Реклама в газете
п р а й с - л и с т
5-6 (146-147),  30 марта
 : : На главную : : 
 
ВАРПЭ:
разговор по существу
ВАРПЭ: есть ли задел на будущее?
Интервью с А.Н. Якуниным — экс-президентом Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатки и Корякского автономного округа (СРПК)
ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ
Интервью с генеральным директором ЗАО «Акрос» В.Б. ВОРОБЬЕВЫМ
БИТВА ЗА СТАВКИ
Снижение ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами — архиважный вопрос для российских рыбаков

sign на границе Корякского округа с Чукоткой будет создано новое рыбопромышленное предприятие
sign Приморские рыбаки настаивают на введении в дальневосточных морях моратория на вылов краба
sign до сих пор в Приморье есть рыбохозяйственные предприятия, которые платят своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума
sign почти во всех промысловых зонах Сахалинской области фактический улов намного превысил прогнозные показател
• Только рыбак сохранит лосось!
Стать всем миром на защиту нашего основного богатства — дикого тихоокеанского лосося — нет задачи более важной на сегодня в Корякии
• ФГУП ВНИЭРХ
«Оценка правоприменительной практики, связанной с уплатой сборов за пользование объектами водных биоресурсов»
• ПРИМОРЬЕ
ЭКСПОРТ РЫБЫ И МОРЕПРОДУКТОВ
• РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ
• ПРИМОРЦЫ НЕДОВОЛЬНЫ ОБЪЕМОМ КВОТ
• МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛОСОСЯ
ЯПОНИЯ
• СРЕДНИЕ СДАТОЧНЫЕ ЦЕНЫ
и объемы продаж в 10 основных портах Японии, январь 2006
• СРЕДНИЕ ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ
на 10 главных оптовых рынках Японии,
декабрь 2005
• ИМПОРТ
основных видов морепродуктов,
январь 2006 г.
• ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ
на Токийском центральном рынке 02.02–02.03.06 г.
• ГОСРЕГУЛИРО-
ВАНИЕ ОБОРОТА ПРОДУКЦИИ ИЗ ЦЕННЫХ ВИДОВ РЫБ

• РЫБАКИ-
ПЕНСИОНЕРЫ НАМЕРЕНЫ СТОЯТЬ ДО ПОБЕДЫ

• ПРИОРИТЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЫБОЛОВСТВА
• ПЕРЕРАСПРЕ-
ДЕЛЕНИЕ РАЗРЕШАЕТСЯ

• Интервью с генеральным директором ЗАО «Акрос» В.Б. ВОРОБЬЕВЫМ
• История бутерброда с икрой
• КОНТЕЙНЕРНЫЙ ЮБИЛЕЙ
• ГЛУПОСТЬ СЮАРДА
• ГИГАНТСКИЙ КАЛЬМАР СПЕШИТ ПОКАЗАТЬСЯ НА ГЛАЗА
• УЧЕНЫЕ ОБНАРУЖИЛИ УНИКАЛЬНОГО «ВОЛОСАТОГО» РАКА
• ТОЛЬКО ФАКТЫ:
ОКЕАНЫ
• ВСЕ О СЕЛЬДИ
• ДЕНЬ СЕЛЕДКИ
• КУЛИНАРИЯ
• БЛЮДА ИЗ РЫБЫ СНИЖАЮТ РИСК ИНФАРКТА
Калейдоскоп
• США
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ МОРЕПРОДУКТ
• ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
РЫБ ЗАСТАВИЛИ СНИМАТЬ КИНО
• МЕКСИКА
ОБНАРУЖИЛИ НОВЫЙ ВИД АКУЛЫ
• ГЛУБОКОВОДНЫЕ РЫБЫ НЕ СТРАДАЮТ ОДИНОЧЕСТВОМ
• ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ АКУЛ
• ПТИЧИЙ ГРИПП МОЖЕТ ПОРАЖАТЬ РЫБ
• ИЗРАИЛЬ
ИСКУССТВЕННЫЕ ЖАБРЫ
• ЯПОНИЯ
ЗАГАДКА ЖИВОЙ ИСКОПАЕМОЙ РЫБЫ
• ГИГАНТСКАЯ РОБОТ-РЫБА
 Информационный портал "Рыба Камчатского края" —
 оперативная информация, анализ событий,
 обзоры рынков, бесплатные объявления


ВАРПЭ: есть ли задел на будущее?

Интервью с А.Н. Якуниным — экс-президентом Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатки и Корякского автономного округа (Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки)
 
Корр.: Александр Николаевич, приближается очередная годовщина ВАРПЭ — 12-летие, а Вы, как мне известно, стояли у самых истоков ее создания. Какие цели и задачи тогда ставились? Удалось ли реализовать ту первоначальную идею рыбацкого объединения или нет? Как я знаю, очень многие региональные общественные объединения рыбаков приказали уже долго жить, исчезли из рыбацкой жизни, а ВАРПЭ готовится провести очередное отчетно-выборное собрание, следовательно, не только живет, но и что-то делает, за что можно отчитаться перед рыбаками России?
 
А.Я.: У истоков создания Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) стояла группа специалистов рыбного хозяйства, и я был только одним из них. Вспомните, Сергей Иванович, атмосферу тех дней — начала 90-х годов. Ликвидирован СССР И Минрыбхоз. Целостное хозяйство главной рыболовецкой державы мира развалилось на большие части бывших союзных республик и малые – субъектов Федерации. Часть судоремонта отошла в Прибалтику, крупное судостроение осталось на Украине, сетеснастные фабрики — в России, металлическая тара — в Казахстане. Традиционные рынки сбыта рыботоваров также разваливались, отходили к новым государствам, которые обзаводились новыми границами, а вместе с ними — новыми таможенными правилами и тарифами. Рушилась десятилетиями отработанная система взаимных поставок материально-технического снабжения (МТС) и топлива. Новые — демократические — администрации субъектов Российской Федерации начали наделять водными биологическими ресурсами (ВБР) футбольные клубы, банно-прачечные комбинаты, воинские части. Все эти новые пользователи ресурсов ринулись на внешний рынок, соревнуясь между собой, кто за меньшие деньги и как можно быстрее толкнет свой «товар». Шла приватизация предприятий рыбного хозяйства и флотов. Новые предприятия рождались каждый день и находились как бы в вакууме. Нужно было срочно искать пути построения новых отношений с поставщиками МТС и ГСМ, с одной стороны, и восстанавливать связи с рынками сбыта внутри РФ, СНГ, дальнего зарубежья, с другой стороны. Очень серьезной проблемой был в то время неконтролируемый и нерегулируемый экспорт. Правительство было вынуждено создать институт спецэкспортеров, чтобы противостоять демпингу, который к тому времени уже стал реальной угрозой существования отрасли. Поэтому и нужна была Ассоциация рыбопромышленников всероссийского уровня на принципиально новой профессиональной основе, совершенно нам еще не знакомой — не командной, административной, а добровольной и равноправной. Ее созданию предшествовала большая подготовительная работа, которую возглавил экс-министр рыбного хозяйства СССР В.М. Каменцев. Мы проехали Север, Дальний Восток, Калининград, Каспий и убедили руководителей основных рыбохозяйственных предприятий страны в необходимости такого объединения.
Учредителями ВАРПЭ выступили «Асрыба», ВАО «Соврыбфлот», АО «Дальрыба», ВБТРФ, «Техол», ВЭА «Камчатимпэкс», ВНИЭРХ. Всего 23 представителя.
23 июня 1994 года состоялось общее собрание, которое положило начало созданию национальной Ассоциации рыбаков.
Корр.: А какова нынешняя членская база ВАРПЭ?
 
А.Я.: На 1 января 2006 года, как мне известно, в состав ВАРПЭ входило 77 юридических лиц, но здесь нужно отметить, что при создании Ассоциации в нее вступали отдельные предприятия, а с образованием региональных рыбацких ассоциаций, создаваемых по видам или объектам промысла, в ВАРПЭ начали вступать и коллективные члены, которые сейчас и создают базовую основу Всероссийской Ассоциации — Союз рыбопромышленников Севера, Союз прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатки и КАО, Ассоциация рыбопромышленных предприятий Приморья, Союз рыбаков Запада и другие.
В целом же, с учетом именно коллективных членов, ВАРПЭ сегодня объединяет 75 процентов рыбохозяйственных предприятий России.
 
Корр.: Как построено финансирование ВАРПЭ? Знаю по собственному печальному опыту, что это основополагающий вопрос любой общественной организации.
 
А.Я.: Существуют, как и везде, вступительные и ежегодные взносы. Однако, судя по тому, что персонал ВАРПЭ (хотя он весьма небольшой) по 3–4 месяца не получает зарплату, можно сделать вывод, что финансовые дела здесь не блещут.
Глубоко ошибочно, на мой взгляд (а я два года возглавлял Союз прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатки и Корякии, был вице-президентом ВАРПЭ, а потому владею этим вопросом), повело себя руководство ВАРПЭ последние три года, пытаясь построить финансовое обеспечение аппарата ВАРПЭ, независимое от членов Ассоциации и их взносов. Многие члены Совета были против такой постановки вопроса, но, тем не менее, руководство попыталось пойти по этому пути. В итоге сегодня не только пуст бюджет ВАРПЭ, но и потеряно время, материальные ресурсы и, что самое главное, доверие членов Ассоциации, которые связывали выплату взносов с какой-то реальной работой по защите интересов рыбаков Всероссийской Ассоциации, а не мифическими коммерческими проектами.
 
Корр.: Александр Николаевич, оправдались ли ваши надежды в главном, масштабном, глобальном? Что, на ваш взгляд, удалось и что НЕ удалось сделать ВАРПЭ за эти 12 лет?
Как человек, постоянно работающий с рыбацкой общественностью, сам могу сказать, что авторитет ВАРПЭ среди рыбаков довольно низкий — эту Ассоциацию многие попросту не знают, чтобы воспринимать ее как головную свою организацию. Не ждут от нее помощи и поддержки. Вы, как экс-президент СППРП, принимая на себя все удары власти и будучи совершенно правым в этой борьбе (по сей день вон какие страсти кипят на Камчатке), являясь вице-президентом ВАРПЭ, тоже ведь воспринимали эту Ассоциацию более формально, нежели реально, чтобы ожидать какой-либо помощи и поддержки? И не было ни того, ни другого — это я как бывший исполнительный директор СППРП хорошо знаю. Как нет и сейчас, если не считать некоторых исключений, которые не делают основных правил.
 
А.Я.: Являясь по своей сути объединением работодателей, ВАРПЭ смогла интегрироваться в Российский Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную Палату, Промышленный Союз, IKFA — международную Ассоциацию рыбаков. Но это все успехи внешнего уровня. Внутренняя структура ВАРПЭ и, главное, связь Всероссийской Ассоциации с членами ВАРПЭ остаются самым слабым звеном, а отсюда вытекают все самые принципиальные и важные проблемы — в том числе и просрочка выплаты взносов во все вышеуказанные структуры и на содержание самого аппарата ВАРПЭ, который, в силу этих причин, также финансово ограничен в своих возможностях.
Не удалось, на мой взгляд, самое главное: по-настоящему объединить рыбаков, стать выразителем их интересов, использовать потенциальные (в первую очередь, договорные!) взаимоотношения с Властью, стать организацией действительно необходимой как Власти, так и своим членам.
Вспомните пассивную позицию, которую занимало руководство ВАРПЭ в преддверие аукционов и во время их проведения. Тогда юридическую проработку всех вопросов, связанных с незаконностью введения аукционов, вынуждена была взять на себя Ассоциация рыбопромышленников Сахалина, а не ВАРПЭ.
Не увидели мы активности Всероссийской Ассоциации рыбаков в разработке Концепции развития отрасли и реализации известного 704-го Постановления Правительства РФ о долевом закреплении квот за предприятиями.
Прошла стороной мимо ВАРПЭ история о грубом нарушении администрацией Камчатской области и Госкомрыболовством (потом Федеральным агентством по рыболовству) принципов наделения долями прибрежного рыболовства предприятий рыбопромышленного комплекса Камчатки. Вот уже более двух лет идет судебная тяжба предприятий, являющихся членами ВАРПЭ, с чиновниками, а ВАРПЭ находится в стороне.
Не проронило ни слова руководство ВАРПЭ и по поводу череды кадровых назначений Правительства на руководящие посты в Госкомрыболовство, когда органы власти, показывая чудеса бюрократической эквилибристики, сменили только за один лишь 2003 год сразу трех руководителей отрасли.
Или вот еще пример, характеризующий стиль работы руководства, — осенью 2003 года собрали в ВАРПЭ представителей большинства рыбацких ассоциаций России (в том числе и не членов Ассоциации) с целью консолидации общих усилий по стабилизации состояния отрасли в рамках ВАРПЭ и по причине организационных недоработок сорвали это важнейшее мероприятие. А ведь они открывали совершенно новые возможности национальной Ассоциации.
 
Корр.: И насколько все это безнадежно?
 
А.Я.: Надо оставить всякую мысль о налаживании самофинансирования Ассоциации через всевозможные коммерческие проекты, — то есть выбросить из головы кощунственную по отношению к интересам Ассоциации мысль занять руководством ВАРПЭ независимую позицию по отношению к членам ВАРПЭ.
Надо искать реальные пути решения проблем и чаяний рыбаков по совершенствованию законодательства, таможенных и налоговых правил, оптимизации контролирующих органов. Нужно становиться помощниками Правительства, государственных органов по рыболовству по защите интересов рыбаков. И всегда нужно быть на гребне той волны, которая первой обрушивается на бюрократизм, чванство, коррупцию, загоняющие отрасль в тупик. То есть вернуться к той идее, которая изначально сопутствовала созданию ВАРПЭ.
 
Корр.: Понятно, что в любом деле нужен лидер. Если сравнить трех руководителей всероссийских объединений рыбаков — А.В. Родина (ВАРПЭ), Б.Л. Блажко (Росрыбколхозсоюз) и В.Д. Глущенко (Росрыбхоз), то Александр Васильевич (при всех своих министерских регалиях и заслугах, которых не отнять) явно проигрывает Борису Лаврентьевичу и Василию Дмитриевичу. То есть избрание для общественной организации формального лидера (который когда-то был в АВТОРИТЕТЕ, НА БОЛЬШОЙ ДОЛЖНОСТИ, но в общественном деле себя не видит, а потому и не может являться признанным общественным лидером) приводит всегда к печальным результатам — развалу этих общественных объединений, примеров чему множество, как на нашей любимой Камчатке, так и в других регионах Дальнего Востока и России. Что вы думаете по этому поводу?
 
А.Я.: Могу только согласиться.
 
Корр.: Александр Николаевич, мы прекрасно понимаем, что Всероссийская ассоциация рыбаков необходима и должна объединять региональные рыбацкие организации при многих противоречиях регионального и межрегионального рыбного бизнеса. Видите ли вы возможности для такого объединения, или сами рыбаки попросту еще не созрели до серьезных объединений корпоративных интересов и по привычке продолжают и будут продолжать жить каждый сам по себе? Может быть, такой перспективы — объединения — на ближайшие пять–десять лет просто не существует и рыбаков будут загонять в такие ассоциация либо кнутом, либо пряником (как камчатская администрация в своего «КАРПа»). То есть рыбаки, может быть, еще попросту не выросли из детских штанишек, не стали взрослыми, не умеют (и не хотят) договариваться, не умеют (и не хотят) постоять ДРУГ ЗА ДРУГА. Как вы думаете?
 
А.Я.: Анализируя прошедшие 12 лет жизни ВАРПЭ, два года руководства СППРП на Камчатке, я на самом деле не могу не признать того, что условия действительно еще не созрели до идеи национального объединения рыбаков, а многие региональные рыбацкие лидеры, как правило, ищут себе место у ног своих губернаторов. Пока очередные перевыборы или назначения губернаторов в регионах будут сопровождаться экономическим переделом, питающим коррупцию на местах, всего лишь незначительная часть рыбацких лидеров будет оставаться в оппозиции, защищая свои интересы, так как их, как руководителей рыбопромышленных компаний, очень легко уничтожить, используя потенциал региональной власти и бездействие российского законодательства. Это я испытал на собственном опыте. Бизнес не должен зависеть от власти и его развитие должно определяться только законами. И мы когда-нибудь придем к этому.
Поэтому я считаю, что нашему поколению руководителей предприятий отрасли и ассоциаций рыбопромышленников, являющихся членами ВАРПЭ, необходимо, как бы это не было трудно, хотя бы сохранить имеющуюся структуру ВАРПЭ, как Всероссийской ассоциации, для тех рыбацких лидеров, которые будут работать в 2015–2025 годах, когда национальные корпоративные интересы рыбаков России будут задействованы в реальной жизни. Это, на мой взгляд то, что называется программой-минимумом.
12 лет — это, безусловно, очень маленький период для общенациональной рыбацкой ассоциации. Признанной во всем мире Всеяпонской ассоциации рыбаков уже около 130 лет, Всекорейской — порядка сорока.
Так что, с этой стороны, у нас все впереди. Главное не растерять по пути то, что есть.
 
Корр.: Александр Николаевич, а есть ли у нас публичные рыбацкие лидеры, известные на всю страну, кто бы мог повести за собой рыбаков? Только двух я сразу исключу — Бориса Лаврентьевича Блажко (он лидер определенного направления рыбаков–колхозников и является выразителем ТОЛЬКО их интересов, что для колхозников и является счастьем, которым они, я уверен, ни с кем ДЕЛИТЬСЯ не захотят — и будут абсолютно правы!!!) и Вячеслава Константиновича Зиланова (который является яркой фигурой рыбацкой России, талант которого наиболее полно, на мой взгляд, выражается в теоретической (или публицистической), а не организационной направленности, почему Вячеслав Константинович в свое время отказался от идеи создания альтернативного ВАРПЭ Всероссийского объединения рыбаков). А других лидеров такого же всероссийского уровня, размаха, авторитета я лично не знаю, хотя знаком со многими, кто представляет всероссийскую рыбацкую элиту. Или, может быть, не разглядел с Камчатки?
Или у нас в общественном рыбацком движении тоже должны прийти в руководство непрофессионалы откуда-нибудь со стороны, как это случилось в бюрократических — и федеральных, и региональных — органах по управлению рыболовством?
 
А.Я.: Есть. Можно назвать многих. Но я остановлюсь только на членах ВАРПЭ, руководителях региональных Ассоциаций, которые уже выросли до уровня лидеров национального масштаба — это президент Ассоциации рыбопромышленников Севера Г.В. Степахно, это дальневосточники — Д.Б. Глотов (Ассоциация рыбопромышленных предприятий Приморья) и С.В. Тимошенко (Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки).
Еще не полностью использован потенциал Юрия Ивановича Москальцова, Василия Дмитриевича Глущенко, Эрнеста Михайловича Смелова.
Так что есть из кого выбирать.
 
Корр.: А значит у ВАРПЭ есть будущее.
 
А.Я.: Несомненно!
 

 » А Р Х И В «
 
 РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ 
 © 2000-2024
ООО «Редакция журнала «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

SetBook - периодика - газеты и журналы
SetBook - книги, периодика - газеты и журналы, книги на иностранных языках...
МАИ
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ
Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство
Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом"
проект "Информационный голод"
Почтовый Ящик Редакции