Назад

Глава 4. Права собственности и права пользования на рыбных промыслах

4.5. Резюме
Анализ ситуации, складывающейся в мировом рыболовстве, свидетельствует, что причинами разрастающихся социального и экологического кризисов стали:
- нечеткое формулирование понятийной сути прав собственности и прав пользования биоресурсами в зонах национальной юрисдикции, которые до сих пор не нашли достаточного научного обоснования для четкого законодательного закрепления;
- необоснованное предпочтение прав частной собственности по сравнению с альтернативой выбора других, в частности, коллективных, форм пользования и прав собственности, более всего соответствующих специфике рыболовства;
- игнорирование при формировании национальных систем управления квотами возможностей применения нерыночных форм распределения биоресурсов (бесплатная передача прав пользования, контроль за процессом передачи прав со стороны рыбацкого сообщества и общественности и т. п.);
- недостаточное внимание к идеологическому насыщению прав коллективного или общего пользования (или владения) биоресурсами при сохранении общенациональной собственности, несмотря на то, что эти формы более всего соответствуют требованиям устойчивого и ответственного рыболовства.
В настоящее время в мировой практике рыболовства нет "правильного" способа распределения прав пользования. Поэтому можно согласиться с мнением А. Чарльза, считающего, что "…как для людей не подходит один размер костюма, так и в мировом рыболовстве не существует политики, которая бы могла применяться повсеместно по единому шаблону. Это обусловлено сложностью регулирования рыболовства в силу огромных различий биологических, экономических и социальных условий ведения промысла". При формировании прав пользования и отношений собственности, когда их объектами являются водные биоресурсы, он предлагает исходить из того, что "во всех обществах имеется некоторое различие ... между правами регулировать, управлять, контролировать, распределять и передавать в собственность при внутренних и внешних отношениях, с одной стороны, и обязанностью бережного отношения к объекту собственности при реализации прав пользования, с другой" (Charles A., 2001: 305, 314).
Поэтому роль государства в управлении рыболовством заключается не в навязывании заимствованных извне систем, а в поиске формы прав пользования ресурсами с учетом предпочтений рыбаков (владельцев крупных, средних и малых судов, членов экипажей, прибрежных рыбацких объединений и т. д.), других заинтересованных сторон единого рыбохозяйственного комплекса, а также общества в целом. Политика в рыболовстве должна строиться с учетом видового биоразнообразия прибрежных морей, истории развития национального рыболовства, культуры и традиций.

Назад