Реклама в газете
П Р А Й С - Л И С Т

   13-14 (114-115), 29 июля
 : : На главную : : 
29 января 2004 29 января 2004 26 февраля 2004 26 февраля 2004 25 марта 2004 25 марта 2004 29 апреля 2004 29 апреля 2004 27 мая 2004 27 мая 2004 24 июня 2004 24 июня 2004 29 июля 2004 29 июля 2004 26 августа 26 августа 30 сентября 30 сентября 28 октября 28 октября 25 ноября 25 ноября 30 декабря 2004 30 декабря 2004
орган Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки
 
 
 
РЫБАКИ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ
Интервью с президентом АРПП, председателем совета директоров ОАО «Турниф» Дмитрием ГЛОТОВЫМ и генеральным директором ЗАО «Ролиз» Петром САВЧУКОМ
ЧТО ИСКАЛИ НА ФОРУМЕ РЫБОПРОМЫШ–
ЛЕННИКОВ? ВЫХОД

Важным событием для Приморского края, безусловно, стало проведение первого в истории Дальневосточного форума рыбной отрасли
«ШИЛЛУ» В «АЯНЕ» НЕ УТАИШЬ…
За многими дальневосточными рыбопромышленными компаниями стоит иностранный капитал…
О РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТО–
СПОСОБНОСТИ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Доклад губернатора Приморского края С.М. Дарькина рабочей группе Государственного Совета РФ
 
 
sign ЗАКОН «О РЫБОЛОВСТВЕ» БУДЕТ ПРИНЯТ ДО КОНЦА ГОДА
sign СРЕДСТВА НА РАЗВИТИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УВЕЛИЧЕНЫ ДО 8 МЛРД РУБ.
sign КОМАНДЕ «ВАНИНСКА» ВЫПЛАЧЕНО ПО 10 ТЫСЯЧ
sign ЗАРПЛАТУ НЕ МЕНЬШЕ $450!
sign ФРАДКОВ: ПРЯМОЕ ДОТИРОВАНИЕ СУДОСТРОЕНИЯ «НЕКОРРЕКТНО»
sign ШЛАГБАУМ БРАКОНЬЕРСТВУ
sign БУДУЩЕЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ — ЗА КРУПНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
sign ИСК ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЬСТВА США
 
 
• ФОРУМ РЫБОПРОМЫШ–
ЛЕННИКОВ

«По большому счету нам необходимо ответить на три вопроса, — сказал на заседании одной из секций директор ФГУП «ТИНРО­центр» Лев Бочаров. — Зачем мы начинаем реформы и идем на мировой рынок, что мы хотим получить, наконец, как этого добиться».
 
 
• ДОКЛАД ГУБЕРНАТОРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ С.М. ДАРЬКИНА РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
• КОНТРАБАНДА КРАБА В ЯПОНИЮ
• ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РЫБОЛОВНОГО ФОНДА
• ОТРАВУ СКОРМЯТ РОССИЯНАМ
• КВОТА ЯПОНИИ НА ВЫЛОВ РЫБЫ В ИЭЗ РФ
• ОБЗОР РЫНКА СВЕЖЕЙ И ОХЛАЖДЕННОЙ РЫБЫ, 14.07.2004–21.07.2004
• ПРИМОРЬЕ.
ВЫЛОВ ВБР
• САХАЛИН.
НАЧАЛАСЬ ЛОСОСЕВАЯ ПУТИНА
• ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ.
РЕСУРСНЫЙ КОМПЛЕКС
• ЕАО.
ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫСЛА КЕТЫ
• ЧУКОТКА.
ИССЛЕДОВАНИЯ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ БЕРИНГОВА МОРЯ
• США.
ПОВЫШЕНИЕ ПОШЛИН НА КИТАЙСКИЕ КРЕВЕТКИ
• ПОД ФЛАГАМИ ГОНДУРАСА
• МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ.
ВЫЛОВ ЛОСОСЯ
• ОБЗОР СРЕДНИХ ЦЕН НА РЫБОПРОДУКЦИЮ В МОСКВЕ
по данным ЗАО «СП­Холод» на 5 июля 2004 г.
• ЛОСОСЬ.
цены и экспорт в Норвегии. 1 июля 2004 г.
ЯПОНИЯ
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов, май 2004 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 1–12 июля 2004 г.
 
 
• ОАО «ПБТФ» МОЖЕТ ЛИШИТЬСЯ КВОТ
 
 
• «О развитии региональных рыбохозяйственных комплексов в условиях новой рыбохозяйственнй политики России»
доклад и.о. заместителя губернатора Мурманской области Зиланова В.К. на конференции «Развитие рыбохозяйственного комплекса России» в Санкт-Петербурге
 
 
• «НЕУДОБНЫЙ» ЧЕЛОВЕК
В КАНУН СВОЕГО 50-ЛЕТИЯ СЕРГЕЙ ВАХРИН РАЗМЫШЛЯЕТ О РЫБАЛКЕ, О ВЛАСТИ И О ЖУРНАЛИСТИКЕ
• В ЯПОНСКОМ АКВАРИУМЕ МОЖНО УТОПИТЬ «ТИТАНИК»
Русский клуб рекордов «Левша»
• ОТВАЖНЫЕ ЛЮДИ
 
 
ВСЕ О ЛАМИНАРИИ
• ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЛАМИНАРИИ
• МОРСКАЯ КАПУСТА РАСТЕТ ГУСТО
• МОРСКАЯ КАПУСТА В КУЛИНАРИИ
Калейдоскоп
• РОССИЯ:
РЫБА В ОЗЕРЕ СЮРЗИ ОПАСНА ДЛЯ ЖИЗНИ
• МОРГ — ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ РЫБЫ
• БРАЗИЛИЯ:
ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ ВИД ГЛУБОКОВОДНЫХ РЫБ
• АВСТРАЛИЯ:
САМОЕ МАЛЕНЬКОЕ ПОЗВОНОЧНОЕ СУЩЕСТВО
• ШЕСТИСОТЛЕТИЕ КИТАЙСКОГО КОЛУМБА
• ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:
РЫБЫ ИЗМЕНЯЮТ ПОЛ?
• ИРЛАНДИЯ:
ДЕЛЬФИНЫ ВЫХОДЯТ В ИНТЕРНЕТ
• ТАСМАНИЯ:
УЧЕНЫЕ НАУЧИЛИСЬ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ГИБЕЛЬ КИТОВ
• ЧИЛИ:
ТАЙНА «МОРСКОГО ЖЕЛЕ» РАСКРЫТА
• РОССИЯ:
МОРСКИХ ЕЖЕЙ БУДУТ СПАРИВАТЬ ИСКУССТВЕННО
• РОССИЯ:
ПОЙМАЛИ РЕКОРДНУЮ РЫБУ
 Информационный портал "Рыба Камчатки" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


О РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 
На состоявшейся 22 июня с.г. в Санкт-Петербурге конференции «Развитие рыбохозяйственного комплекса России», которая проводилась в рамках международной выставки «Инрыбпром-2004», с докладом «О развитии региональных рыбохозяйственных комплексов в условиях новой рыбохозяйственнй политики России» выступил и.о. заместителя губернатора Мурманской области Зиланов В.К. Редакция располагает тезисами этого доклада, которые и представляем своим читателям.
 
Уважаемые участники конференции!
 
В пределах установленного регламента позвольте тезисно привлечь ваше внимание к некоторым общим проблемам регионального развития рыбохозяйственных комплексов страны в условиях новой рыбохозяйственной политики России и происходящей административной реформы на федеральном уровне.
1. За прошедший год, а это с июня 2003 года по июнь 2004 года, на федеральном уровне в развитие Морской Доктрины Российской Федерации до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 года) и Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Правительством Российской Федерации 02 сентября 2003 года) приняты принципиальные решения по трем вопросам, определившим вектор дальнейшего функционирования рыбного хозяйства страны. Это прежде всего:
• Введена новая система наделения пользователей долями (квотами) на пятилетний период;
• Законодательно установлена платность за право пользования водными биологическими ресурсами;
• Осуществлена административная реформа федеральных исполнительных органов власти в области рыбного хозяйства, основой которой стало разделение функций формирования рыболовной политики, законо­творческой деятельности с правоприменительной практикой и контролем за рыболовством.
Намечается принять в самое ближайшее время целый ряд других нормативных положений, связанных с развитием рыбопереработки, судостроения, прибрежного рыболовства и т.д.
Таким образом, сформирована в своей основе новая рыбохозяйственная политика России, которая, по замыслу Правительства Российской Федерации, является долгосрочной и будет, по крайней мере, действовать до 2008–2010 годов. Безусловно, коррективы, уточнения будут вноситься, так как ряд тактических параметров до логического завершения пока не доведен. Например, идет проработка проблемы обеспечения сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятий в условиях рынка, готовятся нормативные акты по обороту долей (квот), по принципам наделения пользователей ресурсами во вновь осваиваемых районах и на новых объектах лова и т. д.
Все эти положения важны для развития региональных рыбохозяйственных комплексов страны, расположенных в отдаленных от центра России морских территориях. К сожалению, в целом, в новой рыбохозяйственной политике роль субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью (а это почти треть субъектов), отводится весьма скромная роль. По существу, исполнительные региональные органы не имеют властных полномочий и экономического ресурса, в этой связи минимально влияют на процессы развития и управления рыбохозяйственными комплексами на местах.
Положение осложняется еще и тем, что ряд основополагающих критериев новой рыболовной политики России, а это наделение пользователей долями на пятилетний период, приняты не законодательным актом, а в форме постановления Правительства. Отсюда вполне закономерен вопрос — насколько это устойчиво? Возможно ли разрушение этого принципиального положения?
Полагаю, что точку необратимости процесса мы еще не прошли. Возврат к прежней системе наделения пользователей квотами посредством различных аукционов, административных конкурсов, а, по существу, теневой платы — вполне реальная угроза, так как постановление Правительства № 704 «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов» от 20 ноября 2003 года — это только постановление, а не закон. Уже сейчас определенные силы ведут работу по разрушению основного положения этого постановления — наделения пользователей долями (квотами) на пятилетний период. Противостоять этому можно и нужно только через принятие закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в который отдельным блоком должны войти положения прямого действия относительно закрепления принципа наделения пользователей долями (квотами) на пятилетний период.
Причем весьма важно для регионов, территория которых прилегает к морскому побережью, закрепить за ними на пятилетний период сумму долей пользователей, зарегистрированных на данной территории. В случае перерегистрации пользователя в другие регионы, он лишается своих долей, и они (доли) остаются за регионом.
Такой подход отвечает интересам устойчивого развития региональных рыбохозяйственных комплексов.
2. Еще одна, но весьма важная проблема, решение которой может оказать положительное влияние на устойчивое развитие региональных рыбохозяйственных комплексов. Это реализация прав собственности на водные биологические ресурсы, исходя из статьи 72 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает, что «вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».
Практический опыт последних пятнадцати лет, да и законодательные наработки показывают, что значительный крен в этих вопросах сделан в сторону центральных федеральных исполнительных органов власти. Притом не в лучшем виде. Примеров много. Чего стоят нормативные акты по прибрежному рыболовству, выпущенные в 2003 году Госкомрыболовством РФ, Минэкономразвития РФ и Минфином РФ, или разного рода ограничительные предписания по нормам вылова и т.д. По существу, до настоящего времени положения 72 статьи Конституции России законодательно не реализованы.
Для устранения этого пробела необходимо в кратчайший срок разработать и принять федеральный закон «О принципах и порядке решения находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов владения, пользования и распоряжения водными биологическими ресурсами».
До принятия такого закона, а это дело непростое, следует идти по пути отдельных договоров между Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью. Назрела необходимость уже сейчас незамедлительно договориться о том, чтобы все вопросы практического характера по прибрежному рыболовству были переданы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Центр, если он действительно заинтересован в развитии рыбного хозяйства страны, должен поделиться властными и экономическими правами с регионами с тем, чтобы решить оперативно практические вопросы устойчивого развития региональных рыбохозяйственных комплексов. Другого пути просто нет.
3. Введение платности за право пользования водными биологическими ресурсами посредством соответствующих статей Налогового кодекса Российской Федерации открывают новую страницу не только в отечественном морском рыболовстве, но и в мировом рыболовстве. Ни в одной стране мира с развитым рыболовством и рыночными отношениями нет платности за право пользования морскими ресурсами своими рыбаками-пользователями. Берется платность, как правило, с иностранных рыбаков. К тому же Налоговым кодексом Российской Федерации установлена платность также и на общие запасы с соседними странами. Это для трески, пикши и других видов в Баренцевом море, для минтая, сельди и других видов в Беринговом море. Только из-за введения платности наши рыбопромышленники окажутся со своей продукцией, при прочих равных условиях, неконкурентоспособными на мировом рынке с аналогичной продукцией соседних стран, которые добывают эти же общие запасы в своей экономической зоне, где нет платности за ресурсы. К тому же платность введена при сохранении всех других налогов, что значительно влияет в целом на рентабельность и инвестиционную привлекательность отечественной рыбной промышленности.
Кроме того, поступления от платности за водные биологические ресурсы распределяются в соотношении 70:30 между федеральным бюджетом и региональными бюджетами, что не соответствует справедливому подходу, исходя из конституционных и других законодательных норм. Учитывая, что эти ресурсы, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, целесообразно перейти к распределению платности в соотношении 50:50 и учитывать вклад в общую платность рыбопромышленников каждого субъекта Российской Федерации.
При этом федеральные органы должны направлять свою часть отчислений от платности за пользование водными биологическими ресурсами на финансирование научно-исследовательских институтов и других организаций, осуществляющих определение общих допустимых уловов, мониторинг рыбных запасов, их воспроизводство и контроль за рыболовством, а не выделять на эти цели необоснованные так называемые «научные квоты». Высвободившиеся «научные квоты» должны отойти для использования промышленностью.
Что же касается региональных органов, то они свою часть отчислений от платности должны направлять на развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры, рыбоперерабатывающих мощностей и осуществление научно-исследовательских работ и мониторинга за водными биоресурсами в прибрежной зоне, на реках, озерах и водоемах, расположенных на их территориях.
Следует также привести налоговые ставки за пользование биоресурсами, исходя из статуса запасов и эффективности их экономико-социального значения для прибрежного населения России.
4. Административная реформа на начальном этапе внесла, мягко говоря, значительную замедленность принятия федеральными исполнительными органами власти решений повседневных практических вопросов рыбного хозяйства, не говоря уже о перспективных направлениях. Примеров много. Это и срыв научных исследований у нас на Севере, неурегулированность утверждения общих допустимых уловов, управление федеральной собственностью и т. д.
Полагаю, что следует основному органу — Министерству сельского хозяйства Российской Федерации — утвердить «Регламент по вопросам рыбного хозяйства», в котором четко определить, кто и за что отвечает, кто и в какие сроки рассматривает и решает те или иные вопросы развития рыбного хозяйства, и в регионах в частности.
5. И последнее. В своем ежегодном Послании Президент России Путин В.В. определил в качестве одной из основных экономико-социальных задач — удвоение ВВП. Применительно к рыбному хозяйству и его составляющих региональных рыбохозяйственных комплексах можно сказать, что эта задача не везде может быть решена. Причины известны — ограниченность сырьевых водных биологических ресурсов, добыча, производство которых в условиях рыночных отношений привлекательны для частных предпринимателей и могут приносить прибыль.
В этих условиях вполне реально говорить об удвоении ВВП применительно к рыбному хозяйству, по крайне мере, для Мурманской области, Северного бассейна, да и для всего Северо-Западного федерального округа — об удвоении производства высококачественной рыбной продукции, производимой на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях, потребления рыбы населением страны и налоговых поступлений от деятельности рыбопромышленного комплекса.
Например, для Мурманской области, которая в настоящее время добывает ежегодно 582–649 тысяч тонн и вырабатывает 411–484 тысячи тонн пищевой рыбной продукции, в том числе на береговых перерабатывающих мощностях 40–50 тысяч тонн, вполне реально довести по последнему показателю до 100–120 тысяч тонн. Вспомогательным оценочным критерием должно быть и удвоение душевого потребления рыбной продукции населением страны с 10–12 кг до 20–24 кг и Мурманской области с 20 до 40 кг.
Такие задачи вполне реальные для реализации в регионах при условии, повторюсь, передачи от центра всех избыточных властных, да и ряда экономических, полномочий непосредственно на места.
В целях прагматического решения упомянутых мною проблем, да и целого ряда других, были 18 мая с. г. рассмотрены в Мурманске на заседании членов рабочей группы Президиума Государственного совета от Мурманской, Архангельской, Калининградской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа, которые участвуют в подготовке доклада на Государственный совет «О развитии и повышении конкурентоспособности рыбной промышленности России».
Был разработан целый пакет проектов законодательных актов и поправок к законам, принятие которых будет способствовать развитию рыбной промышленности страны. Среди них такие проекты, как «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года № 704», «О федеральном бюджете на 2005 год», «О внесении изменений в статью 333.3 часть вторую Федерального закона «Налоговый кодекс Российской Федерации», в постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 года № 390 «Положение об определении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов», «О порядке оперативной корректировки объемов допустимых уловов» и другие.
Эти предложения направлены в соответствующие органы и надеемся на их положительное решение. Кроме того, в ходе окончательного формирования упомянутого выше доклада на Государственный совет эти наработки мы намерены от имени приморских регионов Северо-Запада России настоятельно рекомендовать включить в основной текст доклада.

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2019
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции