ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО РФ: СПРАВКА ИЗ ПЕРВЫХ РУК
О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА И МАРИКУЛЬТУРЫ И МЕРАХ ПО ИХ РАЗВИТИЮ
До конца 60-х годов прошлого века рыбохозяйственная структура Российских регионов, его прибрежной части, доступной морскому и иному транспорту, была достаточно развита. Основу прибрежных рыбохозяйственных комплексов составляли кооперативные рыбодобывающие предприятия (колхозы) и государственные рыбоперерабатывающие предприятия (рыбокомбинаты).
Например, на Камчатке на конец 60-х годов работало 153 береговых рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятия, в т.ч. 44 консервных завода. Сегодня таких предприятий не более 20, расположенных в 12 поселках.
Экономическая реформа в СССР (1965 г.) совпала с бурным развитием океанического рыболовства и после известного постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О концентрации и специализации производства» негативно отразилась на прибрежных предприятиях рыбной отрасли. В результате этого была свернута работа сотен предприятий отрасли и закрыты поселки, где они располагались, по всему побережью СССР.
Сегодня очевидно, что это была непродуманная и недальновидная политика в области развития рыбного хозяйства.
Анализ мирового рыболовства показывает, что развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса в других странах никогда не останавливалось, а только переживало кризисные периоды. Преодоление кризисов всегда достигалось с помощью технической и технологической модернизации и господдержки, так как, помимо экономического аспекта, прибрежный рыбохозяйственный сектор нес на себе еще и огромный социальный. Потому что рабочее место одного рыбака автоматически влекло за собой создание еще, как минимум, 10 рабочих мест в сфере переработки сырья, его транспортировки, торговли, а также в судостроении и судоремонте. Обживались и закреплялись прибрежные (пограничные) земли.
В большинстве ведущих рыболовных стран (Япония, Англия, Испания, Норвегия и др.) первичное звено промысел было нерентабельным по большинству объектов, однако глубокая переработка рыбы и все последующие звенья продвижения товара до потребителя имели положительный суммарный социально-экономический эффект, что в свою очередь побуждало государство идти на поддержку прибрежного рыболовства.
Начиная с последней четверти прошлого века, большинство развивающихся стран, осваивающих водные биоресурсы в зонах своих юрисдикций с помощью иностранного флота, в межправительственных соглашениях предусматривали обязательным условием строительство береговых перерабатывающих заводов и обеспечение их сырьем.
Все страны Западной Африки применяют сегодня такой подход к иностранному промыслу. Так появилась перерабатывающая промышленность Намибии, ЮАР, Сенегала и мощная консервная индустрия Марокко.
К примеру, Аргентина, подписав с Японией межправительственное Соглашение на сезон 2002 г., обеспечила поставку 6 % японского улова в своей ИЭЗ на свои перерабатывающие компании юга страны, которая так же слабо заселена, как и побережье Дальнего Востока России.
По данным ВНИЭРХа в 2000 году российская перерабатывающая промышленность была обеспечена отечественными поставками сырья всего на 23 % от имеющегося потенциала мощности, в том числе по выпуску:
| Продукция | тыс.т | % |
| консервы | 200 | 35 |
| копченая продукция | 50 | 13,8 |
| кулинария | 10 | 9,7 |
| мороженые рыботовары | 110 | 35,5 |
| техническая продукция | 40 | 22,1 |
| Итого | 410 | 23,2 |
|
Таким образом, произведенный в ИЭЗ Российской Федерации мороженый полуфабрикат, являющийся основой перерабатывающей промышленности, в 2000 г. был использован следующим образом:
Основные импортеры:
Япония 15,5 %
Норвегия 8,3 %
КНР 15,7 %
ЕС и др. страны 39,5 %
Корея 5 %
В результате российской промышленности досталось около 16% от всего объема произведенного мороженого полуфабриката отечественным флотом в ИЭЗ РФ.
Эти выводы подтверждают и фактические отчеты российских морских рыбных портов за 2000 год, грузооборот которых составил 1314,0 тыс.т по рыбопродукции, из которых около 1 млн т ушло на экспорт.
В 2001 г. общее положение с перевалками рыбопродукции в МРП России не изменилось, несмотря на увеличение грузооборота на 6 % в основном по Владивостокскому и Находкинскому МРП, по остальным портам, в т.ч. Мурманскому, грузооборот по рыбопродукции упал.
Показателен в этом отношении результат японской рыбоперерабатывающей индустрии в 2000 году, которая переработала 4 млн 950 тыс.т (весь японский улов) и 6 млн тонн завезенных по импорту рыботоваров полуфабрикатов, обеспечив душевое потребление (без свежей рыбы и моллюсков) по 45 кг в год на каждого японца.
Отечественное рыболовство, начиная с 60-х годов и по настоящее время, является примером ярко выраженного океанического типа, построенного на экспедиционной организации промысла. Нужно отметить, что этот подход в период избыточных ресурсов и ориентации только на количественные показатели позволил достичь значительных объемов вылова водных биоресурсов.
Однако, как отмечено в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период 20022010 годов, в последнее десятилетие рыбная отрасль страны в результате общего экономического спада значительно сократила вылов водных биологических ресурсов.
Наиболее остро негативные последствия изменений, происходящих в экономике страны, сказались на функционировании прибрежного рыбохозяйственного комплекса, основными ресурсными звеньями которого являются прибрежное рыболовство и марикультура.
По предварительным данным, в 2001 году общий улов рыбы и морепродуктов в России составил 3,67 млн тонн, из них лишь около 15 % приходится на долю прибрежного рыболовства.
Вместе с тем, при общей тенденции снижения уловов рыбы в России, по некоторым субъектам Российской Федерации (Приморский край, Мурманская, Ленинградская, Сахалинская, Ростовская области, Республика Дагестан) в 2001 году в сравнении с 2000 годом наблюдается увеличение объемов прибрежного промысла.
В настоящее время в системе прибрежного рыбохозяйственного комплекса работает более 300 предприятий различной формы собственности, в основном эти предприятия можно отнести к категории малого и среднего бизнеса, деятельность которых должна поддерживаться государством.
Анализ работы хозяйств, входящих в береговой рыбохозяйственный комплекс, свидетельствует о том, что к концу 2001 года предприятия, ведущие прибрежное рыболовство, имеют на вооружении морально и физически устаревший флот. По различным группам судов износ составляет до 60 и более процентов, т.е. большинство судов в течение 5 ближайших лет должны быть выведены из эксплуатации.
В условиях отсутствия целевой поддержки государства и ограниченности собственных денежных средств тенденции ухудшения возрастной структуры флота носят устойчивый характер. На сегодняшний день только в системе рыболовецких колхозов для поддержания добывающих мощностей в период с 2001 по 2015 гг. необходимо построить 118 ед. малотоннажных, 99 ед. среднетоннажных судов, что потребует суммарных капитальных затрат в объеме 1082 млн долларов.
В условиях острых бюджетных ограничений действенным механизмом государственного регулирования процесса обновления флота и поддержания баланса мощностей и ресурсов может стать гарантированное наделение квотами на добычу водных биоресурсов предприятий, обновляющих флот и модернизирующих старые и создающих новые перерабатывающие заводы. Перспективным направлением обновления флота может также стать государственная поддержка лизинга отечественных судов.
Строительство и модернизация флота, проводимые при государственной поддержке, должны сопровождаться обязательным списанием физически и морально устаревших судов.
Определенная государственная поддержка осуществляется при субсидировании части процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, под строительство флота на российских верфях, как сказано выше.
Созданная в 6070 годах мощная береговая рыбообрабатывающая база, работающая в составе единого рыбохозяйственного комплекса, объединяющего добычу, обработку сырья, сбыт продукции, до настоящего времени не может адаптироваться к существующим рыночным условиям.
Одной из важнейших проблем береговых предприятий является низкий уровень использования мощностей, особенно по выпуску копченой продукции и рыбной кулинарии 1012 % (на ряде предприятий он не превышает 12 %).
Использование мощностей консервного производства на берегу не превышает 3040 %.
Мощности по производству мороженой рыбы используются на треть, кормовой муки на 10 %.
Главной причиной, сдерживающей выпуск высоколиквидной продукции на береговых обрабатывающих предприятиях, является необеспеченность их сырьем. При этом береговые обрабатывающие предприятия смогут приступить к модернизации производства, вводу новых современных в техническом и технологическом плане мощностей по глубокой переработке водных биологических ресурсов с получением высококачественной продукции, включая медицинские препараты, биологически активные вещества, пищевые добавки.
В настоящее время отраслевая наука готова обеспечить такие производства техническими, технологическими разработками.
В условиях неуклонного сокращения сырьевых ресурсов морей и океанов необходимо осуществление мероприятий по перемещению центра тяжести от рыболовства к контролируемому выращиванию морских гидробионтов марикультуре, а также ориентация части промысла на низшие уровни трофической цепи (моллюски, водоросли).
Развитие марикультуры в большинстве случаев необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с прибрежным рыболовством. В настоящее время в России традиционными объектами марикультуры являются водоросли (ламинария), моллюски (мидия, гребешок) и трепанг.
Наиболее развито производство моллюсков в Приморском крае. Предприятиями и рыболовецкими колхозами края в 2001 году было выращено 1,6 тыс.тонн моллюсков и 0,4 тыс.тонн водорослей. Что касается товарного выращивания ценных видов рыб в морской воде, то это направление у нас пока развивается очень слабо, хотя научными организациями разработано достаточное количество эффективных биотехнологий выращивания морских видов рыб (камбала калкан, треска, форель и др.) В 2001 году предприятия и рыболовецкие колхозы Мурманской области в прибрежных морских водах Белого и Баренцева морей вырастили 0,6 тыс. тонн товарной рыбы. Организация новых хозяйств марикультуры сдерживается по финансовым причинам. Поиск средств на строительство и содержание объектов марикультуры затруднен ввиду значительного срока окупаемости капитальных вложений.
Таким образом, сложившаяся в отрасли диспропорция между потенциалом крупнотоннажного добывающего флота и кризисным состоянием прибрежных (и береговых) рыбохозяйственных комплексов переработки рыбы, на фоне резко ухудшающейся сырьевой базы ИЭЗ России, требует крупных управленческих решений и государственных протекционистских мер в отношении переноса акцентов на стимулирование развития прибрежных рыбохозяйственных комплексов на базе прибрежного рыболовства и направление усилий крупнотоннажного добывающего флота на изъятие дополнительных водных биоресурсов открытых частей океана и ИЭЗ иностранных государств.
Такой шаг в отрасли необходим, но он не возможен без механизма смены приоритетов в отношении определения «пользователь водных биоресурсов», выстраивания этих приоритетов в интересах национальной экономической политики по отношению к «пользователям» и наделению их водными биоресурсами.
К таким крупным решениям следует отнести:
1. Детерминация определения «пользователь» водных биоресурсов установка и определение критериев, позволяющих четко разграничить хозяйствующих субъектов прибрежного рыбохозяйственного комплекса от хозяйствующих субъектов других направлений рыболовства (морской, дальний океанический).
2. Определение и закрепление на нормативно-правовом уровне таких понятий, как:
прибрежный рыбохозяйственный комплекс;
прибрежное рыболовство;
зона прибрежного рыболовства;
сырьевая база прибрежного рыболовства.
С целью разработки общих принципов развития прибрежного рыболовства в Российской Федерации по заданию Госкомрыболовства России в 2001 году ВНИРО разработал «Концепцию прибрежного рыболовства». Следующим этапом предусматривается разработка отраслевой программы «Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса России на период до 2010 года».
В целях эффективного и ускоренного развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса в ближайшее время необходимо решение следующих задач:
создание нормативно правовой базы, регламентирующей прибрежное рыболовство;
разработка порядка распределения квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, предусматривающего:
а) приоритетное выделение лимитов хозяйствующим субъектам прибрежного рыболовства;
б) гарантированное (на несколько лет) наделение предприятий прибрежного рыбохозяйственного комплекса квотами на вылов водных биологических ресурсов;
в) закрепление за предприятиями рыбопромысловых участков и права на эксплуатацию их биоресурсов на длительный срок (договор концессии до 10 лет);
создание положительного инвестиционного климата для развития прибрежных рыбохозяйственных комплексов;
организация системы региональных рыбных рынков;
обеспечение комплексного изучения сырьевой базы прибрежного рыболовства и организации ее мониторинга;
разработка системы прогнозирования, определения и корректировки объема допустимого улова отдельно по объектам водных биоресурсов прибрежного промысла;
разработка новых эффективных проектов добывающих судов для работы в отечественных прибрежных районах;
развитие предприятий марикультуры.
Деятельность подразделений прибрежного рыбохозяйственного комплекса страны должна отражаться в отчетности, обеспечивающей федеральные и региональные органы исполнительной власти достоверной информацией о результатах работы предприятий всех форм собственности.
В настоящее время отсутствует статистическая отчетность о результатах работы предприятий прибрежного рыбохозяйственного комплекса. Поэтому к справке прилагаются, к сожалению, не полные сведения, полученные от субъектов Российской Федерации.
Госкомрыболовством России принимаются меры, направленные на развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса.
В отраслевом плане научно-технического обеспечения развития рыбного хозяйства России с 2002 года отдельной тематикой предусматривается разработка прогнозов состояния сырьевой базы прибрежного рыболовства, оценка динамики численности, состояние запасов и мониторинг промысловых гидробионтов прибрежных морских вод.
В соответствии с Положением о распределении квот на вылов (добычу) водных биоресурсов, утвержденным приказом Госкомрыболовства России от 1 ноября 2001 года № 344, предложено выделять промышленные квоты для прибрежного рыболовства и специальные квоты для стимулирования развития и поддержки береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
Ю.А. Арсентьев,
начальник Управления водных биоресурсов и организации рыболовства ГКР РФ
Печатается в сокращении
|