|
|
ВАРПЭ: разговор по существу |
ВАРПЭ: есть ли задел на будущее? Интервью с А.Н. Якуниным экс-президентом Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатки и Корякского автономного округа (СРПК) |
ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ Интервью с генеральным директором ЗАО «Акрос» В.Б. ВОРОБЬЕВЫМ |
БИТВА ЗА СТАВКИ Снижение ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами архиважный вопрос для российских рыбаков |
|
|
|
|
Только рыбак сохранит лосось! Стать всем миром на защиту нашего основного богатства дикого тихоокеанского лосося нет задачи более важной на сегодня в Корякии |
|
|
Только рыбак сохранит лосось!
С большим сожалением приходится констатировать тот факт, что с каждым годом с завидным постоянством на нерестовых реках восточного побережья Корякии прогрессирующими темпами растет массовое уничтожение одной из ценнейших пищевых пород рыб дикого тихоокеанского лосося. Рыбу вылавливают и затем выбрасывают за ненадобностью с одной только целью изъять находящуюся в ней знаменитую лососевую икру.
Икру по-прежнему заготавливают тоннами, а если быть точным, то по сведениям, предоставленным руководителем Карагинского РОВД на сессии районного Совета депутатов, в путину 2005 года работниками милиции было конфисковано ни много, ни мало 21 тонну ценнейшей деликатесной продукции икры лососевых пород. При этом деликатесом назвать такую икру язык не поворачивается, так как изготавливается она в основном на подпольных базах переработки, в народе называемыми «цехами». Такой продукт сомнительного качества в большинстве своем удовольствие довольно рискованное для желающих его испробовать. Покушав такой «икорки», можно серьезно отравиться, но, тем не менее, икорный рынок «проглатывает» такую продукцию тоннами. В основном она отправляется в «златоглавую», где, пройдя дополнительную переработку, приобретает более-менее товарный вид. Превращается в весьма раскупаемый доверчивыми москвичами продукт.
Итак, лосось шкерят на икру. Тоннами. Дело это весьма прибыльное и хорошо налаженное, икорный трафик не знает преград. Там, где на его пути становятся честные сотрудники милиции, не дающие разграблять государственную собственность, на помощь икорной мафии приходят не совсем честные сотрудники той же милиции. Но только с более весомыми погонами и должностями.
Икра продолжает тонкими ручейками стекаться в столицу нашей Родины город Москву. Что только не предпринимали за последнее десятилетие окружные и районные власти: и создавали штабы по проведению путины и организации отпора набегам браконьеров на нерестовые реки, и приглашали ОМОН из соседних регионов, но все тщетно икорная мафия, как и любая другая бессмертна, пока есть две составляющие ее порождающие. Это бедность местного населения, которое мафиози используют в качестве батраков в «рыбацких» бригадах и коррумпированность государственного аппарата в лице правоохранительных и природоохранных структур. Да плюс еще бестолковая несогласованность внутри самого ведомства, которому государство доверило сохранить ценнейший восполняемый биоресурс знаменитый тихоокеанский лосось.
Ну кому, скажите, пришло в голову проводить реформирование системы охраны водных биологических ресурсов именно в сезон подготовки и проведения лососевой путины? Все было перевернуто с ног на голову. У бывшей рыбинспекции не было возможности эффективно противостоять браконьерам, так как начался никому не понятный дележ имущества между двумя ведомствами. А в это время у браконьеров не было никаких сбоев в работе: бензин бочками был завезен еще с осени, соль тоннами еще зимой была заброшена в «цеха», батраки наняты отрабатывать долги, накопившиеся в течение долгой зимы. Все составляющие для успешной заготовки лососевой икры налицо. Паши и паши на голубой ниве! Вообще, по части организованности и исполнительской дисциплины многие бригады работают намного эффективней орды неповоротливых чиновников, в которых не испытывает недостаток наш округ.
Практически организованную борьбу с браконьерами на территории Карагинского района, а она, кстати, кто не знает, равна территории такого европейского государства как Бельгия, сотрудники Карагинского РОВД вели в одиночку.
Не открою государственной тайны их было всего десять человек, приписанных к селам района.
Всего десять милиционеров противостояли армаде «бракушников», насчитывающих в своих рядах сотни человек. При этом не стоит забывать, что у сотрудников милиции нет на вооружении таких современных транспортных средств, которыми обладают продвинутые из браконьеров это и вездеходы ГТТ и МТЛБ, лодки как отечественного, так и импортного производства с мощнейшими подвесными моторами, спутниковые телефоны.
Поэтому и результаты рейдов по изъятию браконьерского снаряжения выглядят более чем скромно: 11 закидных неводов и транспортных средств 4 ед. (лодка резиновая)!
Да, именно так и написано в «Справке о результатах проведения операции «Путина-2005» на территории Карагинского района в период с 01 июня по 30 сентября 2005 года», представленной на обозрение депутатам Совета МО «Карагинский район» на проходившей очередной сессии, где вопрос о сохранении лосося стоял под номером один.
Как умудрились местные и приезжие бракушники на 4 (четырех) резиновых лодках выловить сотни тонн лосося, перерезать его и перевезти 21 (!) тонну лососевой икры? Это почти четыре самосвала, доверху груженые ценнейшим в мире продуктом питания. Как удалось браконьерам всю эту массу икры перевести на резиновых лодках, каждая из которых обладает грузоподъемностью всего лишь 250 кг?! Уму непостижимо, кто может объяснить этот феномен?!
Окружная прокуратура, окружное УВД или представители того же окружного «Россельхознадзора»? Ответ, как говорится, повисает в воздухе.
При этом вообще фантастической выглядит информация в той же «Справке», что самого-то лосося было изъято всего лишь
165 кг!
Вот уж действительно загадка для ихтиологов всего мира: как можно умудриться из 165 кг пусть и дикого, а не домашнего лосося, нацедить 21000 кг ИКРЫ?
Борис Ельцин, наш первый демократический президент, в таком случае только развел бы руками и ответил: «А черт его знает!»
Черт не знает, а соответствующие должностные лица, получающие, между прочим, «соответствующую» зарплату, должны ответить народу. Действительно, а почему так вольготно чувствуют себя некоторые граждане на территории муниципального образования «Карагинский район», уничтожая тоннами ценнейший пищевой продукт, которым является лосось, при этом, не неся никакой ответственности за деяния, которая в других, так называемых, цивилизованных странах, ну, к примеру, в Норвегии или Исландии, непременно их постигла, уничтожай они там в таких количествах лосось, как здесь в Корякии. По всему миру, во всех приполярных странах лососю отдается особое уважение, он кормит коренные народы. Дает возможность создавать тысячи рабочих мест. Лосось основа жизни для миллионов людей, проживающих по всему Северу. Ну это во всем мире. А вот Россия, точнее Камчатка, а еще точнее Корякия, как бы стоит особняком в списке мирового сообщества, обеспокоенного сокращением стада дикого лосося на Камчатском полуострове. Здесь лосось беспощадно режут, причем стабильно из года в год.
Казалось бы, нет спасения, лосось уничтожают подчистую. Но нет! В Корякии под непосредственным руководством вице-губернатора Михаила Куманцова разрабатывается эффективная программа по действенной защите нерестовых рек от произвола браконьеров. Причем эта программа регионального уровня поддержана и в Минсельхозе, и в «Россельхознадзоре». Нашла она одобрение и в Совете Федерации РФ. В случае успешной реализации, эта программа будет рекомендована для внедрения во всех дальневосточных регионах для того, чтобы навести наконец-то порядок, как в производстве и обороте лососевой икры, так и реально показать всем, что государство может справиться с задачей сохранения тихоокеанского лосося. Сегодня Россия уже не та, когда можно было у нее беззастенчиво грабить все, что плохо лежит, а в нашем случае плохо плавает, то есть водные биоресурсы. Государство способно реально защитить свои богатства. Но усилий одних только властей в части наведения порядка на нерестовых реках без поддержки местного населения недостаточно. Также необходимо учесть, что рыбу ловят рыбаки, и кто, как не рыбацкие предприятия, больше всего заинтересованы в том, чтобы запасы лосося не сокращались.
Суть новаторской идеи окружного Управления по рыболовству заключается в том, чтобы на конкурсной основе, на договорных обязательствах, закрепить за рыбопользователями нерестовые реки в долгосрочное пользование. То есть рыбопромышленник, имея гарантию со стороны окружной власти, что соответствует и гарантии самого государства, мог бы планировать экономически обоснованное изъятие лосося из данной реки. При этом он будет обязан осуществлять весь комплекс охранных мероприятий на реке, помогать ихтиологам вести учет зашедшего на нерест лосося, а также по мере финансовых возможностей участвовать в строительстве рыборазводных заводов.
Такая долгосрочная и финансово-затратная работа по силам только крупным рыбодобывающим предприятиям. Фирмы-«однодневки», ничего не имеющие, кроме столба на берегу для постановки невода, не смогут наладить эффективную охрану нерестовых рек. Это однозначно!
Ведь немалые средства нужны для оплаты труда тех, кто непосредственно будет охранять реки, их экипировки, приобретения технических средств передвижения, средств связи, оформления всевозможных документов. Но и отдача будет соответственной. Сотрудник в форме с соответствующими документами и полномочиями в тесном сотрудничестве с милицией и рыбоохраной будет воплощением силы государства, в ее интересах защитить государственное, то есть народное добро. Конечно, как и в любом государственно значимом деле за работой таких охранных структур необходим общественный контроль. Вот здесь бы и оказалась весьма существенной помощь со стороны муниципальных властей, экологических организаций и, безусловно, родовых общин коренных малочисленных народов. Кому, как не аборигенам, проявить заботу о сохранении основ своего существования, которым и является для них лосось.
Я твердо уверен, что традиционные пользователи, зарекомендовавшие себя с положительной стороны рыбацкие предприятия, могли бы совместно сотрудничать с родовыми общинами не только в части охраны лосося, но и охотничьих животных. Кстати, в Карагинском районе уже есть примеры, когда рыбацкие предприятия наводят порядок в охотугодьях, и уровень браконьерства там заметно снизился.
Стать всем миром на защиту нашего основного богатства дикого тихоокеанского лосося нет задачи более важной на сегодня в Корякии.
Сохраним рыбу для потомков сегодня, и они скажут нам за это спасибо завтра!
Виктор РОМАНЮК, депутат
23 марта 2006 г.
|