|
«Нельзя рубить с плеча!»
Мысли вслух после пресс-конференции
Первую пресс-конференцию в должности начальника территориального управления «Россельхознадзор» по Камчатской области и Корякскому автономному округу провел 10 июля А.К. Нурутдинов.
Биография Анаса Кашфеевича произвела на камчатских журналистов весьма серьезное впечатление контр-адмирал запаса, представитель военно-морских сил погранвойск, служба на Курилах, в Прибалтике и на Черном море. Предпоследнее место работы заместитель директора Департамента рыболовства (прежний Департамент рыбохозяйственной политики) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Работал как с Владимиром Федоровичем Корельским (нынешний первый вице-губернатор Камчатской области), так и с Анатолием Николаевичем Макоедовым.
Предложение занять новую должность руководителя территориального управления поступило лично от министра сельского хозяйства РФ Алексея Васильевича Гордеева. На вопрос журналистов: «Не является ли это назначение понижением в должности?» Анас Кашфеевич ответил, что для него эти должности равнозначны.
Сроки оформления А.К. Нурутдинова в новой должности просто ошеломляющие по нынешним меркам два дня (4 июля его кандидатура была согласована с полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К.Ш. Исхаковым, а 6 июля издан приказ № 33 министра сельского хозяйства о назначении на должность).
Эта новость была как гром среди ясного неба. Как сказал сам Анас Кашфеевич, приказ министра стал неожиданностью для многих московских чиновников. Что уж говорить тогда о сотрудниках самого управления, многие из которых до сих пор еще в шоке от этого известия.
Ряд экспертов связывает смену руководства в «Россельхознадзоре» Камчатки с именем Камиля Шамильевича Исхакова, который дал весьма негативную оценку выступлению исполняющего обязанности руководителя управления «Россельхознадзор» по Камчатской области и Корякскому автономному округу Игорю Вадимовичу Чернышенко на встрече с камчатскими рыбаками. Но при внимательном знакомстве с текстом этого выступления думается, что полномочный представитель Президента вряд ли придал бы столь принципиальное значение этому весьма эмоциональному и не во всем логичному для государственного служащего выступлению. Тем более, что и продолжалось оно не более трех минут. Судите сами.
***
Чернышенко И.В.: Добрый день, товарищи! Я не буду тут называть цифры, что мы там вскрыли не вскрыли. Анализ нашей работы за восемь месяцев существования «Россельхознадзора» показывает одно по прибрежному рыболовству, в частности, в Петропавловск-Командорской подзоне перелавливаются квоты, минимум, в три раза. Все об этом прекрасно знают. Наука из года в год дает одно и то же сокращение ОДУ (объемов допустимых уловов. Авт.), сокращение ОДУ, сокращение ОДУ
Мы все прекрасно знаем
Исхаков К.Ш.: Об этом рыбаки уже говорили. Не повторяйтесь.
Чернышенко И.В.: Здесь вопрос в чем,
чтобы наука давала реальные цифры
Исхаков К.Ш.: Об этом уже говорили. Не повторяйтесь. Дальше.
Чернышенко И.В.: Что касается лосося, лососевой путины. Каждый год одна и та же ситуация. Все зависит от Москвы. Сколько наука прогнозов ни давала по подходу лососей, на моей памяти ни один прогноз не сбылся. То есть ситуация какая? Есть у нас проблемы в заполнении нерестилищ для воспроизводства. За этим мы надзираем, контролируем этот процесс. Есть специальные проходные дни лососей и тому подобное. Зачем вообще нужны квоты по лососю? Наука утверждает в Москве 120 тысяч тонн. Начали ловить лосося пошло больше. Нужно делать дополнение. Вице-губернатор едет в Москву. Две-три недели и все: лосось кончился. Я считаю, что проблема лосося должна решаться в регионе. Здесь у нас есть все федеральные структуры, которые этим занимаются, есть наука. Этот вопрос нужно поднимать.
Исхаков К.Ш.: Логично.
Чернышенко И.В.: Ну, и по надзору. Тут из зала была реплика в отношении мотоботов. Скажите, пожалуйста, какой у вас лимит был в прошлом году? Сколько тонн у вас был лимит в прошлом году?
Из зала: Тридцать тонн, включая семь тонн бычка.
Чернышенко И.В.: Отлично. Сколько тонн
без протокола
(В зале смех.)
Сколько тонн (без протокола!) поймали? Все мы знаем, кто сколько поймал, а потом мы начинаем
А там дальше у вас на берегу ГМИ (морская инспекция береговой охраны ФПС. Авт.), «Россельхознадзор»
И все я говорю к тому, что будут нормальные реальные лимиты, по которым люди могут работать в море, и не будет никаких вопросов, ни крыш
ничего не будет
Исхаков К.Ш: А «Россельхознадзор» будет
(В зале смех.)
Вы надзорный орган, а вы как бы на публику выступаете
Чернышенко И.В.: Да я не на публику выступаю, просто наш надзорный орган... Если мы на сегодняшний день будем соблюдать все буквы закона, то рыбной промышленности не будет здесь. Не будет ее здесь!
Исхаков И.В.: Вот вы ко мне подо-шли и говорите, что вас не назначают долго и просите о назначении. А сейчас, что вы заявили?
Чернышенко И.В.: Я говорю о проблемах, которые на сегодняшний день существуют. Я говорю правду. Мы все поставлены, рыбаки поставлены, с одной стороны, мы с другой. Мы от них требуем выполнения законодательства, а рыбаки ищут другие лазейки, в газетах вот пишут статьи. Решение вопроса должно быть в одном
Исхаков К.Ш.: Поскольку за мной согласование вопроса о вашей кандидатуре, я тоже буду говорить правду, потом я еще разберусь с этим вопросом, но то, что вы сейчас наговорили, ни в какие ворота не лезет по этой должности. Должность есть должность
(Смех в зале.)
***
Очевидно, что делать на основе этого выступления вывод о профнепригодности исполняющего обязанности начальника территориального управления службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, наверное, нельзя. В средствах массовой информации упоминались события, связанные с уголовным делом, возбужденным против бывшего мэра Петропавловска Ю. И. Голенищева и бывшего тестя Игоря Вадимовича, а также о причастности к этим событиям Чернышенко. Но последний проходил по этому делу как свидетель, и против него самого никаких уголовных дел не возбуждалось. Слухи слухами, а, как известно, не пойман не вор, только решение суда может признать человека виновным. То есть и эта версия вряд ли имеет право на дальнейшее развитие.
Есть мнение, что смена руководства связана с многочисленными фактами различных нарушений и даже преступлений, совершенных сотрудниками камчатско-корякского территориального управления, это и взятки, и подделка документов, в том числе и дипломов об образовании, и даже публичные драки, о чем много писали камчатские журналисты, то есть эта смена, вероятно, связана с вопросами кадровой политики. А.К. Нурутдинов не скрывал, что этот вопрос является достаточно серьезным, но он готов дать журналистам какой-либо определенный ответ только после проведения анализа работы управления за прошедший год. И подчеркнул, что с журналистами он работает уже много лет, всегда открыт для прессы (сообщил номер своего мобильного телефона) и имеет достаточно серьезный опыт общения особенно после Прибалтики, где он служил в самое горячее для российских пограничников время в восьмидесятых годах. Поэтому он гарантирует, что пресса получит объективный анализ ситуации внутри управления, но для этого нужно время.
Интересовало журналистов и взаимодействие нового руководителя управления с руководителями регионов, тем более что в последнее время вице-губернатор КАО М.И. Куманцов сделал несколько публичных заявлений по поводу стиля работы территориального управления в Корякском автономном округе на встрече с министром сельского хозяйства РФ А.В. Гордеевым во Владивостоке и на Дальневосточном научно-промысловом Совете в Москве. Как сообщил А.К. Нурутдинов, он уже встречался с губернатором Камчатской области М.Б. Машковцевым и планирует в ближайшее время вылететь в Корякию (на момент публикации этого обзора А.К. Нурутдинов уже был в КАО). Опыт работы по взаимодействию (а в Департаменте он курировал именно эти вопросы) позволяет ему надеяться на то, что работа в этом направлении, если есть какие-то проблемы, тоже будет достаточно быстро налажена. То же касается и силового блока работы с ФСБ, ФПС, МВД и другими правоохранительными и природоохранными структурами.
Последний из заданных журналистами вопросов касался непосредственных событий на Камчатке протеста жителей поселка Октябрьский по поводу запрета сетного лицензионного лова. К слову добавим, что сетной лицензионный лов был введен Камчатрыбводом еще в 80-е годы как одно из средств борьбы с массовым браконьерством. Дело в том, что, во-первых, не все виды лососей ловятся на блесну. И, во-вторых, введение сетного лицензионного лова позволяло значительной части населения полуострова на законных основаниях заготовить необходимое количество рыбы для личного потребления (нужно вспомнить при этом, что значительная часть коренного населения Камчатки камчадалы в те годы еще не были признаны официально как представители коренных малочисленных народностей Севера). То есть введение сетного лицензионного лова во всех отношениях стало благом для жителей Камчатки, в том числе и поселка Октябрьский. Но, благодаря «усилиям» лицензионной службы Севвострыбвода, это благо было превращено во зло в крупный бизнес, использование квот любительского рыболовства для обогащения небольшой группы чиновников Севвострыбвода и их «сотоварищей» по бизнесу, что не могло не вызвать нареканий со стороны рыбопромышленников и муниципальной власти. В 2006 году, например, в Усть-Камчатске рыбаки района потребовали запретить сетной лицензионный лов, так как он стал фактически промышленным промыслом по объему выделяемых для этих целей квот и количеству фирм и фирмочек, развивающихся за счет «лицензионки». Вместо того, чтобы устранить причину искажений и извращений в организации сетного лицензионного любительского промысла, устранили сам сетной лицензионный лов, благодаря которому могли запасти рыбу на зиму сотни камчатских семей. Анас Кашфеевич очень осторожно отвечал на этот вопрос нельзя рубить с плеча, так как этот вопрос задевает интересы очень многих сторон, нужно тщательно разобраться, чем он и начал заниматься.
Какова наша собственная версия смены руководства в территориальном управлении «Россельхознадзор»? Рыба квинтэссенция жизни Камчатского края. Как показали события последних лет, передел в рыбной отрасли Камчатки достиг своего апогея и перестал быть внутренней региональной проблемой ко многим событиям прямо или косвенно причастна Москва, о чем говорится открыто в материалах той же Счетной Палаты РФ, которая дважды в последние годы проверяла правильность распределения водных биологических ресурсов на Камчатке и дважды делала категоричные выводы о незаконности осуществленного распределения, которое, на наш взгляд, усугубляется еще и проблемами коррупции в рыбной отрасли полуострова, в том числе и в рыбоохранных структурах (вспомним дело на миллион долларов по лицензионному рыболовству, возбужденному против Севвострыбвода, которое еще недавно бурно обсуждалось в камчатских СМИ), а также проблемами правового обеспечения работы рыбопромышленного комплекса на Камчатке со стороны правоохранительных структур, которые давали самые противоречивые оценки происходящим на полуострове процессам передела ресурсов как главной составляющей основы жизнедеятельности рыбопромышленного комплекса полуострова. Поэтому назначение именно А.К. Нурутдинова на должность руководителя территориального управления «Россельхознадзор» по Камчатской области и Корякскому автономному округу мы рассматриваем как возможность для центральных органов управления рыбопромышленным комплексом страны реально (на региональном уровне) разобраться в существующих проблемах Камчатки и навести порядок в важнейшем рыбопромышленном регионе, который еще не так давно называли в печати «рыбным цехом» страны. И «Россельхознадзор», как орган надзора за исполнением законодательства в области рыболовства, как нельзя лучше соответствует возможности реализации данной цели наведения должного порядка.
Сергей ВАХРИН
|