проект

ВЫНОСИМ НА ОБСУЖДЕНИЕ

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИЛ И НОРМ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОХРАНЕНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИВЫХ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ВО ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ, НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ, В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ЗОНАХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И В РАЙОНАХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ ПО РЫБОЛОВСТВУ.
Настоящий порядок устанавливает правовой режим предоставления права использования водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законом "О животном мире", федеральным законом Российской Федерации "О континентальном шельфе Российской Федерации", федеральным законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", федеральным законом Российской Федерации "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и другими федеральными законами Российской Федерации.

I. Общие положения.
1. Водные биологические ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Вопросы владения, пользования и распоряжения водными биологическими ресурсами во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
3. Основными принципами экономических отношений при использовании живых ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации являются:
  • - платность пользования;
  • - ответственность за нарушение условий хозяйственной деятельности;
  • - возмещение ущерба, нанесенного природным ресурсам, окружающей среде.
  • 4. Размер платы и платежей за пользование водными биологическими ресурсами, порядок их взимания и поступления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, определяются законами Российской Федерации.
    5. Общий допустимый улов (ОДУ) водных биологических ресурсов по районам их вылова и видам ежегодно в установленном порядке утверждается Правительством Российской Федерации.

    II. Виды использования водных биологических ресурсов.
    1. Видами использования живых ресурсов являются:
  • - вылов (добыча) биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова (ОДУ);
  • - вылов (добыча) живых ресурсов для их воспроизводства и акклиматизации; вылов (добыча) живых ресурсов в учебных и культурно-просветительских целях;
  • - разведка и промысел живых ресурсов;
  • - товарное выращивание живых ресурсов; искусственное воспроизводство живых ресурсов;
  • - любительский и спортивный вылов (добыча) живых ресурсов;
  • 2. Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования водных биологических ресурсов производится Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству.

    III. Пользователи водных биологических ресурсов.
    1. Право на использование водных биологических ресурсов предоставляется: гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам (российские пользователи); иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам (иностранные пользователи);
    2. Преимущественное право на использование водных биологических ресурсов имеют:
  • - представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
  • - население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации и население в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов;
  • - российские пользователи, осуществляющие морские научные исследования биологического характера или мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов;
  • - российские пользователи, ведущие промысел в целях поставки продукции для федеральных и региональных нужд.
  • 3. Иностранные пользователи могут использовать водные биологические ресурсы в научных, промысловых и других целях после удовлетворения всех заявок российских заявителей при условии, что российские пользователи не имеют возможности выловить весь допустимый улов заявленных видов живых ресурсов в конкретных промысловых водах, и только в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или в которых они зарегистрированы с соблюдением международных договоров.

    IV. Условия предоставления права иностранным и российским пользователям на промысел водных биологических ресурсов.
    1. Иностранным пользователям лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов выдаются Госкомрыболовством России в соответствии с пунктом 3 Главы III настоящих Правил.
    2. Российские пользователи водных биологических ресурсов имеют право на промысел водных биологических ресурсов при условии:
  • - наличия у пользователей лицензий на право заниматься промышленным рыболовством в части добычи (вылова) водных биологических ресурсов;
  • - наличия у пользователей собственных и арендованных рыбодобывающих судов, оформленных в установленном порядке и зарегистрированных в морских рыбных портах Российской Федерации, и (или) оформленных в установленном порядке промысловых участков и орудий лова для прибрежного рыболовства;
  • - наличия на судах российских и иностранных пользователей технических средств связи, обеспечивающих автоматическую передачу информации о местонахождении судна при промысле водных биологических ресурсов.
  • 3. Основаниями для отказа в выдаче лицензии (разрешения) на промысел водных биологических ресурсов являются:
  • - отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов (добычу, промысел) водных биологических ресурсов;
  • - представление пользователем неверных сведений;
  • - неуплата или несвоевременная уплата пользователем долговых обязательств, штрафа и возмещения вреда, предъявленных ему или наложенных на него ранее;
  • - сведения соответствующего налогового органа о наличии задолженности по начисленным налогам, сборам и другим платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
  • - нарушения федеральных законов или международных договоров Российской Федерации, допущенных пользователем в предыдущий промысловый сезон.

  • V. Порядок представления заявок на получение лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов.
    1. Иностранные пользователи представляют заявки в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству на получение лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов на русском языке и языке своей страны.
    Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству в месячный срок со дня получения указанной заявки информирует заявителя о месте, времени и порядке получения лицензии на промысел или уведомляет об отказе в ее выдаче.
    Основанием для отказа в выдаче лицензий на промысел могут быть:
  • - отсутствие выделенных лимитов и квот на вылов водных биологических ресурсов;
  • - несоответствие содержания заявки на получение лицензий на промысел требованиям федеральных законов Российской Федерации;
  • - представление неверных сведений;
  • - непредставление заявителем доказательств или гарантий того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для проведения промысла;
  • - нарушения Российского законодательства и международных договоров Российской Федерации, допущенные заявителем в предыдущий сезон;
  • - неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств, штрафа и возмещения ущерба, предъявленных ему ранее органами охраны.
  • 2. Российские пользователи, на основании договоров о координации и совместной деятельности Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству и администраций субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, заявки на получение лицензий на промысел направляют в региональные рыбохозяйственные Советы до 15 августа года, предшествующего промыслу.
    Региональные рыбохозяйственные Советы создаются в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, с целью координации деятельности пользователей водных биологических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации.
    Состав Регионального рыбохозяйственного Совета формируется главой администрации субъекта Российской Федерации. Кандидатура председателя Совета согласовывается с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству. Заместителями являются руководители федеральных органов охраны, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. В состав Совета входят представители научно-исследовательских учреждений в области рыболовства и экологии и представители рыбохозяйственных предприятий всех форм собственности.
    Полномочия регионального рыбохозяйственного Совета определяются положением о региональном рыбохозяйственном Совете, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
    3. Заявки на получение лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов должны содержать следующие сведения:
  • - копию лицензий на осуществление рыбохозяйственной деятельности;
  • - копию лицензий на рыбопромысловые суда и (или) рыбопромысловые участки;
  • - конкретный вид промысла водных биологических ресурсов;
  • - районы и сроки промысла водных биологических ресурсов, их виды и квоты на вылов (добычу) каждым судном в тоннах;
  • - сведения, выданные соответствующим налоговым органом о постановке на учет и о начисленных и фактически уплаченных налогах, сборах и других платежах в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды за прошедший календарный год.
  • 4. В заявке на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле водных биологических ресурсов, не указывают ту часть живых ресурсов, которая необходима этим народам и общностям для содержания семьи.
    5. Региональные рыбохозяйственные Советы подготавливают обобщенные заявки на выделение квот рыбохозяйственному комплексу субъекта Российской Федерации и представляют их в рабочую группу соответствующего бассейнового научно-промыслового Совета не позднее 1 октября года, предшествующего промыслу.
    6. Обобщенная заявка должна отражать потребность населения и рыбохозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации по всем видам использования водных биологических ресурсов.

    VI. Распределение промышленных квот добычи (вылова) между рыбохозяйственными комплексами субъектов Российской Федерации.
    1. Объем промышленных квот рыбохозяйственного бассейна, подлежащего распределению между рыбохозяйственными комплексами субъектов Российской Федерации, определяется следующим порядком:
  • - из объемов ОДУ, утвержденного Правительством Российской Федерации на промысловый год, удовлетворяется потребность научно-исследовательских учреждений, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, в вылове водных биологических ресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и для определения общего допустимого улова (ОДУ);
  • - вылов (добыча) водных биологических ресурсов для личного потребления малочисленных народов Севера и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • - вылов (добыча) представителями коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле водных биологических ресурсов;
  • - вылов (добыча) для искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • - любительский и спортивный вылов водных биологических ресурсов.
  • 2. Распределение промышленных квот водных биологических ресурсов между рыбохозяйственными комплексами субъектов Российской Федерации предусматривает следующий порядок:
  • - полное обеспечение водными биологическими ресурсами береговых рыбоперерабатывающих комплексов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации в районах промысла, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, для эффективного использования производственных мощностей и обеспечения круглогодичной загрузки сырьем;
  • - обеспечение водными биологическими ресурсами рыбодобывающих предприятий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации в районах промысла, прилегающих к его территории, в объемах, обеспечивающих эффективное использование рыбопромысловых судов;
  • - объем промышленных квот водных биологических ресурсов, который не имеют возможности выловить рыбаки, постоянно проживающие в субъектах Российской Федерации в районах промысла, прилегающих к его территории, распределяется между пользователями других субъектов Российской Федерации рыбопромыслового бассейна на долевой основе;
  • - определение долей промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов по районам промысла для каждого рыбохозяйственного комплекса определяется исходя из наличия специализированного флота и утвержденных норм на промысловое усилие, обеспечивающих эффективную работу по типам судов в соответствующем районе промысла.
  • 3. Выработанные предложения бассейновым рыбопромысловым Советом по распределению водных биологических ресурсов между рыбохозяйственными комплексами субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, не позднее 20 октября представляются в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.
    4. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству не позднее 15 ноября представляет предложения по распределению водных биологических ресурсов между субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
    Предложения по распределению водных биологических ресурсов во внутренних морях, морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, представленные в Правительство Российской Федерации, должны отражать неудовлетворенную потребность российского рыбопромыслового флота в водных биологических ресурсах для эффективного его использования, а также по использованию российского рыболовного флота в зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству с мерами стимулирования государством работы российского рыболовного флота в этих зонах.

    VII. Распределение промышленных квот добычи (вылова) между пользователями водных биологических ресурсов в субъектах Российской Федерации.
    1. Предложения по распределению промышленных квот добычи (вылова) между пользователями водных биологических ресурсов, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, подготавливаются региональными рыбохозяйственными Советами на основании квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, определенных для рыбохозяйсвенного комплекса субъекта Российской Федерации.
    2. Предоставление права использования водных биологических ресурсов пользователям, расположенным в субъектах Российской Федерации, производится на условиях приоритетности и порядка, установленного согласно настоящего Порядка, на долгосрочной основе обеспечения квотами вылова, а также с учетом региональных особенностей, законодательных актов, принятых в соответствующих субъектах Российской Федерации, не противоречащих федеральным законам Российской Федерации.
    3. Предложения по распределению квот добычи (вылова), подготовленные региональными рыбохозяйственными Советами, утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и направляются не позднее 1 декабря в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству.
    4. Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству своим приказом утверждает распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов между пользователями, расположенными в субъектах Российской Федерации, на промысловый год.
    5. Перераспределение промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов в течение года между пользователями в пределах выделенных рыбохозяйственному комплексу субъекта Российской Федерации квот вылова производится соответствующим бассейновым управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства по представлению регионального рыбохозяйственного Совета.
    6. Полученные пользователями квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов передаче и продаже третьим лицам не подлежат.
    7. В случае отказа пользователями водных биологических ресурсов от использования полученной промышленной квоты она вновь распределяется региональным рыбохозяйственным Советом в соответствии с настоящим Порядком.
    VIII. Права и обязанности российских и иностранных лицензиатов, ведущих промысел живых ресурсов.
    1. Российские и иностранные заявители, получившие лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов (далее - лицензиаты), имеют право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов.
    1. Лицензиаты обязаны:
  • - соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов;
  • - своевременно вносить установленные платежи;
  • - не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;
  • - не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима;
  • - обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны;
  • - обеспечивать за свой счет оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;
  • - беспрепятственно и бесплатно представлять отчетные материалы, в том числе их компьютерные распечатки, об объемах вылова (добычи), о сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а также о количестве, качестве и видах живых ресурсов, выгруженных на другие суда или погруженных в иностранных портах, в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу, федеральный орган исполнительной власти по валютному и экспортному контролю и федеральный орган исполнительной власти по налогообложению;
  • - регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды;
  • - вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству;
  • - иметь специальные опознавательные знаки;
  • - маркировать ставные орудия лова (добычи) с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны - судовладельца), номера лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов и порядкового номера орудия лова (добычи).
    3. Иностранные суда, ведущие промысел живых ресурсов в соответствии с лицензией (разрешением) на промысел живых ресурсов или заходящие в исключительную экономическую зону для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов, также обязаны:
  • - представлять в специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по рыболовству и федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного промысла живых ресурсов или для приемки выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов и о выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
  • - ежедневно информировать специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе о местонахождении судна при промысле живых ресурсов или при приемке выловленных (добытых) живых ресурсов с других судов;
  • - осуществлять промысел живых ресурсов в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе и под контролем указанного лица;
  • - обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту промысла живых ресурсов и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента их схода с судна наравне с собственным командным (руководящим) составом; представлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах промысла живых ресурсов.
    4. Российским и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается производить не предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку живых ресурсов в любом виде, выловленных (добытых) в исключительной экономической зоне.
    Погрузка, выгрузка или перегрузка живых ресурсов, предусмотренные в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов, должны осуществляться в присутствии должностного лица специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.
    VIII. Прекращение прав на пользование водными биологическими ресурсами и их восстановление.
    1. Прекращение или приостановление прав на пользование водными биологическими ресурсами осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству или бассейновым управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства по следующим основаниям:
  • - добровольный отказ пользователей от промысла (пользования водных биоресурсов);
  • - истечение срока действия лицензии на промышленное рыболовство в части добычи рыбы, других водных животных и растений;
  • - истечение срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов;
  • - допущение грубого нарушения Правил рыболовства и охраны водных биоресурсов в течение календарного года или превышение вылова выделенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов;
  • - отсутствие на судах пользователя технических средств связи, обеспечивающих информацию о местонахождении судна при промысле водных биоресурсов;
  • - невнесение в установленный срок платы за пользование водными биоресурсами, штрафов и сумм в возмещение причиненного водным биоресурсам ущерба;
  • - неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа, а также невнесение платы за выделенные ресурсы;
  • - непредставление установленной отчетности;
  • - передача (продажа) квот добычи (вылова) водных биоресурсов;
  • - списание или продажа промыслового флота;
  • - неиспользование рыбопромысловых участков в течение двух лет с момента закрепления их за пользователями.
    2. Восстановление прав на пользование водными биоресурсами производится Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству или бассейновым управлением по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства после устранения пользователями причин, приведших к прекращению прав на пользование водными биоресурсами.

     

    Размышления по поводу

    НАШ ПАТРИОТ ВПЕРЕД ЛЕТИТ, КОГДА ЖЕ ОСТАНОВКА?

    У многих приморцев вызвало недоумение то обстоятельство, что недавно губернатор Наздратенко вместо выезда в Москву для участия в работе Совета Федерации вдруг отправился в Находку, где провел закрытое совещание с руководителями силовых структур. Почему такая срочность и секретность? Отвечая на вопросы журналистов, Евгений Иванович эмоционально, как всегда, пояснил, что нельзя допускать разграбления государственной собственности, нельзя мириться с ущербом, который наносится национальным интересам России. Как раз для борьбы с этим злом и вырабатывались меры в глубокой тайне от негодяев, занимающихся нехорошими делами.
    Но произошло неожиданное. В те дни, когда Евгений Иванович претворял в жизнь свои благородные устремления, некоторые газеты - в том числе "АВ" - перепечатали из "Труда" интервью председателя Государственного комитета по рыболовству Юрия Синельника. В беседе с журналистом он привел поразительные примеры "патриотических" начинаний хозяина Приморского края. Напомню эти примеры читателям.
    События разворачивались вокруг 14 супертраулеров - самых мощных судов нашего рыбодобывающего флота. 11 из них находились в управлении ЗАО "Супер", 3 других - эксплуатировались холдингом "Дальморепродукт", возглавляемым Ю.Г. Диденко. При этом от "Супера" государству поступали миллионы долларов лизинговых платежей, от "Дальморепродукта" - ничего, кроме "спасибо". Казалось, ежу понятно, у кого следует отобрать и кому передать суда. Ежу - да, Евгению Ивановичу - нет. По просьбе нашего именитого государственника траулеры изымаются из управления "Супера" и передаются прямехонько дочерней компании "Дальморепродукта".
    Комбинация произвела ожидаемый эффект. По словам председателя Госкомрыболовства, ДМП как ничего не платил в казну за эксплуатацию трех судов, так ничего не заплатил и после передачи одиннадцати. Мало того! Вот еще ОДИН потрясающий пример из того же интервью:
    "Я уже упоминал, что под российским флагом в район традиционно российского промысла - Охотское море - "проникли" иностранные предприниматели, в частности, знаменитые миллионеры - братья Лакридисы. В свое время Лакридисы купили у "Дальморепродукта" по явно заниженным ценам несколько высококлассных судов. При этом генеральный директор ДМП господин Диденко предоставил грекам уникальное право - использовать на этих судах российский флаг, а значит, работать в зоне исключительных российских интересов - Охотском море. Эта сделка нанесла колоссальный ущерб российским морякам - Лакридисам удалось захватить основные грузоперевозки в основном рыбодобывающем регионе России. Российские моряки за один сезон лишились работы, а Лакридис стал монополистом в российских водах".
    У любого непредубежденного человека возникнет вопрос: на чью же мельницу льет воду губернатор, поддерживая "Дальморепродукт"? В чем состоял его интерес, когда он ходатайствовал о передаче "суперов" в эксплуатацию этой компании? И чего стоит его открытое письмо Анатолию Чубайсу, в котором он иронизирует: "Бандитская приватизация с уводом колоссальных средств за рубеж - это не Вы". Он, он, Евгений Иванович, и ни в коем случае не вы сами. Надо только громче кричать: "Держи вора!" - и вам поверят...
    Есть в том же открытом письме и такая глубокая мысль: "Он же (имеется в виду А.Чубайс. - В.К.) величайший мастер заставить других отвечать за свои провалы. В последнее время он все чаще и резче стал выступать против олигархов и их вмешательства в государственное управление. Но разве не Вы, господин Чубайс, своей последовательной политикой распродажи за бесценок национальных богатств России создали этих олигархов?"
    Мне хочется сердечно поздравить Евгения Ивановича за это смелое обличение рыжего супостата, но что-то мешает снять шляпу перед обличителем, какие-то воспоминания нахально лезут в голову при высказываниях губернатора по поводу распродажи за бесценок национального достояния. Может быть, они касаются фактов, приведенных еще в 1996 г. газетой "Известия" в статье "Вирус"? Наверное, вот это:
    "В 1993 году он (Е. Наздратенко - В.К.) сменяет губернатора края Кузнецова. На этот высокий пост ему помог взойти ПАКТ - Приморская акционерная компания товаропроизводителей... Создавался ПАКТ очень своеобразно. Его учредили 213 физических лиц. Все они - руководители крупных предприятий и организаций края. Таких, скажем, как Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота (ВБТРФ), акционерное общество "Коммерсант", заводы "Варяг", "Изумруд", "Радиоприбор", владивостокский ГУМ.
    Подчеркну: не коллективы предприятий стали учредителями компании, а только их руководители... В карман 213 физических лиц кладутся дивиденды, заработанные горбом предприятий. И так каждый из 213, как пчелка в улей, несет свой нектар...
    ПАКТ стал главным претендентом в крае на государственную собственность. Без него, без его денег учредители компании не смогли бы выкупить значительную часть акций предприятий. Ограниченный круг лиц концентрировал в своих руках огромную собственность. Тем же, кто не числился среди своих, ПАКТ давал кредиты при условии: половину акций человек оставляет компании. Если вовремя не возвращает ссуду (а сроки устанавливались жесткие), то и вторую половину залога компания забирает себе. Таким путем ПАКТ приобрел у семи предприятий 223,6 тысячи акций. Обошлись они вдвое дешевле, чем если бы их покупали на бирже...
    Как полагают специалисты, ПАКТ оказывал пагубное воздействие на экономику края. Он, как спрут, высасывал из предприятий их прибыль, лишая инвестиций на собственное развитие. При этом свою прибыль компания скрывала от государства...
    Евгений Наздратенко как президент горнорудной компании стал соучредителем ПАКТа, вошел в совет директоров. Его доля в компании как президента фирмы составляла максимальное количество акций - 50. Пусть вас не смущает это на первый взгляд мизерное количество. Каждая акция в ПАКТе - золотая, поскольку фактически обеспечена производственными мощностями и сырьевыми ресурсами края".
    Да простят мне читатели обилие цитат - я хотел показать, какой у нас замечательный губернатор. Образец бескорыстия и честности. Патриот. Государственник. У него вся Россия за спиной. Он не позволит никаким Чубайсам ее растаскивать, а чуть что - сразу выступит с открытым письмом или в "Губернаторском часе", на худой конец - в "Местном времени".
    У нас каждый уже точно знает, что только благодаря Евгению Ивановичу мы пока еще существуем на белом свете. Он - наш отец родной, наш кормилец, в чем нетрудно убедиться, включив телевизор либо почитав верноподданные газеты. Лишь изредка мелькнет крамольная мысль: где тот светофор, который остановит главного патриота (сокращенно - главпата) земли приморской в его многотрудной борьбе с ворогами внешними и внутренними? А то изведет всех под корень - кому тогда отвечать за состояние дел в крае?

    Валерий КУЦЫЙ, "Арсеньевские вести. Приморье"