ЧИНОВНИКИ ПЛАНИРУЮТ ОГРАНИЧИТЬ ПОСТАВКИ ИСЛАНДСКОЙ РЫБЫ
Россельхознадзор не исключает введения ограничений на ввоз свежей рыбы из Исландии в Россию, предупредил глава ведомства Сергей Данкверт. При этом чиновники не скрывают, что проблему создает не сам Рейкьявик. По их мнению, под видом исландской рыбы к нам может поступать до конца еще не разрешенная норвежская. Способ выбран обычный: подозреваешь запрети. Правда, импортеры найдут способ обойти и этот запрет.
Как рассказал в конце прошлой недели Сергей Данкверт, недавно специалистами Россельхознадзора были обнаружены каналы, по которым под видом исландской рыбы в Россию по фальшивым документам поставлялась норвежская. «Кроме того, представители управления рыболовства Исландии подтвердили подлинность только 13 из 102 сертификатов, по которым поставлялась рыба, подчеркнул чиновник. Таким образом, почти 90% исландских сертификатов по рыбе фальшивые, в связи с чем мы будем вынуждены принимать меры, в том числе и ограничительного характера».
Глава Россельхознадзора не пояснил, есть ли у него претензии к качеству или безопасности непосредственно рыбы. По всей видимости, нет улов из этого региона всегда считался одним из самых чистых в мире. Даже в 2001 году, когда Россия полностью запретила поставки мяса, рыбы и молочной продукции из Европы в связи с ящуром, исландская селедка стала первым продуктом, с которого запрет сняли.
Стоит ли ждать изменений на российском рыбном рынке в связи с возможным запертом? Теоретически потрясений не должно быть. Ведь ограничения на поставки норвежской рыбы, введенные 1 января, касаются только охлажденных лососевых, в которых якобы обнаружили высокую концентрацию тяжелых металлов. К сельди, скумбрии и камбале ограничения не относятся. Было бы вполне логично, если бы в отношении Исландии стала действовать та же схема: охлажденный лосось окажется под запретом, а сельдь, которая является основным экспортируемым в Россию продуктом, будет по-прежнему свободно ввозиться. Тем более что и поставки исландской красной рыбы весьма незначительны, даже зимой никто не рассматривал их в качестве альтернативных.
То есть, по логике, ни селедочного дефицита, ни скачка цен произойти не должно. Впрочем, российские ведомства, стоящие на страже здоровья наших потребителей, не отличаются предсказуемостью или последовательностью действий, поэтому полностью исключать запрет на поставки жирной исландской селедки нельзя. По словам пресс-секретаря одной из московских торговых сетей, в этом случае возможен рост цен на селедку, но незначительный главным поставщиком этой рыбы является все же Норвегия.
А вот на рынке охлажденного лосося санкции в отношении Исландии могут существенно усугубить ситуацию. Напомним, что после запрета эксперты прогнозировали практически полное исчезновение этого продукта из продажи, а также рост цен на замороженного лосося на 2030%. Однако охлажденная рыба не исчезла, а цены поднялись, но вдвое меньше. По признаниям самих импортеров, такое стало возможно именно благодаря обходным путям, которые они находят. Причем «исландский» маршрут был далеко не самым популярным. Так, по словам менеджера по закупкам компании «Оргхим-Экология» Татьяны Кузьминой, чаще всего норвежскую рыбу маркируют как прибалтийскую.
Глава Россельхознадзора сообщил, что относительно возобновления поставок лосося до сих пор ведутся переговоры в Осло. По данным норвежской стороны, в настоящее время к экспорту рыбной продукции в Россию готово 41 норвежское предприятие. Для сравнения: до введения запрета их было 570.
И норвежцы, и наши независимые эксперты до сих пор считают зимний запрет необоснованным, полагая, что под ним была политическая подоплека. Ведь помимо России ни одна страна не отказывается закупать семгу у крупнейшего в мире поставщика. В 2005 году экспорт рыбы из Норвегии составил 4,2 млрд доллара, что на 400,6 млн больше, чем за предыдущий год. Дары моря идут во Францию, Данию, Испанию и ту же Исландию, куда поставляется норвежская креветка. Кстати, осенью прошлого года мировым лидером по импорту рыбы из Норвегии была именно Россия.
«Новые Известия»
Не пойман не вор. Пойман снова не вор?
Накануне главного пограничного праздника силами Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России были задержаны 3 судна ТР «Татарстан», СРТМ «Ленск» и СРТМ «Билене». Все они принадлежат одной фирме ЗАО «Востоктранссервис» (г. Владивосток) и, что примечательно, два из них уже привлекались к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
Что еще более интересно, за последние 3 года на двадцати судах этой фирмы выявлялись нарушения правил промысла сотрудниками погрануправления. Как сообщили в группе общественных связей СВПУ береговой охраны ФСБ России, некоторые суда арестовывались уже по 23, а то и 4 раза (среди наиболее злостных нарушителей можно назвать СРТМК «Маундо», СРТМК «Икларанд», СРТМК «Открытие», СРТМК «Тахкуранд» и недавно пойманные СРТМ «Ленск» и СРТМ «Билене»).
До этого, с начала 2004 года на фирму было наложено почти 5,5 млн рублей штрафа, из которых ее владельцы оплатили лишь около 2 млн. Таким образом, на сегодняшний день задолженность ЗАО «Востоктранссервис» составляет около 3,5 млн рублей. К этому долгу скоро добавятся новые суммы, которые наложит суд на три недавно арестованные и доставленные в Петропавловский порт судна-нарушителя.
За последние годы владивостокский суд взыскал с фирмы за браконьерство более 50 млн. рублей. А уже в мае текущего года в адрес пограничного управления поступил еще один исполнительный лист Арбитражного суда Приморского края о взыскании с ЗАО «Востоктранссервис» более 31,5 млн рублей в счет причиненного государству ущерба судном этой компании СРТМК «Маундо».
На примере ЗАО «Востоктранссервис» становится понятно, что обнаружить, задержать и наложить штраф за нанесенный государству ущерб это еще только полдела. Куда сложнее добиться оплаты штрафных санкций.
Наиболее частыми нарушениями, которые допускают суда данной рыбодобывающей компании, являются сокрытие от учета рыбопродукции, нарушение правил ведения судовой документации, превышение объема вылова, промысел запрещенными орудиями лова и промысел в запретном районе. Такой незаконный вылов приносит фирме миллионные, а то и миллиардные доходы, государство же несет огромные убытки. При этом штрафные санкции, которые может наложить суд, в десятки раз меньше тех доходов, которые получают владельцы компании.
Если обратиться к опыту соседей 17 района береговой охраны США то там не только невозможно увидеть фактов масштабной войны с браконьерством, но и сами задержания расхитителей государственных богатств крайне редки. И это не показатель плохой работы американских пограничников. Дело в том, что заниматься легальным промыслом в Америке гораздо выгоднее и проще, чем преступать закон. Ведь за малейшие нарушения законодательства (например, за нарушение правил ведения судовой документации) капитан судна наказывается огромным штрафом. А уж задержание за ведение незаконного промысла и вовсе способно разорить судовладельца. И уж совершенно точно, что фирма, однажды пойманная на браконьерстве, не может рассчитывать на получение квот при очередном распределении.
А в России тем временем суда, уже не раз и не два попадавшиеся на браконьерском промысле и при этом имеющие огромные долги по штрафам, которые тянутся еще с прошлых лет, продолжают получать квоты. Что это? Недосмотр органов, координирующих выдачу лимитов? Вряд ли.
Руководством Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России информация по нарушениям судов ЗАО «Востоктранссервис» и предложения ограничить выдачу квот этой компании неоднократно направлялись в адрес Рыбвода Приморского края и управление Россельхознадзора.
Как видим, «воз и ныне там»: фирма неоднократный нарушитель и при этом «злостный неплательщик» продолжает получать лимиты, которые зачастую не достаются добропорядочным рыбопромышленникам.
Суда, принадлежащие ЗАО «Востоктранссервис», выловив положенную квотой рыбопродукцию, продолжают ловить. Несет убытки государство. Накладываются штрафы. И, несмотря на это, деятельность ЗАО «Востоктранссервис» ни разу не была приостановлена.
www.fishnews.ru
Госдума помогла рыбакам
Госдума приняла в заключительном третьем чтении закон, упрощающий порядок пересечения государственной границы российскими рыбопромысловыми судами. Как передает корреспондент «Росбалта», документ поддержали единогласно 416 депутатов. В настоящее время пересечение госграницы на море российскими и иностранными судами осуществляется по кратчайшему пути от морского порта РФ, открытого для международного сообщения, до границы или в обратном направлении. Данный порядок распространяется и на российские рыбопромысловые суда, что делает экономически невыгодным лов рыбы при миграции ее через госграницу, так как при каждом ее пересечении суда обязаны пройти пограничные и таможенные формальности и только после этого следовать в район лова.
Одобренный Думой закон предусматривает наделение пограничных органов ФСБ РФ полномочиями, позволяющими в случае необходимости разрешать российским рыболовецким судам неоднократное пересечение границы без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля. По мнению депутатов, это позволит значительно сократить временные и экономические затраты при ведении промысла биоресурсов в морских водах, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ.
Как пояснил журналистам вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, до 1993 года суда, ведущие промысел водных биоресурсов в пределах экономической зоны России (200 миль), могли пересекать государственную границу (12 миль) в уведомительном порядке. Капитану достаточно было сделать соответствующую запись в судовом журнале. Таможенные, пограничные, санитарные и иные процедуры проводились только в тех случаях, когда судно заходило в иностранные порты или совершало перегруз с иностранными судами в море. Пересечение 12-ти миль формально считается выходом за границу РФ. Чтобы пройти весь пограничный контроль, иногда требуется 35 суток. По этой причине капитаны стараются не выходить за 12 миль, из-за чего улов значительно падает. Это факт косвенно подтверждается ежегодным снижением уровня освоения квот в прибрежном рыболовстве. В 2005 году по отдельным видам продукции освоение было не выше 30%. В результате ущерб федерального бюджета от недолова основных видов промысловых рыб в зоне Приморья в 2005 году составил более 200 млн рублей.
Росбалт
С браконьеров снимут шесть шкур
Госдума приняла в первом чтении поправки в Административный кодекс РФ, ужесточающие санкции за нарушение законодательства в области охраны и использования морских биологических ресурсов, сообщает «ЭХО-ДВ» со ссылкой на пресс-службу Госдумы. В среднем в 56 раз планируется увеличить штрафы за браконьерство (нарушение правил рыболовства), в 2 раза за невыполнение правил ведения судовых документов, в 1,5 раза за воспрепятствование осмотру судна. Законопроект внесен Правительством РФ и одобрен комитетами Госдумы по конституционному законодательству и по экологии.
РИА «Восток-Медиа»
Официально
Законодательные проблемы государственного регулирования рынка продукции из ценных видов рыб
Предложения Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию к рекомендациям парламентских слушаний.
Заслушав и обсудив доклады и выступления представителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, участников рынка, ученых и специалистов, депутатов Государственной Думы, принявших участие в слушаниях и ознакомившихся с представленными материалами, участники Парламентских слушаний констатируют следующее.
Нелегальный рынок осетрины, красной и черной икры продолжает свое развитие, достигая невиданных масштабов, составляющих, к примеру, для черной икры 99%, для осетрины около 90%. Поставлены под угрозу исчезновения ценнейшие виды промысловых рыб. На нелегальном сырье работает целая индустрия по переработке икры и осетрины.
В советское время на Волге и Каспии добывалось до 1013 тыс. тонн осетровых и до 1200 тонн черной икры. В настоящее время объемы легального промысла сократились в десятки раз до 165 тонн осетровых и 10 тонн черной икры.
В то же время объемы браконьерского промысла превосходят эти цифры во много раз: по оценке правительства Астраханской области общий объем добычи икры в области (включая нелегальную добычу) за последние 15 лет не уменьшился и по-прежнему превышает 1000 тонн в год.
В 2005 году МВД России и Пограничной службой ФСБ России в регионах Российской Федерации в рамках ежегодной операции «Путина» из незаконного оборота изъято более 2 тонн черной икры и свыше 240 тонн рыбы и продукции из осетровых видов рыб. Департаментом экономической безопасности МВД России в 2005 году в г. Москве из незаконного оборота изъято 90 тонн рыбы осетровых видов. С начала 2006 года пресечен организованный международной преступной группой канал контрабанды черной икры в страны Балтии и Западную Европу, изъято более 300 кг черной икры.
По данным МВД России поступающая на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть продукция из осетровых видов рыб в большинстве случаев обращается под видом конфиската по административным и уголовным делам, который наряду с научным ловом превратился в лазейку для легализации незаконно добываемой икры и рыбы осетровых видов.
За последние 20 лет количество осетровых в Каспии уменьшилось в 38,5 раз. В 2004 году в коренном русле реки Волги браконьерами истреблено севрюги 41%, осетра 58%. По расчетам экспертов минимальный объем неучтенного изъятия осетровых за последние годы составил 2 тыс. тонн. Это в 10 раз больше официального вылова. В результате промышленность не произвела только осетровой продукции на сумму около 1,3 млрд руб (в ценах 2004 г.). В результате в бюджет всех уровней не поступили налоговые отчисления в сумме 327 млн руб.
До 90% всей черной икры поставляется на мировой рынок странами Каспийского бассейна (Россия, Иран, Казахстан и Азербайджан).
Еще в 1997 г основными поставщиками на мировой рынок черной икры были Россия, экспортировавшая 450 тонн икры в год, и Иран (150 тонн). Однако из-за уменьшения поголовья осетровых выделяемая СИТЭС для России квота вылова осетровых в 2004 году составила 453 тонны, в 2005 году 371 тонну, а на 2006 год 258 тонн. По оценкам участников рынка, улов браконьеров превышает официальную квоту в 910 раз.
Существующие развитые нелегальные каналы реализации, в том числе красной икры, приводят к появлению рыбных «кладбищ». Свалки потрошенных, с изъятой икрой, самок и непотрошеных самцов лососевых рыб достигают размера сотен тонн рыбы. И это в то время, когда в магазины Москвы и других городов европейской части России и даже Сибири, завозят норвежскую семгу и горбушу с Аляски.
Несмотря на достаточно развитую законодательную базу в области охраны биоресурсов (Федеральные законы «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «Об охране окружающей среды»), остается не урегулированным оборот (оптовая и розничная продажа, транспортировка и хранение) продукции из ценных видов рыб осетрины, красной и черной икры.
Более того, именно из-за отсутствия законодательного урегулирования на федеральном уровне оборота осетрины, красной и черной икры остается низкой действенность принимаемых мер по сохранению биоресурсов, пресечению браконьерства.
Отсутствие законодательного акта, регулирующего звено торговли осетриной и икрой, делает малоэффективными действия правоохранительных органов, часто не способных доказать незаконность происхождения товара, и существенно сокращает доходы бюджетов всех уровней, ставит под угрозу существование традиционных в России подотраслей рыбной промышленности.
Преобладание нелегальной продукции из ценных видов рыб в России препятствует развитию внешнеторговых операций страны с этой категорией товаров. Решением СИТЭС от 3 января 2006 года экспорт черной икры полностью прекращен.
Учитывая вышеизложенное, участники Парламентских слушаний рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Ускорить разработку проекта федерального закона «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них».
2. При разработке проекта федерального закона «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них» учесть положения проекта федерального закона № 215661-4 «О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенного депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и Ю.Г. Медведевым.
3. Обеспечить в полной мере реализацию норм законодательства в сфере вылова ценных видов рыб и пресечения браконьерства.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Доработать с учетом предложений участников парламентских слушаний проект федерального закона № 215661-4 «О государственном регулировании оборота продукции из ценных видов рыб и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым и Ю.Г. Медведевым и направить его в Правительство Российской Федерации для использования при подготовке проекта федерального закона «О сохранении, воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них».
При доработке указанного проекта федерального закона предусмотреть:
разграничение регулирования оборота продукции из осетровых, добываемых путем промысловой эксплуатации природных популяций, и оборота продукции промышленного осетроводства, предусмотрев для последних упрощенный режим оборота такой продукции с одновременным учетом возможного оборота под видом продукции промышленного осетроводства продукции промысла;
безвозмездное использование соответствующей установленным требованиям качества конфискованной продукции из ценных видов рыб для нужд медицинских и иных социальных учреждений, считая нецелесообразным уничтожение такой продукции.
2. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»:
признать преступления, предусмотренные статьей 256 (незаконная добыча водных животных и растений), тяжкими, изменить санкции за совершение указанных преступлений в крупных размерах организованной группой с использованием промышленных видов орудий промысла или служебного положения, предусмотрев в качестве наказания лишение свободы сроком до 6 лет, а также арест орудий лова, в том числе плавсредств, в целях возмещения экологического ущерба;
установить обязательность предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 256 Уголовного кодекса РФ, в части преступлений средней тяжести и тяжких.
В.Г. ДРАГАНОВ,
председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму,
Н.В. КОМАРОВА,
председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию,
21 марта 2006 г.
www.duma.gov.ru
В. Путин подписал новый водный кодекс
Об этом сообщает пресс-служба российского президента. Документ распределяет полномочия федерального центра, региональных властей и муниципалитетов в сфере использования и охраны водных объектов. В результате в федеральную собственность переходят все естественные водоемы: реки, озера и другие водные объекты. При этом некоторые виды водных объектов разрешается оформлять в частную собственность, например, пруды и карьеры. Кроме того, Водный кодекс позволяет заключать договоры пользования на эти водные объекты. Часть нового кодекса посвящена вопросам управления в области охраны водных объектов. Управление предполагается осуществлять на основе бассейного принципа. При этом закон сохраняет действие выданных и заключенных до 1 января 2007 года лицензий на водопользование.
Kremlin.ru
Канал контрабанды
В ходе комплексной межведомственной операции на Дальнем Востоке выявлен канал контрабанды водных биоресурсов в Японию, из-за которого государство потеряло почти 10 миллиардов рублей. «Установлены преступные группы, контролирующие деятельность свыше ста коммерческих организаций, которые осуществляли незаконный промысел и контрабандный вывоз валютоемких видов водных биоресурсов в Японию по фиктивным экспортным таможенным декларациям», говорится в сообщении пресс-службы Департамента экономической безопасности МВД России. Межведомственную операцию, в ходе которой был выявлен канал контрабанды, провели МВД, Федеральная таможенная служба и ФСБ. Следственно-оперативные мероприятия продолжаются.
РИА «Новости»
Ставки снижены
Ставки портовых сборов для судов рыбопромыслового флота снижены в дальневосточных портах в среднем на 16,2%. Такое решение приняло правление Федеральной службы по тарифам России. Снижение коснулось не только восьми дальневосточных, но и шести других российских государственных администраций морских рыбных портов. Портовые сборы взимаются государственными администрациями морских рыбных портов в морских рыбных портах РФ с судов, обслуживающих рыбопромысловый комплекс и используемых для промысла водных биологических ресурсов, приемотранспортных судов, вспомогательных судов и судов специального назначения.
Дейта.ru
|