КАКИМ ПУТЕМ ИДЕТ "МАГЕЛЛАН"?
Для камчатского читателя эта тема интересна тем, что ЗАО "Магеллан" возглавляет очень даже небезызвестный для нас человек - недавний кандидат в депутаты Государственной Думы Александр Константинович Пукало, который строил свою предвыборную программу на защите интересов рыбаков полуострова. Правда, Ассоциация рыбопромышленников Камчатки официально уведомила избирателей о том, что данный рыбак-кандидат не известен широкой рыбацкой общественности, а в средствах массовой информации прозвучал очень даже недвусмысленный намек на то, что "гонец-то за-сланный" и пришел он к нам за мандатом депутата из весьма даже корыстных побуждений, желая иметь статус неприкосновенности, так как необходимость в данном статусе была для самого Александра Константиновича достаточно острой.
"Если же говорить о ЗАО "Магеллан", то его руководство идет абсолютно другим путем. В отличие от ТУРНИФа, суда не продает, а покупает и самостоятельно ими управляет. Так, на Украине взяли транспортный рефрижератор "Улан-Удэ", в Прибалтике приобрели рефрижераторы "Сатурнас" и "Финский залив", на Камчатке - танкер "Ича". А каждое новое судно, пришедшее в Приморье, - это новые рабочие места, отчисления во все бюджеты. Хотелось бы отметить, что ЗАО "Магеллан" расплачивается с бюджетами всех уровней своевременно и аккуратно. Мало того, эти отчисления растут год от года. Предприятие уверенно стоит на ногах, эффективно управляется и имеет очень неплохие перспективы развития".
Александр Платонов, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП).
ПИРАТСКИЕ РУМБЫ "МАГЕЛЛАНА"
На прошлой неделе в один день сразу в трех газетах за одной подписью был опубликован один и тот же материал. Случайным совпадением сей факт мог бы посчитать только недавно упавший с Луны. Статья была явно заказная и размещена в этих изданиях в интересах одного лица или нескольких, связанных одной целью. Причем цель и не скрывалась: нынешней администрации Владивостока ставилось в вину намерение отнять у некоего ЗАО "Транс Винд Флот" весьма лакомый кусочек - здание в центре города, на Светланской, 83. Но этот крик о поруганной справедливости с режущим ухо политическим акцентом в данном случае явно не по адресу. Политикой здесь и не пахнет. Предлагаем вниманию наших читателей скандальную детективно-криминальную историю, начавшуюся, когда в конце прошлого года сотрудники краевого УФСБ услышали в радиоэфире любопытный разговор...
Открытым текстом руководство частной рыбодобывающей компании "Магеллан" передавало инструкции капитану одного из своих находившихся в море судов: реализовать в китайских портах крупную партию неучтенной рыбопродукции и после этого уничтожить судовую документацию. Дословно это звучало так: "Все судовые журналы (штурманский, машинный, радио, рефустановки, включая незаконченные), всего 18 штук, уничтожить (сжечь). Собери все журналы, СОЖГИ ЛИЧНО САМ, под твою ответственность..." Оперативные материалы УФСБ направило для дальнейшего расследования в УВД края. Управление по борьбе с экономическими преступлениями занялось проверкой, в ходе которой, в частности, выяснилось, что возглавляющий фирму "Магеллан" господин Пукало является одновременно и гендиректором ЗАО "Транс Винд Флот", которому, в свою очередь, принадлежит на правах собственности бывшее "приморрыбпромовское" строение на Светланской, 83 (здесь раньше располагались магазин "Океан" и ресторан "Дары моря", а сегодня находится ночной клуб "Стэлс"). Проверяя законность приобретения этого здания, УБЭП наткнулся на еще более интересную информацию: пятиэтажное здание в центре города общей площадью более 7,5 тысячи квадратных метров, имеющее значительные складские помещения и цокольный этаж с торговыми площадями, было продано в конце 1998 года всего за 8 млн. 800 тысяч (с учетом НДС - 10 млн. 561 тысяча) рублей. Дальнейшая проверка показала, что есть все основания подозревать участников сделки в заведомом нарушении законодательства. Достаточно сказать, что оценка стоимости, по которой здание продали, была сделана на июнь 1997 года, тогда как, по мнению другого оценщика, на ноябрь 1998 года (момент продажи) оно стоило без малого 39 миллионов рублей. То есть покупатель приобрел его по явно заниженной цене. Сотрудники правоохранительных органов вскрыли немало и других "косяков", из чего следовал простой вывод: сделка была явно незаконной и серьезно нарушала права кредиторов "Приморрыбпрома", в числе которых состояли, между прочим, и государственные органы. УВД сообщило об этом факте всем кредиторам и, в частности, администрации Владивостока. Осознав размер понесенных убытков (ни налогов, ни других отчислений в бюджет от "Транс Винд Флота" не поступало), горадминистрация стала принимать меры к тому, чтобы сделку опротестовать. Почему этого не было сделано раньше? Учитывая, что провернули ее при прежнем руководстве мэрии, на самом закате правления Виктора Черепкова, ничего удивительного тут нет - во многих документах, оставшихся после той команды, нелегко разобраться и по сей день... Исковые заявления о признании сделки недействительной поступили не только в арбитражный суд, но и в гражданский - от других кредиторов "Приморрыбпрома". Но история на этом не закончится. Продолжаются инициированные правоохранительными органами проверки деятельности не только компаний "Магеллан" и "Транс Винд Флот", но и многочисленных фирм и организаций, арендующих помещения в здании на Светланской, 83. Таковых оказалось аж 99 (!), а доходов, поступающих в городской бюджет от столь успешной сдачи недвижимости внаем, - с гулькин нос. Сейчас в этом "арендном раю" трудятся налоговые инспекции всех уровней - от районных до краевой. Работы им хватит надолго. Проводит проверки и прокуратура города. Что интересно: часть фирм-арендаторов уже поспешила покинуть гостеприимную пятиэтажку. С чего бы это? Мы будем следить за развитием событий.
22 февраля 2000 года.
КРИМИНАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ "МАГЕЛЛАНА"
Во вчерашнем номере "Н" рассказали о разразившемся в административно-бизнесовых кругах скандале, эпицентром которого стало здание, более 20 лет украшающее улицу Светланскую - бывший офис "Приморрыбпрома". Но гораздо интереснее этого скандала его криминально-детективная подоплека - типичная, увы, для нашего рыбодобывающего края. Сегодня - подробности.
На компанию "Магеллан" оперативники краевого управления ФСБ вышли не случайно. Как известно, ФСБ совместно с погранслужбой постоянно проводит операции по выявлению нарушений в сфере охраны морских биоресурсов, связанных с незаконной добычей и экспортом морепродуктов. Грешат криминальным промыслом вполне легальные коммерческие структуры, имеющие законные лицензии на рыболовство и исправно получающие свою порцию квот. Как явствует из датированного октябрем 1999 года служебного письма начальника краевого УФСБ Сергея Веревкина-Рахальского председателю комитета по рыбной промышленности администрации края Владимиру Сидорову, "к категории таких предприятий относятся компании "Магеллан" и "Транс Винд Флот" с фактически единым руководством в лице А.К. Пукало...". В поле зрения органов обе компании попали более года назад. В октябре 1998-го, в ходе контроля радиоэфира, фээсбэшники запеленговали переговоры руководства "Магеллана" и капитана транспортного рефрижератора (ТР) "Улан-Удэ". Сказать, что капитану передавались странные указания - значит, ничего не сказать. Судите сами. "Объясняю ситуацию. "Рубежное" (один из СРТМов компании. - Ред.) было задержано властями, у него нашли коносамент на 13070,4 кг краба. По некоторой информации, ваш ТР будут тщательно проверять. В связи с этим твою работу с "Сатурнасом" и поход в Китай ПОКАЗЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ. То есть твоя работа БЫЛА СЛЕДУЮЩЕЙ: из Сингапура ты пошел в БМЭ для передачи снабжения плавбазам, там ты загрузил с "Рубежного" только 13070,4 кг краба и пошел в Пусан для его выгрузки, выгрузил, получил распоряжение фрахтователя выходить из Пусана и лежать в дрейфе в ожидании распоряжений. К твоему сведению, ТР "Улан-Удэ" с 1 мая 1998 находится в бербоут-чартере у компании "Транс Марин Индастриал Корп.", управляющий оператор Феликс Кон. То есть все твои походы с 01.05.98 осуществляются под его командованием. Копию договора передам... В связи с этим принять к НЕУКОСНИТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ следующие распоряжения: все судовые журналы (штурманский, машинный, радио, рефустановки), включая дату 01.05.98 по настоящее время (в т.ч. неоконченные), всего 18 штук - уничтожить. Собери все журналы, СОЖГИ ЛИЧНО САМ, под твою ответственность. Тебе передадут расписку, что в Пусане представитель компании "Транс Марин" изъял у тебя все журналы, грузовые документы для проверки. Уничтожить все черновые журналы, навигационные карты на переход до Китая, все коносаменты, выписанные до 29.10.98, всю деловую переписку, портовую очист-ку, все накладные по продуктам, снабжению и довозу, которые получали в Китае. Заполнение новых судовых журналов: штурманский - начать с 26.10.98, на 00.00 сделать запись, что лежите в дрейфе в координатах... в ожидании распоряжения фрахтователя (место дрейфа выбери рядом с Пусаном)..." Цитировать все нет смысла. Руководство компании фактически ПОТРЕБОВАЛО от подчиненного СОВЕРШИТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Чего ради? Чтобы скрыть другое преступление. Как установили оперативники ФСБ, незадолго до этого эфира ТР "Улан-Удэ" реализовал в китайских портах Янтай и Циндао соответственно 1035,6 и 534 тонны неучтенной свежемороженной сельди. Неучтенкой она стала в процессе целого ряда криминальных операций: сначала "магеллановские" БМРТ "Млечный путь" и "Пахача" выловили ее сверх полученных квот в приморских прибрежных водах, затем незаконно перегрузили на ТР "Сатурнас", откуда сельдь, опять же в нарушение закона о госгранице, перекочевала на "Улан-Удэ". Проведенная генконсульством РФ в Китае по запросу ФСБ проверка подтвердила факт сдачи свыше полутора тысяч тонн рыбы в адрес китайских компаний. Естественно, что вырученные за нее средства ни в каких финансовых отчетах "Магеллана" или "Транс Винд Флота" не отразились... Внушительный список правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом - браконьерство, несанкционированный перегруз морепродуктов, контрабанда, уход от налогообложения, нарушение валютного законодательства, финансовые злоупотребления - руководство компаний, однако, ничуть не смутил. В ходе последовавшего разбирательства господин Пукало заявил, что ТР "Улан-Удэ" ПЕРЕДАН В БЕРБОУТ-ЧАРТЕР американской фирме "Транс Марин", и он ответственности за все эти безобразия нести не может. Однако у сотрудников ФСБ уже хватало поводов сомневаться в "транс-магеллановой" честности, поэтому был сделан запрос в Госкомрыболовство. Ответ не удивил: подтверждения передачи судна в чартер не нашлось, зато налицо был очередной преступный эпизод - фальсификация документов и попытка ввести в заблуждение компетентные органы. По данным погранслужбы и таможни, таких случаев у "Магеллана" с "Транс Винд Флотом" хватало и ранее. Даже разбирательства по фактам правонарушений проводились. И что же, уроки не пошли впрок? Это смотря какие уроки. Во всех случаях капитаны задержанных судов были привлечены к административной ответственности... Начальник УФСБ по Приморскому краю Сергей Веревкин-Рахальский: "Наносимый экономическим интересам государства ущерб НЕСОПОСТАВИМ с формой и размерами наказания, применяемыми к нарушителям. Принятые УФСБ меры по привлечению руководства ЗАО "Магеллан" и ЗАО "Транс Винд Флот" к уголовной ответственности положительных результатов не дали по причине НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. В связи с этим полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о ЛИШЕНИИ обеих компаний ЛИЦЕНЗИЙ на право промысловой и транспорт-ной деятельности и КВОТ на вылов морских биоресурсов".
Татьяна Ощепкова
"Новости" Владивосток,
23 февраля 2000 г.
ПРОМЫСЕЛ СУПЕРТРАУЛЕРАМ РАЗРЕШИЛИ.
Надолго ли?

18 дней простояли без дела в Охотском и Беринговом морях 14 супертраулеров испанской постройки, арендованных по договорам бербоут-чартера ООО "Дальморепродукт-Траулерс" и ОАО "Холдинговая компания "Дальморепродукт". Напомним, что согласно постановлению Госкомрыболовства N° 112 от 31 января 2000 г. с 1 февраля одиннадцати судам "Дальморепродукт-Траулерс" и трем судам "Дальморепродукта" на неопределенный срок была запрещена добыча рыбы по причине того, что ДМПТ до сих пор не рассчитался с долгом перед Внешэкономбанком по кредиту, выданному тем в свое время на приобретение вышеупомянутых судов. Этот долг перешел к ДМПТ "по наследству" от предыдущих владельцев супертраулеров. С момента вступления в силу постановления N° 112 руководство "Дальморепродукта-Троулерс" и президент "Дальморепродукта" Юрий ДИДЕНКО, считающие, что с ними поступили, мягко говоря, непорядочно, а фактически противозаконно, денно и нощно отстаивали интересы рыбаков, оказавшихся заложниками, на самом высоком правительственном уровне. Возобновить промысел супертраулеры смогли лишь 18 февраля, когда в адрес их капитанов поступила телеграмма за подписью заместителя председателя Госкомрыболовства ЧИСТЯКОВА, которой было дано "добро" на возобновление добычи рыбы. Телеграмма заканчивалась довольно примечательной фразой: "Разъясняю капитанам судов, что проблема погашения задолженности на строительство судов до настоящего времени НЕ УРЕГУЛИРОВАНА, в связи с чем НЕ ИСКЛЮЧЕНА возможность принятия соответствующих решений". По сведениям "ЗР", предпосылкой для отмены запрета послужил выигрыш иска ДМПТ к Госкомрыболовству, Охотскрыбводу, Камчатрыбводу и Приморрыбводу "о признании недействительными телеграмм Госкомрыболовства N° 2360 от 28.12.99 г. и N° 112 от 31.01.2000 г." в Московском арбитражном суде 18 февраля. В этот день Ю.ДИДЕНКО обратился с письмом к заместителю председателя Правительства РФ В.ЩЕРБАКУ, в котором заявил, что "в связи с простоем 14 судов ДМПТ и ДМП государство потеряло $600 тыс. налоговых поступлений, а убытки компаний составили $10 млн. Судебные тяжбы с компанией ДНЧС мы разрешили мировым соглашением только 3 февраля 2000 г., однако формально судебное дело в верховном английском суде закрыто. Кроме того, 4 февраля президент компании "ФЕМ" С.Никитенко известил всех наших покупателей о получении им права на арест нашей продукции в Корее и США. Практически на сегодня все продажи блокированы. 24 января со стороны "ФЕМ" были распущены слухи о том, что наши суда будут лишены квот в Охотском море и остановлены с 1 февраля, сегодняшняя ситуация подтверждает опасения покупателей и не позволила нам получить товарный кредит под икру минтая. Во избежание нагнетания взрывоопасной обстановки в экипажах простаивающих судов численностью 2100 человек прошу вас дать распоряжение об отмене Госкомрыболовством постановлений N° 2360 от 28 декабря 1999 г. и N° 112 от 31 января 2000 г., что позволит нам начать производственную деятельность, доказать на мировом рынке нашу ответственность и обеспечить выполнение платежей, определенных протоколом". В настоящее время супертраулеры ведут промысел в Охотском море, занимаясь заготовкой минтаевой икры. Тем временем, по словам вице-президента ДМПТ Александра БАДАКИНА, компания уже провела первые выплаты по долгу Внешэкономбанку.
Олег КЛИМЕНКО.
"Золотой Рог"