Можем ли мы рассчитывать на взлет национальной рыбной промышленности?
Интервью с экс-заместителями министра рыбного хозяйства СССР Н.П. Кудрявцевым и А.Н. Гульченко
С.И. Вахрин, главный редактор «ТВ»: Уважаемые Николай Павлович и Александр Никитович, как вы считаете, исходя из своего опыта, Россия, потеряв две трети былой рыбацкой славы, может рассчитывать на национальный взлет в рыбной промышленности или перспективы у нас уже нет?
Н.К.: Все зависит от государства. Рыбное хозяйство это отрасль, которая обязательно предполагает коллективистский труд. Рыбак-единоличник это кустарный промысел. Он никакого взлета никогда не даст. Поэтому восстановление рыбной промышленности возможно с организацией океанического лова (если говорить о взлете) только под покровительством государства. Потому что тут сразу вмешиваются вопросы внешних отношений с теми государствами, в зоне которых мы собираемся в океане рыбачить. Поэтому без государства решить эти вопросы невозможно. Это бессмысленно.
Если говорить о развитии прибрежного рыболовства, то этот промысел будет уменьшаться по одной простой причине наши ресурсы будут продолжать грабить (уничтожать), потому что охранять некому. Как и всякое государство третьего разряда, оно будет эксплуатироваться государствами первого и второго.
А.Г.: Я бы добавил следующее. Вообще хоронить рыбную промышленность рано. И разве случилась бы вот такая беда в процветающем государстве?! Мы в начале перестройки уже думали, как не дать погубить отрасль. Конечно, Ельцин гнул свою линию. У него была главная задача развалить отрасль. Он говорил, моя задача все развалить, чтобы возврата назад не было. А мы думали, как сберечь нашу отрасль. Учитывая, что разваливали только государственные структуры, у нас появилась мысль создать ассоциацию рыбаков, которая смогла бы взять на себя на первых порах объединительные функции. Для защиты интересов всех рыбаков России. И с этой целью было создано ВАРПЭ, куда мы пригласили всех рыбаков, со всех бассейнов. Но, к сожалению, ВАРПЭ своих функций до конца не выполнила. Правда, надежда, что она должна взять на себя объединительные функции рыбаков, еще остается, и в последнее время мы как-то начали активизироваться...
Политика, которую ведет сейчас нынешняя администрация, показывает, что власть не заинтересована в создании структур, объединяющих рыбаков. Продолжается политика дальнейшего развала отрасли. Сначала развалили производственные структуры, потом начали разваливать морские портовые хозяйства, затем попытались приватизировать отраслевые институты, без которых вообще не может быть большой рыбной промышленности. И этой недальновидной и очень опасной государственной политике должны противостоять общественные (гражданские) силы, старающиеся возродить отрасль. Сейчас все превращается в частное. Но это же глупость! Сущая глупость! Ни в одном государстве нет подобного!
Когда пришло последнее руководство в Агентство по рыболовству, мы бывшие руководители отрасли создали Консультативный совет при руководителе агентства, на которого мы возлагаем большие надежды. Чтобы возродить ту промышленность, которая могла бы выйти в открытый океан, работать над освоением богатств по тем схемам, которые были разработаны и отлично себя зарекомендовали в период Советской власти при участии очень умных и толковых людей. А то, что сотворили сегодня с отраслью, нельзя назвать глупостью, это ПРЕДАТЕЛЬСТВО!
Н.К.: Мы идем в эпоху глобализации по такому вот принципу: кто где что застолбил, тот и будет хозяин. Мы в свое время застолбили очень многое на земном шаре практически во всех океанах. И от всего отказались. Почему? Потому что к власти пришли непрофессионалы, неграмотные люди. Им нужна власть сию минуту, сию секунду, для получения личной выгоды. Такая власть никогда ничего не создавала и не создаст.
С.В.: А каким гражданским ресурсом мы обладаем, чтобы противостоять этому?
Н.К.: Главный наш ресурс мнение народа. Ведь по Конституции народ является носителем верховной власти. А все эти чиновники, которых мы выбираем, они служащие и должны перед народом нести ответственность. Есть такая газета «Дуэль». Там редактор неглупый парень, бывший металлург Мухин Юра. Он проповедует теорию ответственности власти перед народом. Сейчас этого нет. У власти люди совершенно некомпетентные, они не понимают, как надо работать, чтобы поднимать экономику. Они не понимают, как надо работать с людьми, чтобы люди поддержали их. Без поддержки народа никакой государственности быть не может.
Мы очень рассчитывали на ВАРПЭ, но не повезло. Когда руководителей выбирали, все на прошлые чины смотрели
С.В.: Когда 12 лет не везет это ведь уже закономерность. Стоит ли вообще в нынешнем виде ВАРПЭ дальше существовать?
Н.К.: В нынешних условиях ее обязательно нужно сохранить! Потому что с государственными органами стоит бороться организованно. ВАРПЭ может защищать интересы рыбаков. Такие организации есть в Японии.
С.В.: Но там не борются с государством.
Н.К.: Борются. Вы плохо осведомлены. Я шесть раз бывал в Японии, очень хорошо знаком со структурой их ассоциации. В государстве там более умные и профессиональные люди сидят. Они могут поспорить и если доказательства ассоциации более убедительные, они отступают.
Я как-то раз вел переговоры с ними по поводу лососевых промыслов. Подняли цены на горючее. Японские рыбаки поставили вопрос перед правительством, что надо дотацию давать рыбакам на горючее. Государство было против. Рыбаки сказали, если вы будете так себя вести, мы перестанем ловить рыбу. Придется ее импортировать. Государство сдалось. То есть надо к каждому вопросу подходить профессионально.
А.Г.: Правительство и президентская структура проводят линию на ограничение прав трудящихся и вышибание из ее среды общественных организаций, которые могли бы мобилизовать общественность. Что самое первое провозгласил Ельцин? Запретить Коммунистическую партию. Он знал, что пока компартия на предприятии есть, это будет генерирующая сила в борьбе за права трудящихся. Более того, были приняты все меры к тому, чтобы никак не реагировать на то, что будет проявляться какая-то общественная активность. Никак не реагировать на критику в печати. И, вроде бы, объявлена свобода слова, но реакции на нее нет! И это все ведет к тому, что общество наше становится инфантильным. И эта политика сыграла свою роль народ уже не верит никакой власти.
И, кроме этого, какую национальную политику проводит власть? Грабь награбленное?! И дает при этом разрешение на использование своей продукции так, как ты сам считаешь возможным. Разрешили рыбаку продавать выловленную рыбу напрямую за рубеж: в Японию, в Южную Корею, в Китай. И у него нет сегодня никакого интереса везти эту продукцию на родной берег, потому что из-за бюрократии (а это тоже государственная власть!) это ему становится невыгодно. Все сделано специально для того, чтобы посеять у рыбаков недоверие к власти. И потому они каждый сам по себе. Это очень плохо! Не дай бог, какая-нибудь случится беда, и собрать народ воедино будет очень трудно.
Мы немножко с Николаем Павловичем знаем, что такое оборонка, что такое армия, что такое силовые структуры и т.д. И можем давать в какой-то степени оценку положению дел. В войну наша промышленность производила более 6 тысяч самолетов в год. Производила более трех тысяч орудий, танков свыше пяти тысяч и с нами считались. И народ был настроен патриотически. Я, например, в 17 лет на фронт убежал. Сейчас «косят» мальцы от армии. И при таком отношении мобилизовать народ будет очень и очень сложно. Рыбак, как капля в море, такой же соленый, как и все остальные в нашей стране.
С.В.: Но ведь советская управленческая структура была монументальной, и роль народа в структуре управления была отнюдь не первична. А сегодня вы государственники, из аппарата управления второго по значимости (после МИДа) министерства СССР, говорите о том, что вы надеетесь только на народ, а не на государство?
Н.К.: Да, только на народ. С народом надо работать. А сейчас работают против народа. Те законы, которые принимает Дума, направлены против народа.
А.Г.: Слушаешь лидеров их, у них ни программы, ни идеологии
Как можно вести за собой народ?! Вот, например, создали партию пенсионеров! Это же вымирающая партия! Но ею манипулируют. Создали, чтобы оттянуть голоса с левых партий.
С.В.: А может быть партия рыбаков?
А.Г.: Да нет, конечно. Есть профсоюз рыбаков хватит и этого. Там с рыбаками должны работать очень серьезно. Профсоюзы должны защищать интересы рыбаков, решать социальные вопросы.
А вот ВАРПЭ должна работать над объединением рыбаков.
С.В.: А самим рыбакам нужно это объединение?
Н.К.: Сам рыбак сейчас не понимает, нужно ему это или нет. Абсолютное большинство не понимает. Но ведь рыбные ресурсы есть не только у берега, но и в океане. И мы должны свою долю ресурсов забрать оттуда. В одиночку рыбак не сможет этого сделать. Раньше государство, во-первых, всегда датировало рыбную отрасль, во-вторых, проводило государственную политику развития рыбной промышленности и считало необходимым присутствовать и в океане, и на побережье всех стран и континентов.
Рыбацкая отрасль, повторяю, коллективная, кооперативная. И не только сейчас так и при царях было. Цари поощряли кооперативный подход. Все предприятия записывали в казну. Давали участки в вечное пользование особо заслуженным государевым людям и монастырям. Но это в качестве поощрения. Такова наша история, и она говорит о том, что мы должны коллективно в море работать. В море одному нельзя. А если выходят далеко в море, то выходить надо целой экспедицией. Так и было. Но сегодня не каждый рыбак это понимает. Вот ВАРПЭ совместно с заинтересованными государственными структурами и должна организовать это дело.
С.В.: А как? Если мы говорим о реальном развале отрасли!
А.Г.: Я бы на этот вопрос ответил так: кадры решают все. Как министр Ишков делал. К моменту его смерти отрасль переоснащалась четырежды, он создавал крупные хозяйства, мелкие рыболовецкие колхозы объединял в крупные
Н.К.: Да, главное это подбор и воспитание кадров. А.А. Ишков создал три института, которые готовили высококвалифицированные кадры для отрасли, две мореходные школы с высшим образованием и группу техникумов. То есть кадры готовились внутри отрасли. Это первое. Второе опора на науку. Потому что без науки рыболовством заниматься нельзя. А.А. Ишков создает сеть научных учреждений. И третье, конечно, материальное обеспечение флота и соответствующих береговых структур. Нарком, а затем министр, Ишков сорок лет руководил отраслью, и он, действительно, набил руку. Ничего для себя лично он не имел от этого, но проявлял живейший интерес, остроту ума, организаторский талант при осуществлении руководства отраслью. При нем мы увеличили добычу более чем в десять раз. Вот вам результат работы!
С.В.: Но ведь в руководство ВАРПЭ тоже пришел бывший министр рыбного хозяйства Каменцев
Н.К.: К сожалению, Владимир Михайлович оказался не тем человеком, кто мог бы и должен был возглавлять такой общественный институт, как ВАРПЭ. Я помню его еще студентом. Вместе много работали. Человек он был неплохой, порядочный. Но в критическое для всех время развала Союза он изменился. Самоотдачи от занимаемого поста, ответственности за порученное дело он не проявлял. Просто стал пристраиваться к ситуации. В этом его беда. Если чем-то занимаешься, то надо заниматься с отдачей. С полной отдачей. А полная отдача, это когда человек забывает о своих личных интересах. На этом стояло, стоит и будет стоять человечество.
А.Г.: Когда разваливали страну и рыбную отрасль, надо было ехать на Камчатку, на Сахалин, в Приморье, собирать рыбаков
Конечно, никто никуда не ездил, и это была очень большая ошибка Владимира Михайловича. Столь важное дело было пущено на самотек.
Н.К.: Взять, к примеру, систему рыболовецких колхозов. Они ведь ничего не изменили, не поломали. Они существуют монолитно и едино, у них есть система управления. Благодаря этой структуре, наши границы морские заселены еще пока нашими людьми. Или взять внутренние водоемы «Росрыбхоз». Они объединили все предприятия по выращиванию товарной рыбы, создали акционерное общество и существуют даже без дотаций государства. Вина В.М. Каменцева в том и состоит, что при организации ВАРПЭ он не удосужился заняться черновой, кропотливой работой, как Росрыбакколхозсоюз (Б.Л. Блажко) и «Росрыбхоз» (В.Д. Глущенко)
А.Г.: Чтобы я хотел еще добавить. Конечно, на В.М. Каменцева мы возлагали большие надежды. Когда мы создавали ВАРПЭ, я был генеральным директором акционерного общества «Техола» «Технологический холод». Мы собрались в комнате совещаний и приняли решение о создании ВАРПЭ, пригласили В.М. Каменцева, разработали положения. В проекте документа было записано главное стремление заниматься экспортными делами, рыбой и консервами в особенности. Потому и назвали Ассоциацию ВАРПЭ ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров рыбной продукции. Но, к сожалению, как уже говорил Николай Павлович, Владимир Михайлович старался встать НАД всем этим, а не заниматься черновой работой. Как человек, который был вхож в правительство, он мог биться до конца! Он выборное лицо, никто его не мог снять, кроме рыбаков и помочь рыбакам он мог бы. Но, к сожалению, у него ничего не получилось
Об этом, может быть, и не стоило говорить, ведь человека уже нет в живых, но по его следу, по его пути идет и А.В. Родин.
Я давно говорю о том, что надо ограничить продажу рыбной продукции в море и вывоз за границу. Чтобы был какой-то интерес, как и в других странах. В этом направлении с рыбаками работу не вели. Поэтому сейчас будет очень трудно назад возвращать рыбаков к той структуре, которая поднимет Россию как морскую державу.
Н.К.: А если мы не застолбим Мировой океан, то ООН его разделит между Японией, Китаем, США, а нам будет фига.
С.В.: И все-таки вы верите, что ситуацию можно изменить?
А.Г.: Отрасли нужен лидер. Сейчас найти человека такого непросто. Много людей, испорченных деньгами.
Н.К.: Были времена тяжелые, но не было подлее, как говорится. Но всегда находились люди порядочные, с профессиональной подготовкой. Сейчас страшно, потому что во главе государства те, которые таких людей не выбирают. Наоборот они им мешают.
Но шанс возродить отрасль у нас есть. Вопрос в другом сумеем ли мы этим шансом воспользоваться?..
ТОЛЬКО ФАКТЫ
РЕКИ
Самая длинная река Нил, который имеет длину 6671 км. В отличие от Волги длиной 3530 км, Нил впадает в Средиземное море.
Площадь бассейна р. Амазонка этой самой крупной и полноводной реки в мире равен почти 7,2 млн км2, и она протекает по территории наибольшего числа государств.
Самая короткая река в мире (р. Ариль) течет в Италии в 100 км к востоку от Милана, имеет длину 84 м. Она берет начало из сильных подземных источников и, несмотря на свою длину, ежесекундно сбрасывает в озеро Гарда до 14 м3 воды.
Самая мутная вода в Желтой реке (Хуанхэ). Название реки полностью соответствует ее цвету. 1 кубометр этой желтой воды содержит в среднем 3540 кг взвеси. Ежегодно Хуанхэ сбрасывает в Желтое море около 2 млрд т взвешенных частиц.
Одной из самых извилистых рек является Ориноко, протекающая по территории Венесуэлы и Колумбии. Имея собственный бассейн в 1000 000 км2, т.е. примерно 1000х1000 км, она умудряется накрутить 2730 км прежде чем влиться в океан. Другими словами, в бок она течет вдвое больше, чем вперед.
Количество и величина рек, впадающих в Атлантический океан, значительно больше, чем количество и величина рек, впадающих в величайший из всех океанов Тихий океан. Это объясняется тем, что вдоль берегов Тихого океана на большом протяжении тянутся высокие горы. В результате этого Тихий океан вбирает в себя воды только с 20 процентов площади суши, тогда как Атлантический и Северный Ледовитый океаны собирают в себя воды с 53 процентов всей суши земного шара.
Речные потоки ежегодно уносят в моря и океаны 16 миллиардов тонн твердых материалов в виде камней, различных обломков или растворенных веществ. Если все это погрузить в товарные вагоны, то составится поезд, который 30 раз опояшет земной экватор.
Из 70 рек Европы и Азии длиной больше 1000 километров 50 протекает по территории бывшего Советского Союза.
Один берег реки Урал находится в Европе, другой в Азии.
Сибирские реки приносят в Ледовитый океан столько тепла, сколько дало бы сжигание 3 миллиардов тонн топлива. Если бы не реки, климат Севера был бы более суровым.
Река Коси (в Индии) каждый год прокладывает себе новое русло, опустошая в своем движении большие территории. Посевы, деревни, скот все сметает она на своем пути. Река знаменита и своей «грузоподъемностью»: общий объем ежегодных наносов составляет огромную цифру 116 миллионов кубических метров. Галькой, песком, глиной, которые река ежегодно приносит в долину с гор Гималаев, можно наполнить 8 миллионов товарных вагонов!
Нарын почти не уступает Волге по запасам водной энергии. Мощь Волги (ее гидроэнергоресурсы) 6,20 млн киловатт, а мощь Нарына 5,94 млн киловатт.
В Южной Америке, в Андах, на высоте 3812 метров находится самое большое высокогорное озеро мира Титикака.
www.outdoors.ru
|