К 70-летию УТРФ
НАШ ОБЩИЙ ЮБИЛЕЙ
19 января исполнилось бы 70 лет ордена В.И. Ленина Управлению тралового и рефрижераторного флота (УТРФ) старейшему рыбопромышленному предприятию Камчатки.
Сейчас УТРФ банкрот. Это крупнейшее, мощнейшее предприятие, кузницу квалифицированных кадров фактически уничтожила местная власть во главе с губернатором. Но УТРФ навсегда останется в нашей памяти ведь не одно поколение людей посвятило всю свою жизнь работе здесь, отдало себя без остатка!
19 числа ветераны УТРФ собрались, чтобы отпраздновать этот славный юбилей наш ОБЩИЙ! Ведь история развития УТРФ это история становления и развития рыбной промышленности Камчатки!
Мы от всей души поздравляем всех работников УТРФ с юбилеем! Желаем вам крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья, удачи и успехов во всем!
Мы помним о вас и преклоняемся перед вами! Ваш вклад в развитие рыбной отрасли Камчатки просто огромен! Спасибо вам БОЛЬШОЕ!
Вот несколько славных страниц рыбацкой летописи УТРФ:
1936 г.
19 января. Приказ № 31 по АКО о создании базы активного опытного лова (БАОЛ) в составе Карагинского рыбокомбината.
Временно исполняющим должность начальника БАОЛ с правами замдиректора Карагинского рыбокомбината назначен Петр Мартынович Макштас.
В составе БАОЛ два рыбодобывающих судна сейнеры «Авача» и «Вилюй». В своем первом промысловом рейсе сейнеры взяли 360 тонн олюторской сельди (первые капитаны Косьмин и Якимов, неводчик Евстафияди, матрос Рохлецов). Кроме того, базе были переданы два дрифтера.
В сентябре в состав БАОЛ вошел рыболовный траулер «Дальневосточник» первенец отечественного рыболовного флота на Дальнем Востоке, построенный по заказу СССР в Кенигсберге в 1929 году (мощность главного двигателя 650 л.с., скорость 8 узлов, грузоподъемность 300 тонн). В составе БАОЛ «Дальневосточник» первоначально был использован как плавбаза на нем производили посол сельди в бочках.
1938 г.
5 ноября. База активного опытного лова (БАОЛ) переименована в Управление активного морского рыболовства Морлов. Общий вылов по Морлову 0,3 тысячи тонн.
1940 г.
К концу года флот Морлова состоял из 16 промысловых судов: семь паровых траулеров (650700 л.с.): «Дальневосточник», «Буревестник», «Гага», «Восток», «Лебедь», «Палтус», «Топорок»; четыре сейнера калифорнийского типа (270 л.с.): «Авача», «Вилюй», № 1 и № 2, два дрифтера (150 л.с.): «Стахановец» и «Ударник», три разведчика (150 л.с.): «Нептун», «Сатурн», «Юпитер». Общий вылов 1,9 тысячи тонн рыбы из 88900 тонн, добытых в тот год камчатскими рыбаками.
1941 г.
Общий вылов Морлова 2,2 тысячи тонн рыбы. Вылов трески в тот год составил 41,3 тысячи центнеров.
Начат промысел камбалы в Тихом океане (добыто 7,8 тысячи центнеров).
1944 г.
Вылов промысловым флотом Морлова достигает 6,1 тысячи тонн. Рыболовецкими предприятиями и колхозами добыто 58,3 тысячи центнеров камбалы в Охотском море и 62,1 тысяча центнеров в Тихом океане. Начат промысел камбалы в Беринговом море (добыто 15,1 тысячи центнеров).
1945 г.
Вылов в этом году в Морлове 3,5 тысячи тонн. Достигнут рекордный вылов нерки на восточном побережье Камчатки 7769 тонн. Камчатские рыбаки начали промысел минтая в Охотском море выловлено 19,7 тысячи центнеров.
1948 г.
В Морлове 4 паровых траулера и 12 сейнеров. План на сейнер 68 тысяч центнеров рыбы. Сельдь брали кошельковыми неводами «на фосфор» на светящиеся пятна, показывавшие скопления рыбы. Камбалу ловили только на Явинской банке. Общий вылов составил 5,3 тысячи тонн.
1949 г.
Вылов по Морлову 9,9 тысячи тонн рыбы. Выловлено рекордное для того времени количество минтая в Охотском море 56,4 тысячи центнеров (вылов поднимется до этой цифры только в 1960 году).
1950 г.
Управление активного морского рыболовства переименовано в Управление тралового флота. Вылов по УТФ 7,5 тысячи тонн.
1952 г.
Траловым флотом добыто 14,1 тысячи тонн рыбы. Камбалы по всей Камчатке добыто 147 тысяч центнеров. На Западной Камчатке добыто рекордное количество нерки 8874 тонны.
1955 г.
Добыто тралфлотом 30,2 тысячи тонн рыбы. Резко увеличилась добыча камбалы в Тихом океане 241,7 тысячи центнеров (до этого в 1941 добыто 7,8; в 1942 15,6; в 1943 40; в 1944 62,1 тысяч центнеров
).
1956 г.
Флот начал оснащаться хорошей поисковой аппаратурой и электро-радионавигационными приборами. На судах стали устанавливаться ролы, сететрясные машины и рыбопосольные агрегаты. Добыча рыбы на судно увеличивается до 1218 тысяч центнеров в год. Общий вылов по УТФ достиг 39,1 тысячи тонн (доля трески 132,8 тысячи центнеров).
Экипаж СРТ «Север» (капитан А.А. Кузнецов) добыл 2760 тонн рыбы и установил всесоюзный рекорд для судов этого типа. «Полярник» (капитан П.Е. Алешкин) добыл 2500 тонн и оба капитана стали Героями Социалистического Труда.
1957 г.
2 апреля. Управление тралового флота переименовано в Управление активного морского рыболовства (УМАР). Траловый флот объединен с Управлением транспортного флота («Камчатрыбфлот») и Петропавловск-Камчатским морским рыбным портом. Общий вылов по УМАР 48 тысяч тонн рыбы.
1958 г.
В мае в распоряжение УМАР поступила из новостроя плавучая судоремонтная база «Фреза».
Флотом УМАР добыто 75,1 тысячи тонн рыбы.
Объединенный промысловый флот Камчатки, Сахалина и Приморья добывает 1059,1 тысячи центнеров нагульной охотоморской сельди (Приморье 586,4; Камчатка 397,4; Сахалин 75,3), а также 1048,2 тысяч центнеров западнокамчатской и 196,9 тысяч центнеров беринговоморской камбалы.
1959 г.
В мае в связи с поступлением в УМАР нового рефрижераторного флота Управление морского активного рыболовства переименовано в Управление транспортного и рефрижераторного флота (УТРФ). УТРФ принимает из Японии из новостроя первую сельдяную базу с охлажденными трюмами «Ламут» (3360 л.с.).
Объединенный приморско-камчатско-сахалинский флот добывает 456 тысяч центнеров охотоморской и 498,2 тысячи центнеров олюторской сельди, а также 838,5 тысяч центнеров западнокамчатской и 39 тысяч центнеров беринговоморской камбалы.
В этот год траловый флот добыл 665 тысяч центнеров рыбы.
1960 г.
Траловым и рефрижераторным флотом выловлено и переработано 98,2 тысячи тонн рыбы.
Объединенным дальневосточным флотом добыто 1130 тысяч центнеров олюторской сельди и 650 тысяч центнеров западнокамчатской камбалы.
1961 г.
Начинают поступать средние рыболовные траулеры с охлаждаемыми трюмами и оснащенные морозильными аппаратами.
Из Польши в состав УТРФ прибывает из новостроя плавбаза типа В-62 «Советская Камчатка» (5000 л.с.).
Вылов промыслового флота УТРФ достигает одного миллиона сорока четырех тысяч центнеров рыбы.
Объединенный приморско-камчатско-сахалинский флот добывает в Охотском море 23,9 тысячи центнеров сельди (против 1 059,1 тысячи центнеров в 1959 году) и 1,5 тысячи центнеров беринговоморской камбалы (против 196,9 тысяч центнеров в 1959 году). Добыча олюторской сельди достигла апогея 1 769,3 тысячи центнеров (Камчатка 952,2; Приморье 443,8; Сахалин 373,3). Промысел западнокамчатской камбалы 474,8 тысячи центнеров.
1962 г.
Прибыл первый БМРТ (2000 л.с.) «Браслав», построенный в г. Николаеве. Добыча его в тот год «год «Браслава» составила 60 тысяч центнеров рыбы (всего с 1961 по 1968 год поступает 19 БМРТ).
Поступает из новостроя плавбаза «Чукотка».
Вылов по УТРФ 113,2 тысячи тонн. Улов охотоморской нагульной сельди составил 17 тысяч центнеров (приморцы и сахалинцы не ловили). Улов олюторской 1540,8 тысячи центнеров. Постепенно падают уловы западнокамчатской камбалы 412,4 тысячи центнеров.
1963 г.
Теперь это «год «Хингана» (капитан В.А. Дубовицкий) вылов БМРТ составил 110 тысяч центнеров. Общий вылов по УТРФ 134,5 тысячи тонн.
Вылов олюторской сельди объединенным дальневосточным флотом 1064,6 тысячи центнеров. Промысел западнокамчатской камбалы 232,9. Вылов камбалы на восточном побережье 153,1. Начат промысел охотоморского минтая объединенным флотом Камчатрыбпрома, Приморрыбпрома и Сахалинрыбпрома (соответственно 93,3; 18,8 и 88,1 тысячи центнеров).
1966 г.
Вылов Тралфлота достиг двух миллионов ста шестидесяти одной тысячи центнеров рыбы. Всего рыбаками Камчатки добыто 5 миллионов центнеров рыбы, при этом промысловый флот дал 90 процентов уловов.
1967 г.
Вылов по УТРФ два миллиона пятьсот двадцать две тысячи центнеров.
Апрель. Из состава УТРФ выделился транспортный флот «Камчатрыбфлот» и морской рыбный порт.
Последний год работы объединенного дальневосточного флота на промысле олюторской сельди. Добыто 474,5 тысячи центнеров. И предпоследний на промысле западнокамчатской камбалы 250,2.
1968 г.
Апрель. Из УТРФ выделился флот БМРТ образовано Управление океанического рыболовства «Океанрыбфлот».
Кульминация добычи минтая объединенным флотом в 60-х годах приходится на этот год добыто камчатскими рыбаками 1335,1 тысячи центнеров, приморцами 1371,5; сахалинцами 1564,5; магаданцами 177 и хабаровчанами 323,9. Общий вылов по минтаю Охотского моря составил 4772 тысячи центнеров.
Завершается история подрыва западнокамчатской камбалы объединенной дальневосточной экспедицией добыто 214 тысяч центнеров.
1969 г.
Январь. Из УТРФ выделился судоремонтный завод «Фреза».
Вылов трески достиг 283,7 тысяч центнеров. Вылов олюторской сельди 2,3 тысячи центнеров (в 1962 году 1769,3). Промысел западнокамчатской камбалы 190,9 тысячи центнеров.
1985 г.
Рыбаками Тралфлота накануне 50-летнего юбилея своего предприятия добыто 265,5 тысячи тонн рыбы и морепродуктов.
ТРЕСКОВЫЕ, ТУНЦОВЫЕ, КРАБОВЫЕ
ВОЙНЫ
По мере истощения рыбных запасов, конкуренция между рыболовецкими флотами различных государств обострилась. По данным ООН, ныне более 100 стран вовлечено в конфликты за право добычи рыбы.
В течение последних десятилетий подобные конфликты возникают постоянно, причем периодически поддержку рыбакам оказывают военные. Последним примером такого рода стал конфликт между Россией и Норвегией. Итальянцы перерезали сети греческих рыбаков в Средиземном море. Боевые корабли Китая и Вьетнама обменивались залпами в Южно-Китайском море, бирманский сторожевик потопил таиландский сейнер и т. д. Рыбные конфликты периодически возникали между Европейским Союзом и Марокко, Тайванем и Аргентиной, Россией и Японией и пр.
Чаще всего конфликты возникают между соседними государствами, имеющими выход к морю. Однако практика показывает, что подобные споры легче всего регулируются. Ситуация осложняется в случае, когда лов рыбы осуществляют траулеры, принадлежащие государству, расположенному вдали от зоны лова. На долю шести государств - России, Японии, Испании, Польши, Южной Кореи и Тайваня приходится до 90% всего улова рыбы в отдаленных водах. Наиболее страдают от пришельцев Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Исландия и Новая Зеландия.
Тресковые войны
Конфликт между Исландией и Великобританией продолжался несколько десятилетий. Британские траулеры и сейнеры вели добычу вблизи исландского побережья, а Исландия (изначально Дания, частью которой Исландия была до 1944 года) пыталась их выдавить оттуда.
«Первая Тресковая Война» разразилась в 1893 году, когда правительство Дании объявило, что иностранные рыбаки не имеют права вести промысел в пределах 13 миль (примерно 24 км от побережья Исландии и Фарерских островов). Это было сделано прежде всего с целью остановить британских рыбаков, которые, тем не менее, демонстративно продолжали вести промысел в запретной зоне. Великобритания не приняла данное условие, так как по мнению англичан, это могло стать заразительным примером и для других стран Северного моря, что могло нанести серьезный удар по рыболовной индустрии Англии. Датские военные корабли арестовывали нарушителей и продавали их корабли и грузы с молотка. В 1899 году кризис достиг пика, когда датские боевые корабли остановили британский траулер Caspian. Капитан траулера согласился перейти на борт датского сторожевика, однако приказал своему помощнику принять командование и скрыться. Пытаясь остановить траулер, датчане обстреляли его и нанесли ему повреждения, однако нарушитель ускользнул. Капитан Caspian предстал перед датским судом и был приговорен к 30-ти суткам тюремного заключения за нелегальную ловлю рыбы и попытку воспрепятствовать правосудию. Поврежденное судно вернулось в Англию, после чего британская печать начала кампанию в защиту рыбаков, призывая военно-морской флот защитить их от распоясавшихся датчан. Дипломатические методы разрешения конфликтов долго не давали результата, в результате британские рыбаки были вынуждены на время прекратить промысел в этой части Атлантики. Проблема разрешилась сама собой после начала Первой Мировой войны.
«Вторая Тресковая Война» произошла в 1958 году, когда Исландия расширила свою зону юрисдикции над морскими территориями с 4 миль до 12-ти (примерно 19 км) от своего побережья. Великобритания была не в состоянии предотвратить действия Исландии и в 1961 году заключила с Исландией двусторонний договор, признававший это решение (аналогичное соглашение Исландия заключила и с ФРГ).
В 1972 году началась «Третья Тресковая Война» Исландия неожиданно для всех увеличила свою зону юрисдикции над морскими территориями уже до 50 миль (примерно 80 км). Великобритания и Германия выступили с протестами и обратились в Международный Суд. Суд признал, что прибрежные государства не могут проводить океанские границы исходя лишь из своего национального законодательства. Впрочем, Исландия добилась того, что британцы были вынуждены соблюдать определенные квоты вылова. Для этого был заключен двусторонний договор.
Немедленно после истечения срока действия этого договора началась «Четвертая Тресковая Война», которая протекала с 1975 по 1976 годы. В этот период времени две страны участницы блока НАТО\NATO, фактически находились на грани войны. Исландия объявила зоной своей юрисдикции морское пространство, прилегающее к ее берегам на 200 миль (примерно 320 км). Конфликт начался с того, что работники службы береговой охраны Исландии перерезали рыболовные сети британских траулеров. После ряда других столкновений между исландскими и британскими кораблями и траулерами дело приняло неожиданный оборот, когда Исландия пригрозила закрыть важную военную базу НАТО, расположенную в городе Кефлавик. В итоге Великобритания согласилась удерживать своих рыбаков вне зоны в 200 миль от исландского берега и сократить количество вылавливаемой ими рыбы. В результате этого около 1,5 тыс. английских рыбаков и 7,5 тыс. работников пищевых предприятий Великобритании остались без работы. Фактически Великобритания проиграла все четыре «тресковые войны».
Тунцовые войны
Этот конфликт начался после того, как Япония объявила о том, что начинает рыбную ловлю в научных целях вблизи западного побережья Австралии. Японские траулеры в основном добывали тунца и, по утверждению Австралии и Новой Зеландии, объемы лова были весьма далеки от «научных». Австралия и Новая Зеландия пытаются остановить Японию, в том числе и применяя силу в отношении японских сейнеров.
Другая война за тунец проходила в Бискайском заливе, где промысел вели испанские и французские рыбаки. При этом испанцы норовили ловить рыбу во французских водах, а французы в испанских. В некоторых случаях военные флоты обеих стран оказывали поддержку «своим» рыбакам.
Крабовая война
Идет с 1980-х годов между Южной и Северной Кореей, которые добывают в Желтом море деликатесные виды крабов. Обе страны не могут договориться о зонах, где возможно вести добычу рыбы и рыбопродуктов. В результате, северокорейские суда заходят в южнокорейскую экономическую зону, а южнокорейские в северокорейскую. Периодически в конфликт вступают боевые корабли обоих государств. Ежегодно в результате применения оружия сторожевиками Южной и Северной Кореи погибают и получают ранения десятки рыбаков.
Кальмаровая война
Между Великобританией и Аргентиной идет спор за рыболовецкие зоны вокруг Фолклендских (или Мальвинских) островов. Великобритания начала колонизацию Фолклендских островов в 1833 году, сразу после того, как оттуда были изгнаны аргентинские поселенцы. В 1982 году Аргентина попыталась военным путем установить свой суверенитет над Фолклендами, но потерпела поражение. В 1990 году обе страны восстановили дипломатические отношения, однако фолклендский вопрос продолжает оставаться причиной трений. В 1994 году Великобритания расширила свою экономическую зону вокруг Фолклендов до 850-ти миль (примерно 1,4 тыс. км), объясняя это необходимостью защиты популяции кальмаров от хищнического лова. В ответ Аргентина внесла поправки в свою конституцию, которая продекларировала право Аргентины вести добычу рыбы в районе Фолклендов. Военные корабли обоих государств демонстративно присутствуют в спорной зоне, охраняя траулеры. Конфликт приобретает особое значение с ростом цен на кальмаров и истощением традиционных районов лова головоногих в Северной Атлантике.
Washington ProFile
«Известия науки»
Окончание в следующем номере
АКУЛА НИКОЛЬ ДВАЖДЫ ПЕРЕПЛЫЛА ОКЕАН
Это первый зафиксированный случай, когда одна рыба переплыла целый океан, да ещё и преодолела его второй раз в обратном направлении.
Самку Большой белой акулы, по имени Николь, учёные поймали у берега Южной Африки в ноябре 2003 года и снабдили ее радиопередатчиком. Он не только подавал сигналы, но и записывал в память свои координаты, глубину погружения, температуру воды, время и другие параметры.
После этого акулу отпустили. Однако всего через 99 дней сигнал передатчика поймали у западного берега Австралии. Машинка исправно передала все данные о необычном путешествии акулы.
А через шесть месяцев после того, как эту акулу «слышали» в австралийских прибрежных водах, учёные встретились с ней вновь у Южной Африки. Почти в том же месте, где она начинала свой вояж.
Ученые не сомневаются, что это та же самая акула они зафиксировали не только маяк, но и увидели свои «отметки» на ее плавнике.
Таким образом, Николь преодолела расстояние примерно в 11 тысяч километров дважды, примерно за три месяца и за полгода соответственно. В сумме: 22 тысячи километров за 9 месяцев. Это очень быстро для такого длинного марафона. По меркам любых плавающих животных рекорд.
Наиболее вероятная причина путешествия жажда размножения. И хотя Николь очень молода, ученые отмечают, что она могла разведывать маршрут на будущее.
Возможно, что эта акула родилась в Австралии и, таким образом, проведывала «дом». А может быть, инстинкт толкал ее к другой популяции, так как такое скрещивание повышает генетическое разнообразие вида в целом.
Прибор показал, что путь Николь через океан был довольно прямым, что предполагает хорошие навигационные способности.
Большинство морских видов, совершающих большие вояжи, пользуется как навигационными подсказками рельефом дна, а также следует течениям. Николь, судя по записям прибора, не делала ни того, ни другого. 61% времени она проводила в нескольких метрах от поверхности воды, чего ранее за Большими белыми особо не замечали.
Исследователи предполагают, что акула пользовалась для навигации Солнцем или Луной, так как у Больших белых акул хорошее зрение.
Подвиг Николь подтверждает подозреваемую ранее связь между двумя из самых важных поселений Больших белых акул. И указывает заодно, что этот вид куда более уязвим для открытого океанского коммерческого лова, чем полагали ранее.
Membrana
|