|
|
ВАРПЭ: разговор по существу |
ВАРПЭ: есть ли задел на будущее? Интервью с А.Н. Якуниным экс-президентом Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатки и Корякского автономного округа (СРПК) |
ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ Интервью с генеральным директором ЗАО «Акрос» В.Б. ВОРОБЬЕВЫМ |
БИТВА ЗА СТАВКИ Снижение ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами архиважный вопрос для российских рыбаков |
|
|
|
|
Только рыбак сохранит лосось! Стать всем миром на защиту нашего основного богатства дикого тихоокеанского лосося нет задачи более важной на сегодня в Корякии |
|
|
ПОБЕДИТ СИЛЬНЕЙШИЙ
Интервью с генеральным директором ЗАО «Акрос» В.Б. ВОРОБЬЕВЫМ
Корр.: Валерий Борисович, сейчас рыбаки в своей борьбе с администрацией Камчатской области за справедливость оказались как бы в тупике: Высший Арбитражный суд выигран, но во всех инстанциях от Межведомственной комиссии до Федерального агентства по рыболовству по-прежнему препоны, препоны и препоны законному решению по существу вопроса
В этой ситуации общественное движение, я имею в виду рыбацкие пикеты на Камчатке, организованные обкомом рыбацких профсоюзов, в которых приняли участие работники многих пострадавших от власти компаний, действительно изменили положение дел, или они оказались незамеченными теми, кто творит на полуострове все эти безобразия и развязывает рыбные «войны»?
В.Б. Воробьев: Пока особой реакции власти на эти пикеты мы не видим. Но то, что полномочный представитель президента К.Ш. Исхаков, когда приезжал на Камчатку, обратил серьезное внимание на ситуацию в рыбной отрасли, в этом основную роль сыграли, конечно, пикеты информация о них прошла практически по всем информационным агентствам страны. А то, что председатель камчатского обкома профсоюзов И.Л. Орлова вручила Камилю Шамильевичу полную подборку документов по ситуации, которая сложилась в рыбной отрасли за период с 2002 года по настоящий момент, должно вызвать соответствующий резонанс.
По нашей информации, Счетная палата Российской Федерации (также по обращению профсоюзов) приняла решение провести проверку в администрации Камчатской области и в других структурах исполнительной власти. Уверен, что эта проверка только подтвердит результаты предыдущей и расширит круг изучаемых вопросов и проблем.
Ситуацией в рыбной отрасли Камчатки обеспокоена и Генеральная прокуратура. В докладе Генпрокуратуры в начале этого года прозвучали весьма нелестные отзывы о ситуации в рыбной отрасли. Там очень озабочены проблемой браконьерства, тем, что до сих пор отсутствует нормативная база, и то, что департаменты Министерства сельского хозяйства до сих пор не разработали более двадцати документов для реализации Закона о рыболовстве. Вот что в частности сказал генеральный прокурор В. Устинов: «Недавно в одной из телепередач телезрители увидели рейд работников милиции Камчатской области по р. Большой: задержание браконьеров, изъятие у них лососевой икры. А на деле все обернулось фикцией. Вместо того, чтобы действительно заниматься охраной рыбных ресурсов, выявлением и пресечением браконьерства, на роль браконьеров уговорили двух местных жителей. Снасти и икру выпросили у организации, которая ведет лов на законных основаниях. А уж «удачливых» борцов с браконьерами сыграли сами милиционеры. При такой постановке дела понятно, что браконьерам нечего бояться». И далее: «В сохранении биоресурсов минимальна роль Росрыболовства и Россельхознадзора. Минсельхоз должен был подготовить более двух десятков нормативных актов по этим вопросам. Однако прошел год, а министерство так и не сподобилось разработать большинство необходимых документов».
Не прошло и двух лет с момента реорганизации структуры управления (было Госкомрыболовство стало Агентство по рыболовству), а в министерстве сменилось уже два начальника департамента. Конечно, мы всегда надеемся, что департамент заработает и будет создана нормальная нормативно-правовая база в развитие Закона о рыболовстве, но это надо было делать вчера. А в итоге отсутствие четкой нормативно-правововй базы приводит к правовому беспределу и нигилизму, что мы видим на примере Камчатки.
Мы знаем, что 704-е постановление правительства утратило силу, но мы знаем и то, что документы изданные в развитие этого постановления действительны их никто не отменял и отменить их невозможно, поскольку они являются нормативными документами для всей рыбной отрасли страны. Они решают очень многие вопросы: от подготовки документов, в частности определения ОДУ, распределения ОДУ по видам
К сожалению, сегодня наши «государевы» органы создают иногда такие документы, которые не только ничего не разъясняют, а создают еще больше вопросов.
Конечно, в целом в рыбной отрасли, не только Камчатки, нет абсолютного единства в понимании общих целей и задач как у власти (и региональной, и федеральной), так и у общественных организаций рыбаков. Но на Камчатке это непонимание искусственно раздувается, рыбаков пытаются сталкивать лбами. Простой и ясный вопрос наделения квотами по закону, т. е. в соответствии с промысловой историей, наши областные власти уже так запутали, что вряд ли смогут выбраться из ситуации без «помощи» правоохранительных органов. Вы часто печатаете материалы о рыбохозяйственных советах в Приморье, на Сахалине
Там рыбаки достаточно тесно взаимодействуют с администрацией, работают в интересах региона, нравится им это или не нравится. У нас тоже есть тесный союз: с одной стороны руководителей области Машковцева и Чистякова, а с другой стороны такой «пресноводной» организации рыбаков, как КАРП (Камчатская ассоциация рыбохозяйственных предприятий), основу которой составляют мелкие компании. Никто не говорит, что такая ассоциация не имеет права на существование, но почему власть опирается на явных аутсайдеров?
Корр.: Агрессивное меньшинство!.. Это мы уже когда-то проходили
В.В.: При этом интересы крупных, градообразующих предприятий и их объединений почему-то властью не учитываются. Вот и возникла ситуация, когда рыбная отрасль Камчатки стала неуправляемой. Никем! И это на руку сегодняшнему руководству области. Поэтому и возникают митинги, пикеты и прочая. Поскольку власть оторвалась от народа и никак не хочет исполнять нормативные документы, регламентирующие работу рыбной отрасли. При этом она ничего не делает, чтобы совершенствовать эту законодательную базу.
Суть дела в том, что при опоре на крупные предприятия экономика области значительно улучшит свою эффективность, увеличит процент дохода в бюджете
Сегодня там, по-моему, всего около 30 процентов собственных доходов. Все остальное администрация черпает из федерального бюджета. И с каждым годом процент собственных доходов уменьшается!.. То есть мы лежим тяжелым бременем на бюджете страны. Хотя возможность жить побогаче у нас есть. В целом, сегодня рыбная отрасль без всякого напряжения может давать в бюджеты всех уровней в 1,5 раза больше. Показатели «Акроса» в 1,52 раза выше, чем в целом по области и естественно отсюда и наша налоговая нагрузка. Именно крупные предприятия являются сегодня главными налого-плательщиками и областного центра и, естественно, области.
Это данные налоговой инспекции. Однако во всех выступлениях губернатора идет сплошная дезинформация, откровенная, если хотите, ложь о том, что «Акрос» не платит налоги!
А давайте возьмем проблемы качества продукции, которые несомненно влияют на доходы. У нас нет трений с Россельхознадзором, как у других, по качеству продукции мы выполняем все требования. Такое же положение и в других крупных рыболовецких предприятиях. Нам порядок выгоден. В то же время в выступлении главы РСН на встрече полпреда К. Исхакова с рыбаками прозвучало, что если РСН будет предъявлять требования по качеству выпускаемой продукции к береговым предприятиям в полном объеме, то многие из них надо будет остановить. А кто дал этими предприятиям квоты? Администрация! Хотя эти предприятия не имели ни промысловой истории, ни промыслового флота, а только кустарные заводики в бывших курятниках и сараюшках. Поэтому, конечно, нам эта ситуация непонятна.
Область имеет ресурсы, от которых мы должны получать доходы, выплачивая нормальную заработную плату рыбакам и соответствующие налоги в бюджет. Вместо этого администрация создает условия максимального благоприятствования для тех компаний, которые выпускают некачественную продукцию, имеют от этой продукции низкие доходы и тем самым снижают налоговую базу, уменьшая уровень собственных доходов в областном бюджете. Но откуда же быть большим доходам от промышленности, если Камчатку попросту разоряют. Давайте возьмем лососевую путину. Если мы перерабатываем только около половины добытого лосося на камчатских предприятиях, а вторую половину отдаем на сторону, чужому дяде, то, естественно, значительная часть дохода уходит из области, поскольку основные доходы дает не добыча, а переработка рыбы.
Но нет хозяина в области. И здесь царит беспредел.
Как нет хозяина и на камчатских реках. И здесь командуют «парадом» браконьеры, берущие только икру, или загружающие рыбой чужие суда, торгуя ею за «черный нал», оставляя камчатский бюджет пустым.
Хочу привести пример несколько иного рода. Области всегда не хватало дешевой электроэнергии. Поэтому в свое время губернатор В.А. Бирюков, чтобы увеличить вложения в гидроэнергетику, добился увеличения квот на вылов краба для камчатских рыбаков. Было издано специальное постановление правительства. И часть прибыли шла на финансирование строительства каскада гидроэлектростанций. А сейчас нам Минсельхоз и ФАР дают для прибрежки большое количество крабов, но администрация, не желая отдать квоты тем предприятиям, которым они положены, решила, что пусть лучше они вообще никому не достанутся, и квоты по самому валютоемкому объекту просто не распределяются и все. Область теряет миллионы долларов, а «хозяин» области и в ус не дует.
Корр.: Получается, что на реке хозяина нет, в области хозяина нет, и в отрасли хозяина нет. А что же вы ждете тогда от общественного движения?
В.В.: Вот и Камиль Шамильевич не зря спросил, глядя на разрушенный Морвокзал, расположенный в самом сердце Петропавловска: у вас что тут, военные действия происходили?! И я могу сказать, что военные действия у нас происходили и происходят все время, пока у власти Машковцев. Свою деятельность он начал и, видимо, закончит только в одном направлении как поделить ресурсы и в чей карман должны уйти доходы. Об области и ее бюджетных карманах речь никогда не шла. Самое неприятное, что в эту войну были втянуты все жители. В том числе и рыбаки.
В этих условиях как никогда должно работать объединительное начало, без которого Камчатка может окончательно потерять экономическую самостоятельность. Одних рыбацких сил здесь не хватит.
Многого мы ждали от депутатского корпуса. Много было написано Областным советом серьезных писем по неправомерным действиям обл-администрации, много принято постановлений. Но каковы результаты? Февральское Постановление Совета по прибрежным крабовым квотам почти полностью повторяет постановление по прибрежным крабовым квотам 2004 года. Что-то изменилось? Нет. По-прежнему: «Васька слушает да ест». Стал ли Совет народных депутатов в полной мере выразителем интересов рыбаков-избирателей? Нет, не стал. Контрольно-счетная палата Камчатской области дала в свое время полную картину бесхозяйственности на лососевой путине 2002 г. Это стало предметом серьезного депутатского обсуждения? Нет, все легло под сукно, а губернатор стал героем, добившись закрытия уголовного дела за давностью срока.
Сегодня вместо серьезного обсуждения проблем наделения ресурсами, организации лососевой путины на депутатские слушания выносится теоретический вопрос: «Нефть или рыба?». Вопрос хороший, вот только запоздалый, да и решается он не в рассуждениях, а на практике. И нечего замазывать людям глаза.
К сожалению, многие депутаты очень далеки сегодня от народа, но зато приблизились к квотам и промысловым участкам. Сегодня мы видим, что Совет в лице комитета по рыбной промышленности и флоту занимается уничтожением нормативной базы, ничего не давая рыбакам взамен. В угоду кому? Во всяком случае, не на пользу избирателям.
Раздрай получается везде, а в этой ситуации рыбаки могут опереться только на самих себя, на свои объединения, в том числе и на профсоюзы.
Корр.: Вы вступали в рыбацкие Ассоциации Камчатки (являетесь сегодня, по крайней мере, членами двух из них), вступали в ВАРПЭ (Всероссийскую ассоциацию) ведь не только для того, чтобы организовывать пикеты. Вы понимали, что какие-то более серьезные задачи должны таким образом решаться
В.В.: Сегодня нет внятного закона о саморегулируемых организациях. И поэтому, в принципе, эти ассоциации бесправны. Если в регионе руководители думающие, понимающие, которые хотят сплотить все здоровые силы для решения общих задач, то они, действительно, работают в тесном взаимодействии. И сами помогают общественным организациям консолидировать людей либо по принципу территориальности, либо по профессиональному. Мы же видим добрые дела, которые делаются в других регионах. Мы знаем, что неплохо работает Ассоциация рыбопромышленников Сахалина, Приморья, там ни КАРПов, ни карасей, ни щук нет
Созданы единые мощные ассоциации. Сейчас, например, приморцы готовят поправки в Закон о рыболовстве
А у нас даже областного рыбохозяйственного совета нет! Поэтому я просил К.Ш. Исхакова возобновить работу рыбохозяйственного совета Дальнего Востока, созданного К.Б. Пуликовским. Этот Совет действительно работал! Там было много рыбаков-профессионалов от Камчатки, от Сахалина, от Приморья и от других регионов, силовики участвовали в работе.
Я надеюсь, что прислушаются к нашим пожеланиям о его возрождении, а это должно, в свою очередь, дать толчок к возрождению рыбохозяйственного совета на Камчатке, в состав которого прежде в основном входили именно опытные рыбаки для того, чтобы администрация могла с ними советоваться, как сделать лучше. Я, например, в рыбной отрасли уже 43 года. И становление, и развал рыбной отрасли происходили на моих глазах. «Акрос» является одним из крупнейших рыбопромышленных предприятий в целом по России. Мы действительно конкурентоспособны и совершено не случайно попали в число наиболее эффективно работающих предприятий Дальнего Востока по оценкам журнала «Дальневосточный капитал». Из приморских компаний только «ТУРНИФ» вошел в этот список, а на Камчатке даже в таких тяжелых условиях выживания в числе дальневосточных лидеров оказались три предприятия ОАО «Океанрыбфлот», рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина и мы. К слову сказать, из 14 тысяч человек, работающих в рыбопромышленных компаниях полуострова, почти половина (6 тысяч) приходится на эти три предприятия. О чем это говорит о том, что надо опираться именно на эти предприятия. Всем, без исключения, и администрации, и законодательной власти, и общественным организациям. Сегодня именно мы являемся кузницей рыбацких кадров. Мы имеем самый современный флот, самое современное оборудование, позволяющее нам вырабатывать высококачественную продукцию, которая пользуется большим спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Именно за нами будущее Камчатки, а нам приходится сегодня только отмахиваться
Когда Михаил Борисович был избран губернатором, я пришел к нему в кабинет, почувствовав, что пошли первые «наезды» на «Акрос». И сказал: «Михаил Борисович, мы крупные рыбопромышленники раз или два в месяц собирались у губернатора за этим столом и советовались с ним, находили решения. Мы все вместе построили две ГЭС и строим третью, давайте и дальше действовать и строить вместе». Увы, губернатор наоборот делал все возможное, чтобы на Толмачевке последние пять лет ничего не строилось.
При губернаторе Машковцеве нас крупных рыбопромышленников из рыбохозяйственного Совета выкинули. Я сегодня не знаю ни одного областного экономического совета по рыбной отрасли, в котором бы принимали участие рыбаки. Наш экономист Татьяна Малышева однажды задала прямой вопрос Михаилу Борисовичу: «У меня создается впечатление, что у вас в администрации мало кто что-то понимает в экономике». А он откровенно сказал: «А зачем мне это? Мне достаточно знаний экономики в объеме средней школы!»
Мы всего один раз собирались в областной администрации, когда разгорелся конфликт по лососевой путине. При этом и губернатор и вице-губернатор объясняли, что приморцы лучше нас работают, поэтому им «зеленый свет» на западном побережье Камчатки. Аргумент Владимира Захаровича Драчева, что приморцы расплачиваются «черным налом», потому и ходят в любимчиках, на областное руководство мало подействовал (или наоборот?). Во всяком случае, больше половины рыбы на плаву в 2004 году опять приняли суда других регионов.
Поэтому на нормальном экономическом языке разговаривать с Михаилом Борисовичем бесполезно. Он не понимает этого языка. Что остается делать? Выходить на митинги.
Я думаю, что закон о саморегулируемых общественных организациях будет разрабатываться и будет когда-нибудь принят. Я думаю, что разумному хозяину, который все-таки рано или поздно возглавит исполнительную власть в Камчатском крае, надо будет опираться на общественность, на опыт крупных предприятий области. Я думаю, что возродить рыбную отрасль Камчатки, в принципе, возможно ведь мы же выстояли. А если нас поддержать?!
Корр.: В связи с камчатскими событиями, как вы относитесь к работе ВАРПЭ? Ведь ВАРПЭ заключило договор с Минсельхозом, по которому двери для ВАРПЭ открываются настежь
В.В.: А финал какой!? Вот Генеральный прокурор говорит, что не издано 20 документов в развитие Закона о рыболовстве... А где ВАРПЭ? Нет ВАРПЭ! Потому что руководство ВАРПЭ не выполняет те функции, которые прописаны в ее Уставе. Допустим, разработан какой-то проект документа по рыбной отрасли. ВАРПЭ должно его получить, направить в региональные ассоциации для обсуждения, а мы должны здесь на местах собраться и в кратчайший срок выдать свои замечания и предложения по данному проекту. А сегодня игра-то только втемную идет!
Корр.: Проблема заключается только в А.В. Родине, первом руководителе ВАРПЭ?
В.В.: Не только, но президент должен управлять!.. Поэтому одни члены ВАРПЭ постепенно уходят, а другие не платят взносы. ВАРПЭ сейчас ищет варианты коммерческой деятельности, хотя это вовсе не ее задача. Я думаю, что члены ВАРПЭ смогли бы достойно содержать эту ассоциацию, если бы видели хоть какую-то отдачу. «Акрос» платит взносы ежегодно и регулярно, но мы уже предупредили, что если сохранится такая же «работа», это будет наш последний взнос. Или же мы будем ставить вопрос о смене руководства ВАРПЭ. Я убежден, что стиль работы ВАРПЭ должен быть иным.
Корр.: Вы же еще состоите в Союзе рыболовецких колхозов у Б.Л. Блажко?
В.В.: История Союза рыболовецких колхозов России давняя. Он создавался на базе отдела колхозов, который был еще при Министерстве рыбного хозяйства СССР. Б.Л. Блажко раньше был председателем камчатского рыбаксоюза. И сейчас Борис Лаврентьевич, несмотря на свой возраст, достаточно активен, весьма плотно и плодотворно работает со всеми государственными органами: и с Думой, и с Советом Федерации, и с Правительством
К его мнению прислушиваются, потому что авторитет у Союза рыболовецких колхозов очень большой. Одно время витала даже идея реорганизовать ВАРПЭ, чтобы повысить эффективность его работы, на базе Союза колхозов. Может быть, это и произойдет когда-то. Мне кажется, это было бы неплохим решением.
Корр.: Вы видите группу лидеров, из которых можно выбрать будущего руководителя ВАРПЭ, если не считать Блажко? Блажко ведь колхозники могут и не отдать!
В.В.: Ну почему!? Задачи, которые сегодня решает Союз рыболовецких колхозов, практически идентичны тем уставным документам, которые есть у ВАРПЭ. Поначалу Рыбакколхозсоюз выполнял много функций по защите рыболовецких колхозов. Это было, когда остальные рыбопромышленники были отделены от Минсельхоза, а рыболовецкие артели считались сельхозартелями. Но сейчас ведь все проблемы рыбаков решаются в Минсельхозе!
Я думаю, что порядок в рыбной отрасли будет наводиться. И наши предприятия и крупные, и мелкие, и акционерные общества, и рыбартели будут получать одинаковую правовую защиту и поддержку на уровне всех федеральных структур. И каждый будет выполнять свои задачи. Мелкое частное предпринимательство, конечно, не для активного морского и океанического промысла. Оно для того, чтобы обеспечивать потребности внутреннего (может быть, даже регионального) рынка. Крупные же предприятия должны работать для обеспечения федеральных нужд и для увеличения экспортного потенциала России. Чем выше экспортный потенциал любой страны, тем лучше и значимее экономика. Сегодня экспортный потенциал в рыбной отрасли Дальнего Востока большой, единственное, что процветает неконтролируемый экспорт, который весьма ощутимо бьет по нам. С одной стороны, мы не имеем достаточного объема ресурсов, который смогли бы перерабатывать, а с другой из-за ввоза больших партий нелегальной рыбы снижаются цены на мировом рынке. Особенно это характерно для всех видов крабов, браконьерский промысел которых не прекращается. Исходя из тех цен, которые сложились на рынке, эффективность легальной работы наших судов, которые работают на крабе, сегодня очень низкая.
И это все общие проблемы и в прибрежке, и в экономзоне. Так что Борис Лаврентьевич со всем этим справился бы.
Корр.: Но вы ушли от ответа. Кого вы еще видите лидером? Кто мог бы сейчас повести за собой рыбаков России?
В.В.: Я думаю, что на этот пост в ближайшее время будет выдвинут человек из региона, который придет со свежими мыслями, со здоровым апломбом
Главное, чтобы это назначение способствовало повышению эффективности работы рыбной отрасли. Я думаю, что Всероссийская ассоциация должна тесно взаимодействовать с существующими ассоциациями. Возможно, в дальнейшем филиалы ВАРПЭ будут созданы в регионах на базе наших объединений. Ведь фактически на Камчатке сегодня российскую вертикаль по рыбацкой линии представляет только объединение камчатских рыбаков во главе с Сергеем Васильевичем Тимошенко, а остальные просто присутствуют. Я думаю, что ВАРПЭ будет тесно работать как с ЦК профсоюзов рыбников, так и с обкомами профсоюзов на местах. Ну, а победит, как говорят, сильнейший!
|