 |
 |
ПРОФСОЮЗ РЫБАКОВ ПРОДОЛЖИТ БОРЬБУ 24 января прошла акция камчатского обкома рыбаков, выступившего против политики областной администрации в рыбной отрасли |
В ЧЬИХ РУКАХ ЗДОРОВЬЕ РЫБАКОВ? в 2005 году на рыбацких судах 9 человек умерло от сердечно-сосудистых заболеваний, 4 человека исчезли, двое покончили жизнь самоубийством, 1 человек умер от приступа астмы |
ТАЙНОЕ ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ Николай НИКИТЕНКО бывший президент обанкротившейся Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота, ныне живущий и работающий в США, обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека |
|
|
|
В чьих руках здоровье рыбаков?
Начало нового года время подведения итогов года прошедшего. К сожалению, отчеты инспекции труда выглядят не очень оптимистично. Как рассказал Станислав МЫШАК, начальник отдела транспорта и рыбной промышленности Государственной инспекции труда в Приморском крае, в 2005 году на рыбацких судах 9 человек умерло от сердечно-сосудистых заболеваний, 4 человека исчезли, двое покончили жизнь самоубийством, 1 человек умер от приступа астмы.
И здесь нельзя найти какую-то одну причину. Здесь целый круг проблем, которые надо решать в комплексе.
Медкомиссия не просто формальность, а защита от смертельных заболеваний.
По правилам, весь плавсостав должен проходить медицинскую комиссию. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходят с рыбаками из-за хронических заболеваний. Рыбаки нередко просто покупают разрешающие медицинские документы, чтобы не проходить медкомиссию по всем правилам. Известно, что ими торгуют некие темные личности прямо рядом с поликлиникой. Люди стремятся попасть в море, чтобы заработать деньги. А для этого нужно иметь крепкое здоровье, которым, увы, далеко не все рыбаки обладают. Вот и покупают медкомиссию, скрывая свои болезни. Так на суда попадают больные и даже инвалиды. От этого и такая смертность на судах. Страдают от этого и судовладельцы, которым приходится брать на себя лишние хлопоты с доставкой тела и оплатой похорон, и семья погибшего. Семьи страдают вдвойне во-первых, теряют близкого человека и, во-вторых, кормильца. Возмещение вреда семье погибшего выплачивается только, если несчастный случай связан с производством. Несчастные случаи, произошедшие в результате заболевания, алкогольного отравления или при совершении преступления, признаются как не связанные с производством.
Возместить ущерб, если обнаруживается какое-либо заболевание, очень трудно. Вот пример. 5 ноября 2002 года старший помощник плавбазы заступил на вахту в 00 часов. Вахтенный матрос пошел за водой. Отсутствовал он всего 10 минут, а когда вернулся, обнаружил, что старпом лежит на палубе. Судовой врач констатировал смерть от инфаркта миокарда (это потом подтвердил и судмедэксперт). Случай признали не связанным с производством, но родственники все же пытались через суд доказать обратное. Все-таки человек умер на рабочем месте, на мостике. Работа старшего помощника капитана очень тяжелая кроме того, что он несет вахты, в том числе и ночью (с 00 до 04 часов самое напряженное время), он еще и отвечает за все судовое хозяйство на нем и бытовка, и камбуз, и жилье. Постоянно происходят стрессовые ситуации, даже ругаться приходиться. Для отдыха остается совсем мало времени. Когда подняли судовые журналы, выяснилось, что старший помощник много раз стоял ночную вахту один, то есть делал двойную работу. Судмедэкспертизой также было отмечено, что сердечному приступу способствовало употребление большого количества кофе и сигарет, от чего произошла закупорка сосудов. Но ночное дежурство без кофе отстоять трудно, можно заснуть. В общем, родственники всеми силами пытались доказать в суде, что случай связан с условиями труда. Дело длилось три года, но в итоге семья ничего не получила.
В данной ситуации, конечно, сказалось несовершенство нашего законодательства, которое не учитывает таких факторов производства, как напряженность труда, его особые условия, излучение, которые сильно влияют на здоровье. С другой же стороны, человек должен сам более ответственно относиться к своему здоровью. В данном случае моряк также проходил медкомиссию, однако, видимо, обследование было не очень тщательным, иначе неполадки с сердцем были бы обнаружены гораздо раньше.
Вот еще случай, который произошел в феврале 2005 года. Матрос первого класса был обнаружен в каюте без признаков жизни. Остановилось сердце. Сердечно-сосудистые заболевания вообще стоят на первом месте среди причин смерти рыбаков. Случай опять не связан с производством, соответственно, никакого возмещения вреда, положенного при потере кормильца, семья погибшего не получила.
Кстати, в фонде социального страхования, который и занимается возмещением ущерба при несчастных случаях, проверяют прохождение медкомиссии очень тщательно. Сверяют все печати, бланки, смотрят, когда и кем выдан документ. Если обнаруживается, что медицинская комиссия поддельная, то в соцстрахе отказываются выплачивать деньги. Так что рыбаки должны понимать, что, покупая медкомиссию, они рискуют не только своей жизнью.
Рыбак профессия не для слабонервных
На втором месте по причинам смертности среди рыбаков стоят психические расстройства. Люди просто исчезают, выбрасываются за борт, иногда есть свидетели, но чаще никто этого не видит. Почему так часто люди срываются? По мнению Станислава Николаевича, причина кроется в плохой подготовке рыбаков. Даже в некоторых колледжах, где готовят специалистов по рядовым морским специальностям (мотористы, матросы), есть и штатные наборы, и ускоренные курсы. Однако свидетельство об окончании ускоренных курсов еще не означает, что человек готов идти работать в море. Многие себя переоценивают, думают, что работать в море легко. Те, кто обучается в морских колледжах, как полагается, проходит практику и успевает познать, что такое море. Те же, кто попадает на судно без соответствующей адаптации, просто желая заработать денег, оказываются неподготовленными к различным возникающим в море ситуациям.
К сожалению, рыбацкий флот не обновляется. Условия работы и проживания в море очень тяжелые, к ним трудно приспособиться. Как таковой психологической помощи новичкам никто не оказывает. Все зависит от командного состава и его отношения к подчиненным. Когда-то были первые помощники капитана, которые занимались воспитательной работой. Сейчас их нет, и целенаправленно воспитанием молодежи никто не занимается. А у неподготовленных людей психика в море ломается сильно, оттого такое большое количество самоубийств. Перед тем как выйти в море, молодым людям нужно хорошо подумать, справятся ли они с теми испытаниями, которые готовит им рыбацкая работа.
Квалифицированное медобслуживание бережет деньги судовладельцев
Другая причина несчастных случаев на судах это безразличное отношение судовладельцев к своим работникам. Как говорит Станислав Мышак, «некоторые работодатели относятся к рыбакам как к рабсиле, не как к рабочей, а именно рабсиле. Из рыбаков выжимают все, чтобы заработать побольше и, собственно, с их здоровьем никто не считается».
В советское время, когда все суда принадлежали государству, медицинское обслуживание и в море, и на берегу обеспечивалось всем рыбакам. Теперь же практически все суда находятся в частных руках. Судовладелец сам определяет общее снабжение судна и продовольствием, и другими запасами, в том числе медикаментами. Хотя на этот счет существуют государственные законы и стандарты, некоторые компании знают способы их обходить.
Не все судовладельцы понимают, что жизнь и здоровье человека это самое главное, и что от условий труда и отдыха экипажа зависит вылов рыбы и выручка компании в целом. Как правило, если судно хорошо обеспечено медикаментами и есть квалифицированный врач, то обращений в порты не бывает. Судно не срывает так называемый промысловый график. Это очень важно, потому что время, которое судно проводит в море, стоит больших денег.
В целях экономии некоторые судовладельцы не берут врача в рейс. Должен ли присутствовать врач на судне, уходящем в море, устанавливают «Санитарные правила для морских судов СССР» и «Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР». Однако эти правила были написаны еще при Советской власти, а с тех пор в стране многое изменилось.
Раньше, до 90-х годов прошлого века, медицинское обеспечение судов было строго под контролем государства. Судовые отделы при больницах предоставляли медперсонал на все корабли. Теперь такой организации нет. Суда находятся в частных руках. И теперь судовладельцы, а не государство решают, брать ли врача на борт или нет.
По правилам, на судне с численностью членов экипажа более 25 должен быть хотя бы один фельдшер. Однако эти же правила содержат такой пункт: «При отсутствии на судне медицинского персонала, старший помощник капитана на самоходных судах и шкипер на несамоходных судах обязаны (при наличии соответствующей медицинской подготовки) оказывать первую медицинскую помощь, ведать судовой аптечкой, заботиться о ее своевременном пополнении и учитывать количество случаев оказания медпомощи экипажу». То есть, фактически можно не брать судового врача, а возлагать его обязанности на старшего помощника независимо от размера судна и количества членов экипажа.
Как рассказал Владислав Фисенко, начальник отдела надзора на транспорте, существующие санитарные правила не обязывают нанимать врачей для работы в море, хотя между строк читается, что врач должен быть.
Правила можно толковать двояко, а работу врача на корабле необходимо оплачивать. Поэтому, в основном, судовладельцы склоняются к тому, чтобы не брать врача и экономить деньги. Достаточно того, чтобы старший помощник капитана или шкипер имел необходимые знания для оказания первой медицинской помощи. Наличие у него свидетельства об окончании специальных курсов всегда проверяется. Такое свидетельство дается на 5 лет, а затем необходимо снова проходить медицинскую подготовку.
Мировая практика показывает, что на маленьких судах, особенно транспортных, которые находятся в море недолго и курсируют между портами, находящимися недалеко друг от друга, медицинской помощью занимается капитан или его старший помощник. Более того, считается, что в море выходят здоровые люди все проходят медицинское обследование. Но равняться на Запад могут только суда, которые ходят от порта до порта. Даже если что-то случится, то через короткое время они прибудут в порт. А на флоте рыбного хозяйства рейсы длинные, и любая, даже, казалось бы, незначительная болезнь, если ее не долечить или лечить неправильно (скажем, если это делает старпом, а не врач), может перерасти в хроническое заболевание. А хроническая стадия приводит к более плачевным последствиям. Такой больной уже будет не в состоянии выполнять свои обязанности на судне или будет выполнять их с большим трудом.
Если на судне нет врача, то, после оказания первой медицинской помощи, капитан обязан созвониться с ближайшими судами, где есть врачи, или отвезти больного в ближайший порт. Однако и этим из-за гонки за добычей часто пренебрегают. На СРТМ, например, в прошлом году так и произошло. В один вечер на судно прибыл рефмашинист. На следующий день, даже не успев приступить к работе, он упал, спускаясь по трапу. Получил множественные ушибы головы и тела. Его отнесли в каюту, смазали, как могли, зеленкой. Врача не было, медицинскую помощь оказывал старший помощник. 2 недели больного возили, надеясь, что он выздоровеет сам, пока ему не стало совсем плохо. Только тогда его отвезли в Пусан (Южная Корея) и положили в госпиталь. Лечение пришлось оплачивать судовладельцу, а в Корее оно стоит гораздо дороже, чем в России. Сейчас рыбак уже дома, но состояние очень тяжелое. Если бы ему своевременно была оказана квалифицированная помощь, таких последствий можно было бы избежать.
Крупные компании все же предпочитают приглашать врача. Они могут себе это позволить. А на кораблях, плавающих далеко от России, иметь собственного медицинского работника в итоге гораздо дешевле. В случае травмы или болезни кого-либо из членов экипажа, для оказания помощи придется везти его в ближайший порт, а за границей медобслуживание обойдется в копеечку.
Маленькие компании, которые имеют в своем распоряжении всего 12 судна, стараются экономить и на зарплате врача, и на медицинском оборудовании, и на медикаментах. Но, как говорится, скупой платит дважды, иногда отсутствие врача обходится гораздо дороже, чем его присутствие.
Впрочем, просто наличие врача на судне не означает, что здоровье членов экипажа в безопасности. Важна квалификация медицинского работника. Зачастую берут фельдшеров или людей вообще без сертификатов врача, опять же в целях экономии. Такой медработник может дать какую-то микстуру, перевязку сделать, а что посерьезнее уже знаний не хватает.
В январе 2005 года в еще одной приморской рыболовецкой компании произошел несчастный случай. Старший механик обратился к врачу с жалобами на боль в животе. Врач помощь оказал, механик лег спать. И уже не проснулся. Его обнаружили мертвым. Опять же остановка сердца.
Видимо, боль в сердце отдавала в область желудка, поэтому врач и дал больному соответствующих таблеток «от живота». Все понятно, в таком случае трудно поставить диагноз, тем более в море, где нет всего необходимого оборудования. Но интересно, пытался ли врач вообще определить причину болей?
Бывает, что врач не только не способен помочь человеку, но и вообще относится к нему безразлично. Что делать в таких случаях? Как рассказал Станислав Мышак, если врачу на все наплевать, человек может обратиться к капитану и попросить о помощи его. Если капитан человек понимающий, то, конечно, примет меры, зайдет в ближайший порт, свяжется с другими судами, где есть врач. Но может случиться и так, что капитан равнодушно отнесется к жалобе. Тогда сделать практически ничего невозможно. Только самим с врачом разобраться. Практически нереально стребовать с судовладельца возмещение ущерба за то, что врач на судне неквалифицированный. Впрочем, никто и не пытается. Когда рыбаки несколько месяцев сидят без работы, они, конечно, соглашаются на любые условия. К сожалению, человек в море фактически беспомощен.
В трудовом законодательстве, конечно, все права работника отражены, признается Станислав Николаевич, можете поднять эти документы. Там и про заработок написано, и про медобслуживание, и про то, что вы можете отказаться от работы, если считаете ее опасной. В законе все это есть, но на практике не выполняется. В море хозяин капитан.
Впрочем, есть и такие компании, где медицинское обслуживание, охрана труда, питание, находятся на высоком уровне. Это крупные, солидные компании, которые дорожат своей репутацией. У них заключены договоры на медицинское обслуживание с поликлиниками.
Был молодым, хотелось посмотреть мир и, чего скрывать, заработать. И я пошел на флот, рассказывает Сергей Чуприн, заведующий отделением судового медперсонала в медицинском объединении Государственного учреждения здравоохранения Краевой клинической больнице № 2. После окончания учебы я прошел медицинскую специализацию и пошел работать на флот рыбного хозяйства. Проработал практически на всех типах судов, которые представлены в этом флоте. Это и плавзаводы, и транспортные рефрижераторы, и мелкие добывающие суда типа СРТМов, МРСов». Судовой отдел больницы был создан в 1968 году. Вначале в море направлялись специалисты поликлинического отделения, а затем в отделе появились судовые медицинские работники. В годы становления на судах работало несколько фельдшеров, которые обслуживали десять судов. Постепенно отдел разрастался, появлялись новые специалисты, совершенствовались методы работы, благодаря чему существенно снизилось число обращений за медицинской помощью в иностранные порты, а также число ошибок.
Судовой отдел и сейчас продолжает осуществлять деятельность по медицинскому обслуживанию работников рыбной промышленности края. Это и контроль над работой судовых медицинских работников на берегу и в море, и подготовка лазаретов к выходу в рейс, и обеспечение медицинской и диагностической аппаратурой, а также медикаментами, и подбор, расстановка и обучение кадров. Сергей Павлович, хоть и начальник отдела, периодически тоже выходит в море, для того чтобы знать структуру судовой медицины и не забыть ее. В судовом отделе он работает уже около 25 лет, начинал работать еще тогда, когда этот отдел назывался медико-санитарной частью. Больница медсанчасти рыбаков курировала порядка 400 судов различных компаний, в то время они назывались холдинговыми компаниями Дальморепродукт, Востокрыбхолодфлот и другие. На судах флота работало примерно 500 врачей. В объединении был судовой отдел, который занимался только медико-санитарным обеспечением судов флота рыбного хозяйства.
Вся информация с каждого судна, где есть наши врачи, стекается сюда ко мне в кабинет. На основании этого мы проводим анализ заболеваемости на судах, эпидемиологической обстановки. Это очень удобно, потому что в дальнейшем можно вести диалог с судовладельцем либо об улучшении санитарных условий, либо об улучшении медицинского снабжения, либо мы просто пожимаем друг другу руки и все остаются довольны судовладелец работой нашего врача, а мы обстановкой на судне, рассказал Сергей Павлович. Работа рыбаков предполагает определенный риск для физического и душевного здоровья. Забота о нем это, прежде всего, ответственность самого человека: он сам кузнец своего счастья. Хотя закон и на стороне рыбаков, и различные службы пытаются отстаивать их права (иногда небезуспешно), рыбакам следует самим позаботиться о себе. И если человеку важно его здоровье, то он должен сам интересоваться всем законами, компанией, где собирается работать. Перед тем как идти в море, нужно поговорить с теми, кто уже работал на этом судне, узнать, какое там отношение к людям, какие условия труда, оплата. Нужно все проверять, если дорожишь своей жизнью и здоровьем.
Ольга ДОЛМАТОВА, «Рыбак Приморья»
|