Назад

Глава 10. Механизм перехода к рентоориентированному налогообложению рыбных промыслов

10.3. Динамические модели формирования ставок платы за биоресурсы
Специфику организации рыбных промыслов определяют большая подвижность водных биоресурсов в пространстве и относительно короткий жизненный цикл многих из их видов. Влияние рентообразующих факторов в рыболовстве по сравнению с добычей других видов природных ресурсов усиливают также сезонность и быстрая технологическая изменчивость условий промысла. Вполне естественно, что столь же динамично меняется и налогооблагаемая база. Однако рентообразующие факторы по-разному оказывают влияние на изменение ее. Поэтому для формирования ставок платежей за водные биоресурсы более всего подходят динамические модели формирования налоговых ставок с подвижной (плавающей) системой корректировочных коэффициентов по каждому рентообразующему фактору.
По поводу возможности использования в рыболовстве гибких динамических моделей рентного налогообложения с ежегодным пересмотром ставок платы за биоресурсы уместно напомнить, что подобный подход к рентным платежам в природопользовании находит поддержку, как у западных, так и отечественных исследователей этой проблемы. Считается, что чем вариабельнее система сбора платежей или налогов, тем она эффективнее и устойчивее (Бэнкс, 1994; Галкин, 1993; Львовская, Ронкин, 1996; Чистякова и др., 1993), поскольку быстрый рост цен на природное сырье на мировых рынках требует адекватной системы государственного реагирования, без придания гибкости системам сбора рентных платежей увеличиваются масштабы противоправных сделок.
Кроме того, переход к "плавающим" ставкам платежей за ресурсы рассматривается как залог стабильности налоговых систем в длительной перспективе, а, следовательно, и устойчивости экономики.
Широкое внедрение компьютерной техники позволяет вносить постоянные корректировки в оценку рентной стоимости природных ресурсов в системах государственного учета. В мировой практике уже существуют примеры использования динамических систем сбора платы за ресурсы. Так, Управление по оценке земли в провинции Британская Колумбия (Канада) создало автоматизированную информационно-аналитическую систему, способную ежегодно переоценивать рентный потенциал 1 млн. 350 тыс. земельных участков. В основе оценки лежит метод прямого сравнения оцениваемых участков с результатами расчета рентной стоимости стандартных (эталонных) участков. Ежегодно проводится анализ конъюнктуры рыночных цен на земельном рынке, а затем для выборки, состоящей из 600 стандартных участков, делается расчет текущей оценочной стоимости. Разработаны специальные правила внесения поправок для корректировки расхождений по отдельным оценочным параметрам конкретных земельных участков в сравнении со стандартными участками.
Т. Гвортни, на протяжении 12 лет занимавший пост заместителя министра финансов провинции Британская Колумбия и возглавлявший Управление по оценке земли, подтверждает высокий уровень достоверности канадской системы рентной оценки земли. Он пишет, что условия для внедрения динамической системы оценки земли появились в результате серьезных многолетних работ по сбору и аналитической обработке исходной информации по категориям земель и результатам их использования, физическим характеристикам участков и факторам рыночного спроса. Для установления влияния на рыночную стоимость земли рентных факторов использовался регрессионный анализ. С его помощью были определены поправочные коэффициенты к базовым ставкам налога на землю по видам землепользования и рентообразующим факторам. Стандартизированные методы оценки земли использовались как ориентиры для предварительных административных решений. Окончательные решения принимались по результатам рыночных торгов (Гвортни, 1993). Т. Гвортни считает, что расчет рентных платежей в природопользовании возможен и в отсутствие рынка. Для этого важно постепенно экономизировать имеющуюся кадастровую информацию, используя простейшие данные, имеющиеся в ограниченном объеме, методы опроса, экспертных оценок и т. д. Процесс совершенствования оценочных работ в итоге приводит к повышению их точности и приближению к рыночным требованиям.
Динамические модели с подвижной (плавающей) системой корректировочных коэффициентов по каждому рентообразующему фактору могут использоваться и при формировании ставок платы за биоресурсы. Как уже отмечалось, основными рентообразующими факторами в рыболовстве являются: биопродуктивность, качественный (в рыночных ценах) состав уловов, нормативное изъятие биоресурсов в расчете на единицу промыслового усилия, местоположение районов промысла относительно рынков сбыта, экологические ограничения (Ивченко, 1985; Титова, 1984). Модель функциональной зависимости ставок платежей за водные биоресурсы от рентообразующих факторов можно выразить следующим образом:
rjt = φt (cjt, ejt, pjt, qjt, sjt),
где: rjt - ставка рентных платежей за право пользования водными биоресурсами на промысловом участке j в установленный период времени t; pjt - потенциальная биопродуктивность промыслового участка; cjt - улов с единицы площади в рыночных ценах; sjt - местоположение района промысла относительно рынков сбыта; qjt - изъятие биоресурсов в расчете не единицу промыслового усилия; ejt - экологические ограничения.
Входящие в формулу оценочные факторы и могут стать основными расчетными показателями экономической оценки рыбопромысловых угодий в государственной системе учета и оценки их налогооблагаемого потенциала.
Переход к предлагаемым моделям установления рентных платежей в рыболовстве предполагает:
- определение влияния каждого из рентообразующих факторов на эффективность промысла и на основе этого расчет шкал поправочных коэффициентов по районам и объектам промысла;
- обоснование временной устойчивости, т. е. продолжительности действия корректировочных коэффициентов, их точности и надежности;
- обоснование гибкой системы кредитов, ссуд, скорости амортизации основных фондов, а при необходимости и уровня финансовых трансфертов, выполняющих выравнивающую функцию на промысловых участках разной продуктивности или разной удаленности от мест сбыта сырья.
При помощи динамических моделей после принятия ОДУ могут ежегодно вноситься коррективы в кадастровые оценки зон промысла и устанавливаться ставки платы за биоресурсы (при необходимости с последующим уточнением их на конкурсной основе).
Проблема перехода к динамическим системам рентного налогообложения в условиях недостатка информации и низкой ее достоверности кому-то может показаться неразрешимой. Однако это не совсем так.
Многие параметры, необходимые для расчетов, уже известны. К примеру, фактор местоположения - легко определяемый показатель. Рыночные цены на разные виды промысловых объектов также без труда устанавливаемы. Влияние всех рентообразующих факторов (за исключением фактора местоположения) на первом этапе формирования ставок платы за ресурсы можно свести к экономизации промысловых усилий, т. е. к определению улова в количественном и стоимостном выражении на единицу усилия в единицу времени. Суть экономизации в данном случае заключается в определении совокупных нормативных издержек на единицу промыслового усилия по типам судов, орудий лова, объектам, зонам и времени промысла, а также базовой ставки платы за единицу промыслового усилия для замыкающих условий. Затем базовая ставка с помощью поправочных коэффициентов может корректироваться для формирования ставок платы в других промзонах.
Поправочные же коэффициенты могут устанавливаться, как на основе специальных расчетов, так и с использованием экспертных оценок, ранжирования рентных факторов по весомости и других косвенных приемов, которые широко используются для прямых расчетов при недостаточности информации. Можно сказать, что экономизация промысловых усилий - задача не столь экономическая, сколько техническая, т. к. расчету нормативных издержек должно предшествовать обоснование нормативных технологий промысла. И поскольку совершенствование технологий промысла процесс непрерывный, как, собственно, и изменение конъюнктуры рыночных цен на средства производства и добытые биоресурсы, то и технологические, и стоимостные параметры должны уточняться через установленные интервалы времени. Поэтому в штабе управления отраслью должна существовать специальная служба мониторинга параметров, необходимых для экономизации промысловых усилий.
Следует добавить, что налогообложение промысловых усилий предпочтительнее прямого налогообложения капитала, имущества и прочего промснаряжения. К тому же это наиболее доступный способ выравнивания экономических условий промысла, устранения погони за рентными доходами и перелова ценных объектов промысла. Более того, если задаться целью перенесения деструктивных налогов на рентные платежи за водные биоресурсы, то заменяемую сумму налогов можно распределить пропорционально общей сумме планируемых промысловых усилий на освоение ОДУ с последующим перераспределением по зонам и объектам промысла.

Назад