Глава 4. Права собственности и права пользования на рыбных промыслах4.3. Условия реализации прав собственности
С проблемой прав собственности на биоресурсы неразрывно связана проблема прав пользования. Считается, что при соответствующем концептуальном наполнении права пользования вообще могут стать единственным правом в рыболовстве при сохранении общенациональной собственности. К примеру, некоторые исследователи даже предлагают считать держателя прав пользования владельцем ресурсов (Symens, 1998).
Можно сформулировать условия реализации прав собственности на биоресурсы на практике, связав их с правами пользования. С точки зрения автора, наиболее убедительные предложения на этот счет дал А. Чарльз (Charles, 2001). На рис. 5 приведено схематическое изображение связей прав собственности на водные биоресурсы с условиями их практической реализации, предложенных А. Чарльзом, по мнению которого эти условия должны включать права эксплуатационного уровня (operationallevel rights) и права коллективного выбора (collective choice rights). К правам эксплуатационного уровня Чарльз отнес права пользования, т. е. право доступа на промысел и право на добычу ресурсов. С правами коллективного выбора, в состав которых входят права управления промыслом, исключения из промысла, передачи (продажи) и отчуждения прав собственности, он связал полноту практического использования разных форм собственности. Доминирующее место в системе прав коллективного выбора занимает право управления, которое при необходимости позволяет вносить коррективы в права эксплуатационного уровня.
Право управления означает право на участие всех заинтересованных сторон в принятии управленческих решений, находящихся в центре инициатив по совершенствованию принципов регулирования рыболовства. При формировании прав управления внимание обращается на поиск ответов на следующие вопросы:
- Кто должен и имеет право быть вовлеченным в процесс управления рыболовством?
- Если права управления являются прерогативой государственных органов, то кто (промысловые компании и объединения, судовладельцы, другие представители рыбохозяйственного комплекса и заинтересованных групп) и на каких условиях должен привлекаться к решению задач эксплуатационного, тактического и стратегического уровней управления?
Содержательная часть других прав коллективного выбора решается легче, чем права управления. В частности, права исключения наделяют специально уполномоченные государственные органы рыбоохраны разного уровня функцией определять квалификацию рыбаков, необходимую для доступа на промысел и добычи тех или иных водных биоресурсов. Кроме того, держателям прав исключения передан мандат контроля реализации на практике прав пользования ресурсами.
Права отчуждения имеют дело с порядком изъятия, передачи илипродажи прав пользования и прав собственности на ресурсы.
|