ЗАПРЕТНАЯ FISH-КА
России грозит безрыбье. И на раков надеяться не стоит
Карпаччо из лосося, тар-тар из семги
Да что там, простой бутерброд с красной рыбой может снова оказаться для россиян деликатесом: вероятно, что с 1 октября этого года ввоз в Россию рыбы и морепродуктов из Норвегии основного импортера такой продукции будет фактически остановлен. Пока у норвежских и российских чиновников есть время, чтобы это предотвратить. Но если договориться им не удастся, дефицит рыбы и рост цен на нее нам обеспечен.
НОРВЕЖСКИЙ ВОПРОС
В начале сентября Россельхознадзор известил Норвегию, что с 1 октября вступают в силу новые правила импорта норвежской рыбы в Россию. Они касаются сертификации продукции и запрещают ввоз рыбы с рыбоперерабатывающих предприятий или рыбных ферм, не аттестованных российскими инспекторами. «Мы были проинформированы российскими ветеринарными службами, что с 1 октября они будут применять новый контрольный режим ко всей рыбе, импортируемой в Россию из Норвегии», подтвердил «BusinessWeek Россия» зам. гендиректора департамента сельского хозяйства, морепродуктов и рынков Министерства рыболовства и прибрежных территорий Норвегии Даг Эрлинг-Стай.
Пожалуй, та часть, которая касается аттестации ферм россиянами, страшит норвежцев больше всего. Это уже не первая попытка российских чиновников проинспектировать норвежские фабрики. После того как в ноябре прошлого года Россельхоззнадзор обнаружил в норвежском лососе превышение предельно допустимых концентраций солей тяжелых металлов, подобное распоряжение было выпущено в отношении ферм, поставляющих на рынок охлажденную рыбу. Уже с 1 января 2006 года импортировать в Россию охлажденную рыбу из Норвегии разрешалось только с тех фабрик, которые были аттестованы российскими же специалистами по ветеринарному и фитосанитарному надзору. «Тогда, в январе, мы попросили провести сертификацию 40 современных ферм по выращиванию рыбы на юге страны, рассказывает Даг Эрлинг-Стай. За 9 месяцев этого года были аттестованы всего две. Учитывая, сколько времени осталось до 1 октября, нет никакой вероятности того, что все фермы будут проинспектированы россиянами».
Правда, на минувшей неделе стало известно об аттестации еще шести рыбных хозяйств. Теперь их общее число увеличилось до восьми, но и это лишь малая часть фабрик, поставляющих рыбу в Россию.
«Новые меры сильно ограничат и ослабят наш экспорт в Россию и также ослабят российскую экономику, потому что норвежские морепродукты составляют 75 % норвежского экспорта в Россию, объясняет «BusinessWeek Россия» министр рыболовства и прибрежных территорий Норвегии Хельга Педерсен. Так что это очень серьезно». Это действительно серьезно, ведь речь идет примерно о полумиллиарде долларов: объем норвежского рыбного импорта в Россию в 2005 году оценивался в $581 млн.
«Мы не знаем ни об одном случае, когда у российской стороны возникали бы претензии к замороженной рыбе из Норвегии, дополняет босса Даг Эрлинг-Стай. Мы не совсем понимаем оправдание для драконовских мер такого рода, поскольку это затронет весь норвежский экспорт рыбы, свежей и замороженной».
ЗАПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ
Но беспокоиться о прекращении экспорта должны не только норвежцы: проблема в том, что норвежскую рыбу не так-то просто заменить.
«Секрет популярности норвежской рыбы в том, что ее очень удобно завозить. Она уже на шестой день у потребителя.
Больше ниоткуда невозможно так быстро привезти охлажденную рыбу, говорит руководитель отдела деликатесной рыбы «Русской рыбной компании» Лариса Васильева. Красную рыбу из Норвегии можно частично заменить датской. Но, скажем, спрос на форель на нашем рынке гораздо больше, чем можно удовлетворить датской рыбой. Может быть, небольшое количество будем возить из Шотландии. Но и сама шотландская рыба, и логистика очень сложные и дорогие. Будем возить больше замороженного лосося из Чили. Однако и Чили нас лососем не закидает, как бы ни старалась».
«Датская, шотландская или чилийская рыба по качеству немного уступает норвежской, говорит коммерческий директор по закупкам компании «Скай-Ф» Владимир Зубков. Хотя, если Норвегия будет закрыта, и в этих странах цена будет расти, и активно».
Большинство участников рынка уверены, что цены вырастут и на внутреннем рынке. Правда, так считают не все. «Если импорт норвежской рыбы будет закрыт, наверное, в некий локальный момент цены уйдут вверх. Но рынок всегда имеет предел цены, и далеко они не уйдут, рассуждает Дмитрий Суманов из компании «Гольфстрим». Насколько это будет критично для рынка вопрос. Может, кто-то из импортеров уйдет из бизнеса. Большие устоят однозначно, как-то переключатся, перераспределятся. К тому же Норвегия наверняка будет бороться за свои права. Если же норвежский рынок все-таки будет закрыт, переключимся на другие сорта рыб, другие страны. По сути, например, вся атлантическая скумбрия ловится практически в одном месте в Баренцевом море, только под разными флагами. Для паники нет оснований».
Оптимизму Суманова можно только позавидовать: после январского запрета импорта охлажденного лосося рынок так и не смог полностью оправиться. Цены на некоторые виды рыбы выросли, по разным оценкам, на 100 %. Это, впрочем, можно списать на тенденции мирового рынка: из-за нехватки сырья цены выросли в этом году во всем мире. Но вот ассортимент на полках магазинов в полной мере восстановить так и не удалось.
«Проблемы с нехваткой рыбы «Перекресток» испытывает в той же мере, как и другие сети, и решает заменой, покупая схожую рыбу из других стран, рассказали «BusinessWeek Россия» в Pyaterochka Holding N.V. Хотя на текущий момент полной замены свежей норвежской рыбы не может предложить ни один российский поставщик или производитель».
Генеральный директор компании «Рамэнка» (управляет сетью магазинов «Рамстор») Орчун Онат тоже говорит о сокращении ассортимента и росте цен как на свежую семгу, так и на пресервы из нее. А в METRO Cash&Carry «BusinessWeek Россия» заявили, что резкое подорожание семги и форели привело к падению спроса на эту продукцию.
НЕ ВЕЗЕТ ТАК НЕ ВЕЗЕТ
Торговцам норвежской рыбой, как и импортерам, в этом году откровенно не везет. После январского запрета первые партии охлажденного лосося стали поступать в Россию только в апреле. Но уже осенью последовали новые меры: с 4 сентября из всех таможенных пропускных пунктов для автотранспорта на ввоз российского транспорта работают только три: в Калининградской, Псковской и Ленинградской областях. Кроме того, все партии животноводческой продукции, поступающие из Норвегии, Исландии и с Фарерских островов транзитом через страны ЕС должны сопровождаться так называемыми общими ветеринарными документами ввоза (ОВДВ).
Загвоздка в том, что в Европе нет ни одного органа, уполномоченного выписывать такие документы на норвежскую продукцию: Норвегия хоть и не входит в ЕС, зато является членом общего рынка, а значит, ЕС не должно сертифицировать норвежскую продукцию. Получается замкнутый круг: без ОВДВ в РФ нельзя, но и достать его нельзя тоже.
«Это мера, которая действительно может помочь бороться с поддельными сертификатами, говорит участник рынка, пожелавший остаться анонимным. Но не учли некоторых нюансов, и пока она привела только к тому, что ветеринары на границе заработали больше денег. Лично себе в карман».
Впрочем, Россельхознадзор тоже можно понять: после январского запрета страну действительно наводнила нелегально ввезенная рыба. «Некоторые компании покупали норвежскую рыбу, потом в Эстонии переделывали сертификаты, будто бы рыба исландская или фарерская, и завозили в Россию, рассказывает тот же участник рынка. Мне известно, что норвежцы не хотели продавать в Россию, зная о запрете: лишние проблемы были им не нужны. Но их обманывали, говорили, что рыба идет на Украину, в Эстонию, в Латвию куда угодно. Доля таких поставок превысила половину от всего объема».
Эту версию косвенно подтверждает и советник по рыболовству посольства Норвегии в Москве Фрод Нильсен: «Россельхознадзор утверждает, что они обнаружили поддельные сертификаты. Норвежская сторона очень хочет решить эту проблему. Мы не знаем, где происходит эта подделка. И это вопрос, который надо прояснить».
В создавшейся ситуации единственный легальный путь норвежской рыбы в Россию по морю. А это значит, что компаниям-импортерам уже сейчас приходится сильно менять свои логистические маршруты, что, безусловно, повысит конечную цену продукции.
НЕ В РЫБЕ ДЕЛО
Норвегия поставщик рыбной продукции, известный не только на российском, но и на мировом рынке. Но ни в одной стране таких претензий, как в России, к норвежской рыбе не предъявляют. Напрашивается версия, что причина гонений вовсе не в рыбе.
Уже более 30 лет Россия и Норвегия согласовывают свои границы в акватории Баренцева моря. Согласно конвенции, подписанной в 1974 году, границу определяют по принципу средней линии: берут крайние точки на границах Норвегии и России, между ними проводят линию, к ней восстанавливают перпендикуляр и по этому перпендикуляру делят акваторию. Ни Россия, ни Норвегия с таким подходом не согласны, у каждой из стран есть своя версия госграницы. В результате недопонимания в море образовалась так называемая «серая зона» ромбовидный участок акватории, провести границу по которому стороны не могут уже несколько десятков лет. Ситуация осложняется тем, что есть основания считать: «серая зона» богата запасами природного газа.
Другой камень преткновения распределение рыболовных квот. В соответствии с соглашением 1976 года Россия и Норвегия совместно эксплуатируют биоресурсы всей акватории Баренцева моря. Каждый год проводится исследование запасов рыбы, затем подлежащий изъятию запас делится на две квоты: для Норвегии и России. Свою часть квоты можно вылавливать в какой угодно части акватории. Это соглашение выгодно россиянам, так как разрешает ловить рыбу и в норвежских приграничных водах, в то время как у российских берегов традиционно ловится только мелкая рыбешка.
Еще один спорный вопрос использование шельфа Шпицбергена. По этой проблеме стороны тоже спорят не один десяток лет.
Российские официальные лица, как водится, отрицают, что норвежский рыбный импорт и спорная ситуация по Баренцеву морю как-то связаны.
«Что касается увязывания этого вопроса (требований Россельхознадзора. «BusinessWeek Россия».) с проблемами, которые у нас возникают с Норвегией по территориальному вопросу, по вопросу о якобы имеющемся перелове российскими судами в Баренцевом море, по вопросам о контроле за рыболовством, то это совершенно другие проблемы, и они не взаимосвязаны! горячится глава департамента по рыболовству Мурманской области Вячеслав Зиланов. Те вопросы, которые у нас есть с норвежцами в области рыболовства, мы рассматриваем в рамках российско-норвежской комиссии по рыболовству. Нечего, как у нас правильно говорит президент, путать котлеты с мухами!» «Я не думаю, что эти запреты связаны с политической ситуацией, и не очень понимаю, чем вообще они вызваны, сказал «BusinessWeek Россия» Юлий Квицинский, зампредседателя комиссии Госдумы по международным делам, в 19972003 годах посол России в Норвегии. И я не знаю, что там наши думают, когда держат норвежскую рыбу. Она же по всему миру продается, а наши открыли тяжелые металлы. Может, они и есть, но они есть и в шотландском лососе, и в канадском».
Правда, ни один из опрошенных «BusinessWeek Россия» участников рынка аргументации чиновников не верит все твердят о политической подоплеке.
В пользу политической версии говорит и тот факт, что в ответ на действия российских властей по отношению к норвежской рыбе норвежцы арестовывали российские рыболовецкие суда.
Так, об обнаружении в норвежском лососе солей тяжелых металлов было объявлено вскоре после громкой истории с российским траулером «Электрон», капитан которого якобы незаконно удерживал на борту двух норвежских инспекторов. Вскоре после изменения порядка импорта норвежской рыбы стало известно о задержании 17 сентября в Баренцевом море российского судна «Персей-3». Его, впрочем, отпустили через пару дней, а само задержание российская сторона оценила как акт недружелюбия со стороны норвежцев. Но уже 21 сентября был задержан еще один корабль: транспортное судно «Капитан Пряха» было загружено 800 тоннами сельди.
Что характерно: в этот день в Москве проходила очередная встреча между российскими и норвежскими рыбными чиновниками. «Это была очень позитивная встреча с российскими ветеринарными службами. У нас было очень позитивное обсуждение, и мы продолжим эту совместную работу, чтобы нормализовать торговые отношения между Норвегией и Россией в сфере рыболовства», сказал «BusinessWeek Россия» Фрод Нильсен из норвежского посольства в Москве.
Пока неизвестно, насколько затянутся «позитивное обсуждение» и «совместная работа». Если надолго (а шансы на это, кажется, очень высоки), то любителям хорошей рыбы придется раскошелиться, чтобы не отказать себе в любимом лакомстве.
«BusinessWeek Россия»
«О НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЯХ И МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ ВОСТОКА РОССИИ»
Рекомендации круглого стола, проведенного Комитетом по природным ресурсам и природопользованию в рамках Дальневосточного международного экономического форума.
Рыбохозяйственный комплекс Дальнего Востока продолжает оставаться ведущим в рыбной отрасли Российской Федерации. Вылов рыбы и выпуск рыбопродукции превышает 70% от общероссийских объемов. Более 150 тысяч человек занято в промышленном производстве отрасли, 2/3 списочного состава добывающего флота эксплуатируется в Дальневосточном бассейне.
В течение последних трех лет Государственной Думой и Правительством Российской Федерации приняты ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственного управления и использования водных биоресурсов. В настоящее время деятельность рыбохозяйственного комплекса регламентируется Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом «О животном мире», Федеральным законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ. Таким образом, «правовой вакуум», сложившийся в отрасли в условиях рыночной экономики, значительно сокращен. Однако следует отметить, что действующее законодательство в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов не в полной мере регулирует вопросы, возникающие при осуществлении рыболовства. Большое количество проблем, сдерживающих развитие рыбохозяйственного комплекса, остается нерешенным или решается крайне медленно.
Одной из проблем является обеспечение рыбоперерабатывающих предприятий сырьем и создание условий для их стабильной и эффективной работы.
Немаловажное значение имеет и регулирование оборота рыбной продукции, ее экспорта с территории Российской Федерации, а также обеспечение конкурентоспособности российских рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в условиях интеграции России в мировую экономику.
Сохранение на высоком уровне в последние годы незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов требует принятия серьезных мер по совершенствованию охраны водных биологических ресурсов, в том числе с применением экономических методов.
Размеры ставок сбора за пользование некоторыми видами водных биологических ресурсов не обеспечивают рентабельности их вылова, что приводит к неполному их освоению, и, как следствие, снижению поступлений средств в бюджеты всех уровней.
Определение общих допустимых уловов для почти всех видов водных биоресурсов осложняет распределение квот добычи (вылова) водных биоресурсов и приводит к задержке открытия промысла.
Таможенный и налоговый режимы, применяемые к заходящим в рыбные порты судам, не способствуют увеличению доставляемой в российские порты рыбной продукции.
Отсутствие государственной поддержки рыбодобывающих предприятий в виде субсидий на приобретение горюче-смазочных материалов делает промысел некоторых видов водных биологических ресурсов нерентабельным, а российские предприятия неконкурентоспособными.
Несовершенство законодательства препятствует созданию на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации территорий традиционного природопользования. В законодательстве о коренных малочисленных народах четко не определено понятие традиционного природопользования, что дает возможность выделять для представителей коренных малочисленных народов квоты на добычу (вылов) в объемах, обеспечивающих только их пропитание.
В последние годы в мире все большее развитие получает аквакультура. Многочисленные водные объекты Востока Сибири могут послужить основой для развития аквакультуры, что будет способствовать обеспечению населения ценной белковой продукцией.
Участники «круглого стола» предлагают консолидировать усилия всех заинтересованных государственных и общественных структур, рыбного бизнеса Востока России по выработке единой политики в области рыболовства с целью рационального использования водных биологических ресурсов и их сохранения, а также обеспечения населения ценными продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Участники круглого стола рекомендуют:
I. Правительству Российской Федерации и Федеральному Cобранию Российской Федерации:
1. Подготовить и внести изменения:
1.1. в Федеральный закон от 20 октября 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»:
об уточнении понятия «прибрежное рыболовство»;
о полномочиях субъектов Российской Федерации в части регулирования отношений, возникающих при осуществлении прибрежного рыболовства и предоставлении в пользование рыбопромысловых участков;
о нормах, направленных на обеспечение привлекательности доставки уловов на российский берег;
об определении общих допустимых уловов для ряда видов водных биоресурсов;
о порядке вылова водных биоресурсов, для которых не будут устанавливаться общие допустимые уловы, в том числе дальневосточных лососевых видов рыб;
о государственном контроле и надзоре в области рыболовства, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусматривающем эффективные методы контроля, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих этот контроль, а также права и обязанности пользователей водными биоресурсами в части охраны водных биоресурсов и среды их обитания.
1.2. В Федеральный закон № 118-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II)»:
о возврате или зачете сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов);
о введении нулевой ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, поставка на переработку сырья или продукции из которых осуществляется на российские береговые рыбоперерабатывающие предприятия.
1.3. В Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части усиления мер ответственности за незаконный промысел, адекватно ущербу, причиненному водным биологическим ресурсам.
2. Подготовить проект федерального закона «Об аквакультуре».
3. Ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о специальном техническом регламенте «Рыба, нерыбные объекты промысла и продукты. Производство и обращение».
4. При подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 304110-4 «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», принятого Государственной Думой 4 октября 2006 года внести в него поправки, предусматривающие формирование рыбопромыслового участка с учетом положений, обеспечивающих его наиболее эффективную эксплуатацию с учетом сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
II. Правительству Российской Федерации:
2.1. В целях усиления борьбы с возрастающим браконьерским промыслом усилить государственный контроль за использованием водных биоресурсов, для чего принять Постановления Правительства Российской Федерации «О вывозе уловов и продуктов переработки водных биологических ресурсов из исключительной экономической зоны и с континентального шельфа Российской Федерации», предусматривающее обязательное таможенное декларирование всей продукции в морских рыбных портах.
2.2. Ускорить выполнение следующих поручений Морской коллегии при Правительстве РФ:
о разработке концепции федеральной целевой программы строительства и модернизации флота рыбопромышленного комплекса России;
о реализации приказа Министерства сельского хозяйства РФ о сроках эксплуатации рыбопромысловых судов, предусматривающего введение ограничений на эксплуатацию физически изношенного, морально устаревшего и неэффективного рыбопромыслового флота.
3. C целью повышения конкурентоспособности российской рыбной продукции, недопущения падения общих объемов вылова водных биологических ресурсов разработать механизм дотирования части затрат судовладельцам на приобретение горюче-смазочных материалов с учетом, как обязательного условия получения соответствующих дотаций, доставку уловов на территорию Российской Федерации.
4. Подготовить и утвердить Положение о порядке пересечения государственной границы Российской Федерации при осуществлении прибрежного рыболовства.
5. Включить в национальный приоритетный проект «Развитие агропромышленного комплекса» дополнительного направления «Развитие рыбоводства и аквакультуры в Российской Федерации».
Председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Н.В. Комарова
www.duma.gov.ru/cnature
|