|
КРИЗИС «ДАЛЬМОРЕПРОДУКТА»
ОАО ХК «Дальморепродукт» (ДМП) распродало и сдало в аренду с правом выкупа почти весь свой флот, а 21 мая часть имущества арестована судебным приставом.
Шестой год «Дальморепродукт» работает с убытками. Их сумма только за 1 квартал 2002 года превысила 91,8 млн рублей. Одна из причин кризиса «высокий уровень затрат на один рубль выпускаемой продукции, который составил 2,07», сообщает ИТАР-ТАСС.
Проверка Счетной палаты выявила в 1999-м году, что «сложившееся финансово-экономическое положение ДМП требует осуществления экстренных мер по выводу его из кризиса». Общая кредиторская задолженность достигла сегодня 3 млрд 649 млн рублей.
По информации морской администрации Владивостока, 12 судов, в том числе 5 плавбаз ДМП, находятся в залоге, а еще 13 крупнейших судов в бербоут-чартерном реестре, то есть в аренде с правом выкупа. Главный судебный пристав Приморского края Николай Палуха утверждает, что «арестовано в основном непроизводственное имущество, а из судов арест наложен на 6 судов и одну плавбазу «Содружество».
По факту невыплаты заработной платы работникам ДМП прокурором Фрунзенского района Владивостока возбуждено уголовное дело. За 4 месяца этого года прокуратурой предъявлено 125 исков в интересах работников компании (в прошлом году таких исков было 48) о взыскании заработной платы. 5 заявлений, на основании которых возбуждается иск, поступило на прошлой неделе. На 1 апреля 2002 года задолженность по заработной плате в коллективе ДМП составила более 148 млн рублей.
Как признали в прокуратуре, катализатором для возбуждения уголовного дела послужили недавние события (пикетирование офиса компании и перекрытие автомобильного движения) во Владивостоке. Дело ведут следователи прокуратуры Фрунзенского района.
В ноябре 2001 года налоговая полиция возбудила уголовное дело по факту уклонения ОАО ХК «Дальморепродукт» от налогов, однако в связи с деятельным раскаянием оно было прекращено. Сегодня долги компании составляют более 3 млрд рублей. В 2000 году убытки «Дальморепродукта» составили 19,2 млн рублей, в 2001 163 млн, за первый квартал 2002 года 92 млн рублей.
Суда ДМП выйдут в море в ближайшее время. Об этом сообщил на встрече с рыбаками компании губернатор Приморского края Сергей Дарькин. По словам губернатора, несмотря на то что компания числится среди неблагополучных, в следующем году ДМП будет выделено на 20% больше квот на вылов морских биоресурсов, чем в этом году.
ИА «Восток-Медиа»
РУКОВОДСТВО ДМП ПОТЕРЯЛО КОНТРОЛЬ НАД СИТУАЦИЕЙ
Открытое письмо губернатора Приморского края С. М. Дарькина к акционерам и работникам «Дальморепродукта»
C 1996 года ДМП находится в тяжелейшем финансово-экономическом положении. С предприятия выводятся активы как через продажу имущества собственно руководством предприятия, так и по решению судебных органов. Часть судов передана в настоящее время во вновь организуемые совместные предприятия. Часть судов находится в аренде с правом выкупа, часть в залоге. Менеджеры компании не желают признавать себя банкротами по закону, хотя сами видят, что «Дальморепродукт» уже неплатежеспособен. Накапливалась многомесячная задолженность по заработной плате. Несколько дней назад отчаявшиеся работники решились на крайнюю меру пикеты и перекрытие дороги. Очевидно, что руководители предприятия полностью утратили контроль над ситуацией и в ближайшее время ДМП ждет банкротство по суду.
Как губернатор края и в недалеком прошлом руководитель рыбодобывающего предприятия, я не могу спокойно наблюдать за развалом одной из крупнейших компаний отрасли. «Дальморепродукт» не является государственным предприятием, и я не могу по закону вмешиваться в его управление. Но в ДМП работают больше шести с половиной тысяч человек, и производственный конфликт в нем вызывает и социальные последствия, на что я, как губернатор, не могу не обращать внимания. Я дважды обращался к руководителю ФСФО России с просьбой разобраться в той ситуации, которая сложилась в ОАО ХК «Дальморепродукт», однако поддержки не получил. Сейчас мне пришлось самому в экстренном порядке урегулировать вопрос по заработной плате работникам ДМП, встречаться с ними, созывать совещание с федеральными органами, с банком, с судебными приставами и с прокурором.
Деньги на выплату зарплаты мы нашли, но ситуацию в принципе это не изменит над ДМП по-прежнему висит угроза неминуемого и скорого банкротства. Только решительные действия акционеров и руководства компании могут остановить процесс распада одного из крупнейших предприятий Владивостока.
Я обращаюсь к вам, уважаемые акционеры «Дальморепродукта»: вы сами в первую очередь должны быть заинтересованы в том, чтобы эта компания развивалась и приносила прибыль. Я обращаюсь к трудовому коллективу и генеральному директору Ю. Г. Диденко: от вашей работы зависит судьба «Дальморепродукта». В успешной деятельности ДМП заинтересован и я, как губернатор края: работающее предприятие это деньги в наш бюджет. Давайте вместе приложим все усилия для того, чтобы сохранить это предприятие. Со своей стороны я готов оказать любую помощь и поддержку, что я уже доказал, решив вопрос по зарплате. Это только первый шаг. Сегодня я обратился в Арбитражный суд Приморского края с просьбой приостановить или прекратить дело о банкротстве «Дальморепродукта». Получив отсрочку, руководство предприятия просто обязано использовать этот, возможно последний, шанс и вывести предприятие из кризиса. Я надеюсь на это как рыбак, и я требую этого как губернатор.
Ходатайство
Арбитражным судом Приморского края принято заявление частного предпринимателя Канцер В. Ю. о признании несостоятельным (банкротом) ОАО ХК «Дальморепродукт» и рассматривается вопрос о введении процедуры наблюдения.
Обращаем внимание суда, что ОАО ХК «Дальморепродукт» является крупнейшим рыбодобывающим предприятием в России, включено в реестр предприятий, имеющих социальную и (или) экономическую значимость для Приморского края по состоянию на 2002 г. за № 149, на данном предприятии работает более 6,5 тысяч человек.
Работники ОАО ХК «Дальморепродукт» на встрече с губернатором края выразили свою озабоченность судьбой компании и просили сделать все возможное для ее сохранения.
На основании изложенного, а также с учетом мнения работников ОАО ХК «Дальморепродукт» прошу отложить рассмотрение вопроса о введении процедуры наблюдения в ОАО ХК «Дальморепродукт» с тем, чтобы акционеры компании и ее трудовой коллектив предприняли кардинальные меры для вывода предприятия из кризиса.
«Владивосток»
ЕВГЕНИЙ НАЗДРАТЕНКО:
«ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ С «ДАЛЬМОРЕПРОДУКТОМ», ЭТО СУМАСШЕСТВИЕ
»
ИНТЕРВЬЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА ПРИМОРСКОМУ РАДИО. ЭФИР ОТ 16 МАЯ 2002 Г.
Евгений Иванович, у нас в Приморье прошла информация, что на будущей неделе в Москве будет назначено заседание арбитражного суда по поводу банкротства самого крупного нашего приморского рыболовецкого предприятия «Дальморепродукт». Вполне возможно, что процедура банкротства будет запущена в действие. Какое у Вас, как у руководителя рыбной отрасли страны, отношение к этому вопросу?
Во-первых, тучи сгущаются над этим предприятием постоянно и давно. Это предприятие, коллектив его, руководители работают в течение года в таких условиях, будто они в оккупации находятся. Конечно, против них можно использовать любой повод: где-то невыданная зарплата, какие-то невыплаченные обязательные платежи! Но это можно ко всем предприятиям страны применить.
Вспомним еще одно предприятие «Дальзавод». Он ремонтировал корабли Военно-морского флота, и банкротом надо было объявлять страну. А крайними сделали тех, кто без зарплаты работал. Это цинизм чистейшей воды. Примерно то же применяется при работе с «Дальморепродуктом». То ему не выплачивает за поставку федеральный бюджет, то федеральный Госрезерв. То есть круговая порука неплатежей. Какая злая воля, какое безумие творится, чтобы обанкротить этот коллектив! Сколько сил прилагается, сколько людей трудится, чтобы разрушить этот коллектив! Мы такое уже проходили. Вспомним шахты Партизанска, шахты Артема, шахты Тавричанки. Как убеждали людей? Получите зарплату за полгода, только своими руками ликвидируйте, взорвите, засыпьте стволы шахт. А что потом, через полгода? Ну получили зарплату, дальше что? Где перспектива жизни тем, кто работал? Где перспектива жизни молодым людям, тем, кто должен прийти на смену ветеранам? Где перспектива жизни города? Точно такое же творится и в рыбной отрасли.
Сейчас, кстати, генпрокурор Устинов выдвинул идею, чтобы генпрокуратура взяла под контроль банкротство в стране. Не справилась с этим арбитражная система страны, не справился главный арбитражный руководитель господин Яковлев. Банкротство стало наживой, самоцелью для многих грязных людишек. Сколько обанкрочено предприятий! Сколько на них появилось нуворишей! Не тех рыбаков, моряков, специалистов, кто работал, создавал эти предприятия, а так сбоку пришедших. Вот что происходит в данный момент с «Дальморепродуктом». Это просто сумасшествие. Кто этим занимается, хоть бы Бога побоялись.
Люди, очнитесь, что вы делаете? Ведь создать предприятие страшно тяжело! Предприятие, управленческое звено, систему отдыха, баз, холодильников, железной дороги. Пути, порты, причалы. Создать весь конвейер работы в море: транспорта, танкера, плавбазы, сейнера... Это же огромный труд! И теперь с таким остервенением разрушать, банкротить, ломать. Что за нация, что требует постоянного государственного контроля? И зря говорил г-н Гайдар, что государству нужно уйти из области экономики и оставить ее на произвол судьбы. Что, якобы, будет работать какая-то формула саморегулирования. Что вы! Государство позорно бежало из экономики! А оно должно там быть, оно должно стоять против таких вещей, как банкротство. Ведь «Дальморепродукту» надо было отдать те 24 000 тонн, что пытались дать тому чистенькому предприятию «Востоктралфлот», вновь созданному. Личному предприятию. А отдали бы «Дальморепродукту» коллектив прекрасно освоил бы квоты, не было бы долгов ни по зарплате, ни иных.
Да, конечно, сейчас можно использовать раздражение коллектива задержкой зарплаты и все остальное. Но тут хоть есть надежда, что когда-то люди эту зарплату получат, что образумятся в стране и прекратят эти разорительные аукционы и будут получать квоты коллективы. Коллектив сможет работать. Вот на что, по крайней мере, надежда. А если разбомбить предприятие, если распродать его за бесценок сейчас, если расшвырять его сейчас... Кому это в радость? Радость только нескольким лицам... Вампиры, пляшущие на пепелище.
Евгений Иванович, какие конкретные меры Госкомрыболовство планирует принять, чтобы защитить «Дальморепродукт»?
Наша позиция известна. Дело в том, что мы федеральный орган власти, а здесь акционеры. Акционеры по закону сами вправе решать судьбу своего предприятия. Но с помощью таких органов, как арбитражный суд, как комитет по банкротству. А там такие люди занимались этими вопросами, что заранее было известно, какое будет решение. Как мешали коллективу работать! Я, когда был недавно в Приморском крае, встречался с руководством «Дальморепродукта». Я такие ужасные вещи выслушал! Как их вызывали в администрацию и заставляли банкротиться якобы это счастье принесет нескольким людям. А как 23000 акционеров? Они же потеряют свои акции и все. У людей по-следняя надежда, что они могут какие-то акции иметь, что-то детям оставить. Просто цинизм высшей степени. А то, что не будет коллектива, предприятия, будет горе одно во всем обвинят президента.
Я обращаюсь к главному федеральному инспектору г-ну Шерстюку. Г-н Шерстюк, посмотрите, что происходит! Разве не Ваша задача, как федерального инспектора, уберечь предприятие, сохранить его для страны, для экономики государства? Сохранить его для Приморского края. Сколько людей окажется на улице, сколько отчаяния будет? Надо и другое понимать: когда мы банкротим такого рода предприятия, мы оставляем без перспективы училища, колледжи, институты, академии. Каких специалистов выпускать, куда, на какие суда? Их и так все меньше и меньше становится. Если есть сбой, так помогать государство должно, а не банкротить.
Правильно сказал генеральный прокурор Устинов, что это инструмент разорения страны, инструмент обогащения. И не справился с этим арбитражный суд. Они просто разорили страну. А наш приморский арбитражный суд вообще печальная история. Говорят, сейчас новый председатель арбитражного суда пришел здравый человек. Но боюсь, что просто физически не успеет помешать всем этим процедурам и изменить ситуацию в суде.
Для меня это большая тревога. Если банкротят «Дальморепродукт», то перераспределение биоресурсов опять произойдет в пользу какого-нибудь другого края. Мы уничтожаем свои коллективы. А на Камчатке приращивают коллектив, на Сахалине приращивают, в Магадане. Хабаровск, который никогда не был рыбным, вон сколько кораблей подтягивает. Ведь туда же отойдет доля биоресурсов Приморского края. Кто б раньше мог о таком подумать? А что будут жители Приморья делать? Ездить наниматься в те края, области на работу? Неужели так сложно просчитать, предусмотреть? Я говорю об этом с таким волнением, потому что для меня это личная боль. Несчастные те люди, которые будут руководить краем спустя какое-то время. Что им достанется? Какая-то разоренная пустыня. И руководству края здесь надо было не настаивать на банкротстве, а, наоборот, защищать каждое предприятие, сохранять каждый трудовой коллектив.
Мы говорим о подъеме экономики России. Как же мы догоним какую-нибудь другую страну, если мы проводим аукционы и на них запускаем иностранцев? Они черпают наше море, только здесь Госкомрыболовство ни при чем. Тут другое ведомство правит. Если мы банкротим свои предприятия, то какую страну мы хотим догнать? У меня все.
«Ежедневные новости»
|