"Тихоокеанский Вестник", по мнению мистера Диденко, куплен хозяевами "Супера"
Приморским рыбакам вставляют палки в винты
Как уже сообщал "Золотой рог", новый председатель Госкомрыболовства РФ Юрий СИНЕЛЬНИК
издал приказ, согласно которому с 1 февраля 14 супертраулерам испанской постройки, находящимся в бербоут-чартере
(аренда с правом последующего выкупа) у компании "Дальморепродукт", запрещен лов рыбы.
Таким образом, в настоящее время супертраулеры, занятые на путине в Беринговом море, были вынуждены
приостановить добычу рыбы и стать на якорь за пределами 12-мильной зоны в Олюторском заливе. Фактически
сегодня без работы в Беринговом море остались 2200 моряков.
Столь резкий выпад Госкомрыболовства против крупнейшей российской рыболовной компании обусловлен тем, что
"Дальморепродукт" вовремя не рассчитался с долгами Внешэкономбанку по кредиту, выданному тем в свое
время на приобретение вышеупомянутых судов.
Долг этот перешел к ДМП "по наследству" от бывших владельцев супертраулеров и в соответствии с
приказом Госкомрыболовства "Дальморепродукт" должен был выплатить Внешэкономбанку оставшуюся
часть кредита, выданного на приобретение этих судов.

ДОСЬЕ "ЗР":
В 1989 г. либерийская компания Bergen Industries and Fishing Corporation (BIF) заключила с двумя
испанскими судостроительными верфями контракты на строительство спроектированных в Норвегии 15 105-
метровых супертраулеров стоимостью $30 млн. каждый. Финансирование 20 % контрактной цены и
предпоставочных расходов было осуществлено Moscow Narodny Bank (Лондон) под гарантию Минрыбхоза СССР
(краткосрочный кредит), а финансирование оставшихся 80 % контрактной цены было произведено Banco Hispano
Americano (Мадрид). По окончании строительства (1992-95 гг.) суда передавались в аренду российским
рыбопромышленным предприятиям на условиях бербоут-чартера в соответствии с трехсторонним соглашением,
заключенным между СП "Рыбкомфлот", BIF и рыбопромышленными предприятиями
"Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота" и "Дальморепродукт".
ВБТРФ получила 12 судов, а ДМП - 3. В 1996 г. 12 судов, принадлежавших ВБТРФ, в связи с тяжелым
финансовым положением и неспособностью компании платить бербоут-чартерные платежи, перешли в ЗАО
"Супер" по тройственному соглашению между BIF, ВБТРФ и "Супером". В апреле 1991 г.
Минрыбхоз СССР за счет кредита Внешэкономбанка погасил задолженность Moscow Narodny Bank в сумме около
$89 млн.
Президент ОАО "Холдинговая компания "Дальморепродукт" Юрий ДИДЕНКО согласился
прокомментировать "ЗР" возникшую ситуацию:
- Факт, что "Дальморепродукт" - это та компания, которая, несмотря ни на что, удержалась на плаву.
Да, большая часть наших работников первое время после приватизации компании не совсем понимала, что такое акции
и с чем их едят, и поэтому быстренько распродала их. В основном этим грешили "варяги"-сезонщики с
Украины, Белоруссии, Казахстана и западных регионов России. Им плевать было на ДМП и его будущее. Сегодня же
в компании остались практически только приморцы. Те, кто связал свою судьбу с "Дальморепродуктом" и
заинтересован в его дальнейшем процветании.
Естественно, и это всегда нам ставят в упрек братья-камчадалы и все остальные, мы себя чувствуем смело и
свободно благодаря тому, что за нашей спиной стоит губернатор Приморья. Он совершенно отличается от своих коллег
по всему Дальнему Востоку, которые, прямо скажем, ориентированы больше на потребительское, чем на хозяйское
отношение к своим регионам. Конечно, имея за своей спиной столь надежные тылы, мы рискнули получить еще 11
супертраулеров, о которых вы знаете едва ли не больше меня. Три наших супертраулера из этой же серии дали по
итогам прошлого года $18 млн., чистой прибыли. Вот и посчитайте, сколько должны бы были дать остальные
одиннадцать их бывшим арендаторам из "Супера".
Естественно, что те, кто лишился места у кормушки от супертраулеров, скопом ополчились на
"Дальморепродукт". Во-первых, это норвежская компания DNHC, владелец которой родом из Израиля, но
в настоящее время гражданин Америки. Так вот, эта компания в свое время на весь мир трубила о том, что имеет
эксклюзивные права на продажу продукции, добываемой этими самыми 11 судами. И, после того как траулеры
перешли к нам, подала на ДМП в Лондонский суд. Мы знаем, что все его документы липовые и суд выиграли.
Сегодня опять же по всему миру распространена информация о том, что DNHC никаких претензий к
"Дальморепродукту" не имеет. Извините, мол, мы были не правы.
Вроде бы справедливость восторжествовала. Но все то время, пока длились судебные тяжбы, продукция ДМП с
супертраулеров лежала на складах без права на реализацию. А это ни много ни мало на сумму под $50 млн. У нас
просто не было этих денег, чтобы рассчитаться по тем долгам, что накопили в свое время предыдущие арендаторы
судов - ВБТРФ и "Супер". А это $16 млн, как ни крути. Выиграв суд, мы вроде бы отбились. Ан нет -
настоящие хозяева "Супера" объявили нам самую что ни на есть информационную войну.
К примеру, в конце января увидел свет первый номер "Тихоокеанского вестника", приложения к
журналу "Северная Пацифика", издающегося на Камчатке. Так вот, создатели "Вестника" прямо
так и заявили: "Мы выпускаем свой первый - экстренный - номер "ТВ" - фронтовой рыбацкой
газеты". И в анонсе на первой полосе указали: "Материал о начале гражданской войны за рыбные ресурсы
читайте на 2-3 стр.". Название материала - "Губернатор Приморья и холдинговая компания
"Дальморепродукт" объявляют войну дальневосточным рыбацким регионам". Вот так нас в агрессоры
записали земляки-дальневосточники.
Между тем Госкомитет по рыболовству возглавил Юрий Синельник. В принципе, у него есть небольшая практика
работы в рыбной отрасли - он был генеральным директором Пионерской базы океанического рыболовного флота. И
только. Он еще не может мыслить масштабно, но пробивает иногда очень серьезные вопросы, в которых я всегда его
поддерживаю, и прежде всего - это контроль за всеми, кто ловит. В общем, перспектива у него есть - он неглупый
парень и работать будет. И ему подсунули дело о кредите Внешэкономбанка. Обратите внимание, Госкомрыболовство
занимается делом Минфина!
Мы говорим ему: подождите, мы не могли вовремя погасить долг, так как у нас была арестована продукция. А нам
в ответ: "Пока не заплатите, не разрешу вам работать". Сегодня он уже понял всю суть происходящего, но
продолжает настаивать на своем либо со зла, либо лоббируя чьи-то интересы. Короче говоря, все четырнадцать
супертраулеров стоят. В том числе и три наших, за которые "Дальморепродукт" платит. Они, как это ни
смешно, тоже попали в этот "черный список". Не секрет, что Синельник страшно ненавидит крупные
предприятия. Дело в том, что он работал в маленькой компании, а после этого возникает патологическое чувство
зависти, перерастающее в ненависть, к крупным предприятиям-монополистам. И мы попали под пресс.
Мы шлем обращения в комитет одно за другим - потерпите немного, дайте нам заработать, и мы рассчитаемся
вплоть до копейки. Даже написали письмо вице-премьеру КАСЬЯНОВУ: откройте счет во Внешэкономбанке - и мы
начнем перечислять деньги, которые заработаем. Дайте нам дней 30-40, и мы заплатим по чужому долгу. Но даже на
письма нам не отвечают. Идет обыкновенная чиновничья волынка. А флот стоит, и самое драгоценное промысловое
время уходит. Они прекрасно все понимают. Цель одна - нанести максимальный ущерб
"Дальморепродукту". Я все это расцениваю только так.
Кстати, я уже обратился за помощью к Евгению НАЗДРАТЕНКО. Он сейчас занимается этим вопросом и, надеюсь,
сможет убедить в том, что все это просто мальчишеские выходки. Люди, которые сегодня работают на этих судах, -
они ни при чём. То, что сделали по отношению к нам, - это антиконституционно. Проще говоря, произвол.
В то же время, как стало известно "ЗР", против Приморья ополчились не только камчадалы, но и
Магаданская и Сахалинская области и Хабаровский край. Их губернаторы также направили в адрес правительства и и.
о. президента совместное письмо, в котором призвали отныне выдавать квоты, исходя не из количества имеющихся в
регионах добывающих судов, а из близости региона к районам добычи. Тем самым открыто призвав перераспределить
приморские квоты, что автоматически означает оставить не у дел базирующийся в крае флот. Не секрет, однако, что
освоить новые объемы вылова эти регионы не смогут, а вот куда они денут эти неосиленные объемы - в письме не
указано.
Но и это еще не все из рыбацких страданий. И камчатские, и сахалинские, и приморские рыбаки уже совместно
пишут в правительство по другому поводу. Дело в том, что 113 рыболовных судов ДВ третью неделю простаивают в
Беринговом море из-за запрета на промысел Госкомрыболовства. Ежесуточные убытки флота составляют около $10
млн. Причина простоя флота связана с приказом председателя Госкомрыболовства (Nь 6 от 13 января), в котором
вводится новый порядок выделения квот для добычи рыбы. Согласно данному распоряжению, отныне для каждого
судна введены суточные нормы вылова, а также требуется обязательное получение лицензий. Ранее же данные
требования предъявлялись лишь в целом к рыболовецким компаниям. Несколько тысяч рыбаков Дальнего Востока
фактически лишены работы, а компании и государство терпят огромные убытки. Из района промысла экипажами
рыбаков в адрес правительства направлены десятки обращений с призывом отозвать злополучный приказ, однако флот
продолжает простаивать.
Олег КЛИМЕНКО,
газета "Золотой Рог"
Говорят рыбопромышленники Камчатки

Валерий ТОПЧИЙ ("Океанрыбфлот", Камчатка):
"НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ НА ВЕДЕНИЕ ПРОМЫСЛА ИНОСТРАННОГО
ФЛОТА, ИНОСТРАННЫХ СУДОВ ПОД РОССИЙСКИМ ФЛАГОМ В ОХОТСКОМ МОРЕ".
В последние годы определилась конкретная тенденция снижения квот вылова охотоморского минтая. Для примера
достаточно привести объемы выделяемых квот ОАО "Океанрыбфлот" за последние 4 года: 1997 г. - 86670
т; 1998 г. - 59380 т; 1999 г. - 46035 т; 2000 г. - 37036 т.
Приведенные цифры явно определяют динамику резкого снижения квот вылова минтая в промысловых районах
Охотского моря. Имея 14 действующих промысловых судов типа БАТМ, ежегодная потребность ОАО
"Океанрыбфлот" в квотах охотоморского минтая составляет 70-80 тыс. тонн. Добыча минтая в Охотском
море всегда составляла основу финансового положения предприятия, но учитывая фактически выделенные квоты на
текущий год, а также неудовлетворительную промысловую обстановку в Беринговом море, уже сейчас можно сказать,
что "Океанрыбфлот" будет поставлен в тяжелейшее финансовое положение. У нас не остается никакой
надежды не только на обновление флота и перспективное развитие предприятия, но даже на проведение ежегодного
ремонта судов и обеспечение их необходимым для работы материальным снабжением.
Нами неоднократно ставился вопрос о прекращении работы иностранного флота на промысле минтая в Охотском
море. Работа иностранных судов в данной акватории в значительной степени отнимает квоты у российских рыбаков, те
квоты, которых у нас сегодня не хватает. Надо давно понять - иностранный флот, суда, приобретенные по бербоутным
соглашениям, практически бесплатно пользуются рыбными ресурсами, при этом не перечисляя финансовые средства ни
в регионы, ни в целом в российский бюджет. Уверены, что сегодня никто не сможет назвать конкретной суммы
поступлений финансовых средств в бюджеты с каждой тонны добытой рыбы-сырца иностранным флотом. Принимая во
внимание факт снижения ОДУ вылова минтая в Охотском море, как стратегического сырья, а также в целях полного
обеспечения предприятий области, да и в целом Дальневосточного бассейна, квотами минтая, сохранения и увеличения

Виктор ПОТАПЕНКО
(генеральный директор ОАО "Камчатрыбпром"):
"ЧТО ОСТАЕТСЯ ДЕЛАТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ ОСНОВУ ЭКОНОМИКИ
РЕГИОНА?"
...деятельность иностранного флота под российским флагом - это прямая экспансия иностранных компаний в
исключительной экономической зоне РФ, то есть серьезная угроза экономической (в том числе и продовольственной)
безопасности России.
Ни для кого не секрет, насколько стремительно происходит сокращение промышленных квот на вылов рыбы и
морепродуктов, особенно в Охотском море. Это можно понять и с этим можно смириться несмотря на то, что этим еще
более усложняется и без того непростое положение рыбодобывающих предприятий. Ведь ни для кого не секрет, что
добывать сверх научно обоснованных норм - это значит подрывать популяцию вида. Но как тогда понять тот факт,
что на том месте, откуда были выведены российские суда, происходит ничем не ограниченная добыча иностранными
супертраулерами?
Что же остается делать людям, предприятиям, которые составляют основу экономики региона, которые
наполняют бюджет реальными деньгами и от которых во многом зависит, не побоюсь этого слова, будущее
Дальнего Востока?