларов США. Чтобы преодолеть это отставание, отрасли нужны немалые средства. Общий объем инвестиционной потребности оценивается примерно в 2, 5 млрд долларов США, при том что суммарная стоимость основных фондов отрасли составляет лишь 1,3 млрд долларов США, а залоговая стоимость активов и того меньше — около 500 млн долларов США.
Во­вторых, большинство рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний России сегодня еще слабо представлены на основных мировых рынках. Достаточно сказать, что до сих пор на мировых рынках нет ни одного российского брэнда, под которым продавались бы российские морепродукты. Даже в тех случаях, когда национальные компании продают свою продукцию за рубежом, они практически никогда не ведут согласованной ценовой политики.
Значительный ущерб нашим позициям на рынках наносит браконьерство. Незаконный вылов водных биологических ресурсов и вывоз рыбной продукции за рубеж отрицательно сказываются на состоянии промысловых запасов этих ресурсов и на объеме налогооблагаемой базы рыбопромышленных компаний. По данным таможенной статистики Японии, экспорт в эту страну отдельных видов морепродуктов из России в 2003 г. превысил установленные объемы их общего допустимого улова в полтора раза. Эта ситуация характерна также для внешнеторговых отношений с Республикой Корея, Норвегией и другими странами.
Компании, ведущие незаконный промысел водных биоресурсов, как правило, продают их по бросовым ценам, что крайне отрицательно влияет на ситуацию на рынках сбыта.
Во многом браконьерство появилось из­за недостаточно эффективной системы государственного контроля над выловом биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. На 1 января 2004 г. в отрасли зарегистрировано свыше 4 тыс. компаний. По сравнению с 1992 г. их количество увеличилось в 17 раз, что существенно усложнило контроль за выловом водных, биологических ресурсов.
В­третьих, государство недостаточно эффективно работает в сфере конкурентной защиты национального рыболовства. Например, за последние 4 года на европейском рынке России возросла доля атлантической сельди, экспортируемой из Норвегии и Исландии. Вследствие высоких транспортных тарифов, тихоокеанская сельдь, превосходящая атлантическую по качеству, оказалась неконкурентоспособной на внутреннем рынке.
Импорт в Россию субсидируемых рыбных товаров из Европейского Союза и ряда других рыбопромышленных стран мира подрывает финансово­экономические позиции российских товаропроизводителей. По масштабам импорта в Россию в группе рыбных консервов выделяются «Консервы из сардин» и др., включая «Шпроты». Они составляют во внешней торговле: в натуральном выражении — более 50%, а по стоимости — более 40%. В частности, в 2001 году таких консервов было импортировано 206,6 млн условных банок (72,3 тыс. тонн) на сумму 34,2 млн долларов.
Рыбная промышленность России до сих пор не сертифицирована в соответствии с европейскими стандартами. Это уже сегодня может закрыть для нас внешние рынки сбыта. Мы будем вынуждены продавать сырье иностранным посредникам, прежде всего в Китай. И здесь заключена проблема не отдельных рыболовных компаний, а отрасли в целом. Решить ее под силу только государству.
Устранив эти причины, мы сможем перейти от вывоза сырья к экспорту продукции глубокой переработки. Это позволит увеличить стоимость отраслевого продукта в два раза без роста масштабов вылова. Расчеты показывают, что стоимость продукции рыбной отрасли можно увеличить к 2008 году до 5,2 млрд долларов. Наша уверенность основывается на том, что у России есть конкурентные преимущества, которые до сих пор полностью не используются. Это:
• разнообразная и экологически чистая сырьевая база рыболовства, имеющая резервы развития; российская доля в мировом вылове трески составляет 35%, минтая — 32%, сельди — 20%, лососевых — 12%, скумбрии — 7 %;
• выгодное географическое положение (близость российских портов к районам промысла и основным рынкам сбыта);
• квалифицированные и сравнительно недорогие рыбацкие и научные кадры. При этом производственные мощности достаточны для освоения общих допустимых уловов и не являются сдерживающим фактором.
Необходимо высвободить потенциал, скрытый в этих преимуществах. Это общая задача органов государственного управления и представителей рыбного бизнеса. Решить ее возможно только путем координации усилий и совместных действий всех участников процесса.
 

ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ

Перед компаниями рыбной отрасли стоит ответственная задача: перестроить свое производство на выпуск рыбной продукции глубокой переработки и выйти с ней как на внутренний, так и на мировой рынки. Для этого необходимо:
• построить современные береговые предприятия по переработке рыбы как в России, так и на территории иностранных государств;
• обновить и технологически переоснастить рыбопромысловый флот в соответствии с современными мировыми стандартами;
• опираясь на существующую транспортную и портовую инфраструктуру, выстроить современные логистические схемы; за счет этого надежно связать районы промысла, места переработки и районы конечного потребления рыбной продукции как в России, так и за рубежом;
• интегрироваться в мировой рыбный рынок как путем производственной кооперации с крупнейшими мировыми производственными и торговыми компаниями, так и путем приобретения этих компаний в Западной Европе, Америке, Азии; в первую очередь это касается тех сегментов рынка, которые в значительной мере формируются за счет продукции, изготовленной из российского сырья;
• последовательно проводить на мировых рыбных рынках согласованную ценовую политику;
• совместно с органами государственного управления активно участвовать в разработке и совершенствовании нормативно­правовой базы отрасли.
Особая роль в решении этих задач принадлежит саморегулируемым организациям рыбаков — ассоциациям рыбопромысловых компаний.
 

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Стоящие перед отраслевыми предприятиями задачи могут быть успешно решены только в том случае, если государство создаст необходимые для этого условия и предпосылки: правовые, организационные, экономические. Предприятия рыбной отрасли ждут от государства прежде всего стабильных правил работы. Эти правила должны, с одной стороны, стимулировать выпуск продукции на тех предприятиях, которые готовы работать по­новому, а с другой стороны, перекрыть каналы незаконного промысла водных биоресурсов и связанного с ним оборота рыбной продукции.
Многое в этом направлении уже сделано. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» введен новый механизм распределения квот на вылов водных биоресурсов, основанный на долевом и историческом принципах. Впервые квоты были распределены между рыбодобывающими предприятиями на длительный срок — 5 лет, и это распределение было закреплено юридически путем заключения хозяйственных договоров между рыбодобывающими предприятиями и органом государственного управления. У предприятий впервые появился пятилетний горизонт планирования. Рыночная стоимость предприятий сразу возросла. Все это было с энтузиазмом воспринято рыбаками.
Необходимо закрепить положительные результаты и придать им дополнительную динамику. Для этого мы предлагаем целую систему мер. В частности:
1. Целесообразно закрепить Федеральным законом существующий механизм распределения квот на вылов водных биоресурсов, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов». Предусмотреть в законе обязательное согласование этого распределения с субъектами Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
2. Необходимо безотлагательно разработать механизм оборота долей в общих объемах квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на вторичном рынке. Владелец квоты должен иметь возможность свободно распорядиться ею: продать, сдать в аренду другому рыбодобывающему предприятию или заложить в банк. Квота должна стать мощным финансовым инструментом для привлечения в отрасль кредитов и инвестиций. Кроме того, это позволит более полно осваивать выделенные лимиты.
3. Все биоресурсы, добытые в исключительной экономической зоне Российской Федерации, должны направляться для учета, декларирования и последующей переработки в российские порты. Оформление всей рыбной продукции на таможенной территории Российской Федерации будет способствовать значительному сокращению незаконного промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и неконтролируемого вывоза продукции за пределы этой зоны, а также стимулировать глубокую переработку рыбной продукции как в районах промысла, так и на российских береговых предприятиях.
4. Рыбохозяйственные научные исследования должны финансироваться в полном объеме из федерального бюджета и не предусматривать внебюджетного финансирования за счет средств от реализации квот на вылов продукции, полученной при проведении научно­исследовательских работ. Объем водных биологических ресурсов, необходимый для осуществления таких работ, должен определяться программами и планами морских ресурсных исследований. Должны быть расширены задачи, стоящие перед отраслевой наукой. Помимо точного прогноза возможного вылова, необходимы данные о состоянии мировых рынков, предложения по новым продуктам и технологиям.
5. Официальные представители России путем участия в международных рыболовных и иных организациях должны создавать благоприятные условия для укрепления и расширения отечественного рыбного промысла в исключительных экономических зонах других государств и в открытых районах Мирового океана, активно отстаивать национальные интересы в международных программах и в торговых переговорах с ведущими мировыми державами. А при необходимости государство должно обеспечить и силовую защиту российских рыбаков в Мировом океане.
6. Государство должно надежно защищать российские предприятия, выходящие со своими торговыми марками на основные мировые рынки, от необоснованных тарифных и нетарифных ограничений со стороны правительств других стран.
7. Используя меры тарифного регулирования, государство должно создать отечественному производителю благоприятные условия для сбыта рыбной продукции на внутреннем рынке.
8. Необходимо упростить порядок и сократить сроки оформления рыбной продукции и судов в российских портах соответствующими службами (пограничной, таможенной, ветеринарной, санитарной и др. ).
9. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации», предусматривающие возможность рыбопромысловым судам, осуществляющим промысел в исключительной экономической зоне Российской Федерации без захода в иностранные порты, работать в режиме открытой границы.
10. Необходимо предусматривать в федеральных бюджетах на предстоящие годы средства для субсидирования процентных ставок по тем кредитам, которые предприятия привлекают на углубление переработки биоресурсов или на строительство нового промыслового флота.
В заключение хочу отметить, что реализация предлагаемых мер обеспечит повышение конкурентоспособности рыбной промышленности России на мировом рынке.

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2019
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции