|
ВОПРОС О «ЛИНИИ ШЕВАРДНАДЗЕ» ТРЕБУЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
23 мая председатель Государственного комитета РФ по рыболовству Евгений Наздратенко обратился к депутатам законодательных собраний Дальневосточных регионов с просьбой проявить инициативу и предпринять все возможные усилия по решению вопроса о российско-американской границе в Беринговом море. Председатель Государственного комитета по рыболовству считает, что необходимо в самое ближайшее время на федеральном уровне решить этот вопрос, однако для вынесения его на рассмотрение Федеральным Собранием Российской Федерации необходима инициатива региональных законодательных собраний.
В телеграмме, направленной руководителям законодательных собраний регионов Дальнего Востока, в частности, говорится: «Выражаю крайнюю озабоченность продолжающимся резким сокращением запасов минтая в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Напоминаю, с 2002 года введено ограничение промысла минтая в Охотском море, что влечет за собой необходимость поэтапного вывода флота из этой акватории. Согласно Постановлению Правительства РФ № 132 от 17.02.2000 г., с 01.01.2002 г. запрещен лов минтая иностранными судами. Уже сегодня эта ситуация стала предметом споров на переговорах с международными партнерами, однако основная тяжесть последствий закрытия Охотского моря ложится на плечи российских рыбаков.
Одним из путей решения этой проблемы представляется возвращение России акватории, ограниченной подписанным, но не ратифицированным российской стороной соглашением между США и Россией 1990 года (известной как «треугольник Бейкера-Шеварднадзе»). Продуктивность этой подзоны оценивается специалистами Государственного комитета РФ по рыболовству в 200 тыс. тонн минтая ежегодно. Между тем, спорность данного соглашения с точки зрения международной правовой практики не позволяет российским рыбакам использовать ресурсы данной акватории и ущемляет интересы России. Именно ущемление российских национальных интересов стало причиной отказа Верховного Совета СССР ратифицировать этот международный акт.
Учитывая возможные социально-экономические последствия сокращения биоресурсной базы дальневосточных морей, предлагаю законодательным собраниям субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона обратиться к обеим палатам Федерального Собрания с предложением объединить усилия для разрешения проблемы «треугольника Бейкера-Шеварднадзе» с учетом интересов России».
В июне 1990 года министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе и государственный секретарь США Дж. Бейкер подписали соглашение о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Линия границы получила название «линия Шеварднадзе». Согласно документу, граница прошла не на одинаковом расстоянии от берегов СССР и США, из-за чего 50 тысяч квадратных километров российских вод оказались под юрисдикцией США.
Этот передел был узаконен лишь конгрессом США. Верховный Совет СССР, а затем и Государственная Дума РФ, Совет Федерации РФ не ратифицировали этот документ, отклонив его как ущемляющий национальные интересы России.
Госкомрыболовство РФ
ДАННЫЕ О РОССИЙСКОЙ КОРРУПЦИИ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ СЕНСАЦИЯ
Некоторый резонанс в печатных СМИ получила пресс-конференция главы фонда «Индем» Георгия Сатарова, посвященная итогам социологического анализа «Диагностика российской коррупции».
Более всего СМИ, конечно, поразили приведенные цифры, ибо в цифрах содержится большая сила, особенно в тех, которые касаются коррупции.
«Россияне ежегодно тратят на взятки не меньше 37 миллиардов долларов!» кричит «Московский комсомолец». «55 миллионов россиян дают взятки», цитирует Сатарова «Российская газета».
Далее цитата по «Известиям», подошедшим к систематизации представленного материала наиболее системно: «Сколько дают и берут. Главное поле для взяток это российский бизнес. Годовой объем этого рынка $33,8 миллиарда. На «бытовую коррупцию» приходится $2,8 миллиарда, зато она многослойна и задевает самые насущные стороны жизни. На поступление в вузы люди тратят $449 миллионов. Бесплатное медицинское обслуживание обходится россиянам почти в $600 миллионов. Далее в рейтинге бытовой взяткоемкости следуют автоинспекция ($368 миллионов) и суды ($274 миллиона). Кто дает и кто берет. По данным исследования, ровно половине опрошенных рядовых граждан приходилось решать гамлетовский вопрос «давать или не давать взятку?». При этом 38% ее в конце концов давали. С «нерядовыми» гражданами бизнесменами это случается куда чаще: здесь доля взяткодателей достигает 82%. В «деловой коррупции» важны не только суммы, но и государственный уровень взяткоемкости. По данным фонда Сатарова, 75% от суммы деловых взяток отдается в муниципалитетах, 20% достается региональным властям и всего 5% доходит до федерального уровня. Правда, исследователи сделали честную оговорку: «Использованный метод исследований не охватывает самый верхний уровень коррупции, когда взятки берут довольно редко, но помногу». По словам Георгия Сатарова, чаще всего инициаторами коррупционных сделок выступают вовсе не чиновники. Главный отечественный взяткодатель это не очень образованный и не очень богатый человек, весьма доверяющий власти и даже убежденный в том, что коррупции у нас практически нет.
Эффективность взяток. Лишь 5% опрошенных отметили, что отношение чиновника к взяткодателю после получения мзды не улучшилось. Только 2,2% участникам опроса взятка не помогла разрешить их проблемы. Таким образом, на уровне бытовой коррупции взятка почти стопроцентная гарантия успеха.
Динамика коррупции. Вопреки распространенному в обществе убеждению, что с приходом к власти нового президента уровень продажности чиновников от страха перед полковником КГБ снизился (попадались исследования, утверждавшие, что масштаб взяткодательства уменьшился по сравнению с ельцинскими временами аж в 8 раз), исследования «Индема» показывают: «Все осталось по-прежнему». По утверждению Сатарова, за последние годы уровень коррупции даже несколько возрос.
Почему дают и берут. Главный вывод доклада «Диагностика российской коррупции» прост: Россия капитулировала перед коррупцией. Это явление представляет собой «органичную, естественную часть нашей социальной жизни». При этом общество «фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять».
В массовом, да и элитарном сознании сегодня кажется вполне оправданной готовность давать взятки: бизнесмену хочется сделать дело, отцу дать образование сыну, пенсионерке чтобы кран не тек, дочери чтобы мать выздоровела. Только когда бизнесмен покупает у государства не право вести дело (у пожарника, СЭС и т.п.), а какую-то привилегию и ограничение конкуренции для других, это вызывает массовый моральный гнев. Во всех остальных случаях взятка вполне естественное и одобряемое обывателями решение житейских проблем».
Кстати, «Известия» единственные, кто написал о том, как бороться с коррупцией. Пусть и демагогично, но хоть что-то: «Легкого, быстрого и однозначного способа победить эту заразу нет. Да, нужно неизмеримо больше платить государственным чиновникам, контролируя все их действия. Да, нужно упрощать законы и не превращать их в дубину для выяснения отношений власти с бизнесом и бизнеса с бизнесом. Да, нужно подгонять все нормы бытового устройства нашей жизни от строительства и покупки жилья до получения водительских прав под интересы человека, а не государства. И только тогда, когда все это будет сделано но никак не раньше, давать взятку в России станет не просто стыдно, а постыдно, невозможно, немыслимо».
СМИ.ru
СЕРЫЕ КИТЫ: УГРОЗА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОЙ
16 мая 2002 г. в Пресненском суде г. Москвы состоялось заключительное заседание суда первой инстанции по делу «Граждане в защиту серых китов».
Российская природоохранная общественность в ноябре 2001 г. обратилась в Пресненский межмуниципальный суд ЦАО г. Москвы с иском к Правительству России и Министерству природных ресурсов РФ о прекращении конкретных видов экологически опасной деятельности в районе обитания уникальной охотско-корейской популяции серых китов. Иностранные компании «Sakhalin Energy Investment Company, Ltd» (зарегистрирована на Бермудских островах, основным акционером является корпорация Шелл) и «Exxon Neftegaz Limited» (зарегистрирована на Багамских островах) операторы проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-1» привлечены к делу в качестве третьих лиц.
В своих исковых требованиях российская общественность настаивает не на запрещении нефтяных проектов, а лишь на некоторой их корректировке, чтобы у китов появился шанс выжить. Инициаторами этого судебного дела являются общественные организации «Экологическая вахта Сахалина» (г.Южно-Сахалинск) и «Правовой центр «Родник» (г. Москва). В общей сложности истцами являются 72 человека и 14 общественных организаций из разных городов страны. Их интересы представляют в суде профессиональные юристы из «Правового центра «Родник». Кроме того, более 1000 граждан России от Москвы до Магадана высказались в поддержку данного иска. Листы с подписями людей, одобривших действия общественности, суд приобщил к делу.
Требования по иску предусматривают запрещение сейсморазведки с мая по октябрь в местах нагула китов и строительства пирса, изменение некоторых маршрутов нефтепроводов и перенос точки постановки новой нефтяной платформы дальше в море от китового пастбища.
Судья Ирина Куприянова на протяжении полугода не приступала к рассмотрению дела по существу. Наиболее вероятная причина этого стала очевидна 16 мая, когда заседание наконец состоялось за день до этого Минприроды РФ (один из ответчиков по делу) начал государственную экологическую экспертизу по проекту «Сахалин-1», который реализует компания «Exxon Neftegaz Limited», привлеченная в качестве третьего лица по делу. Именно экспертиза стала одним из важнейших аргументов ответчиков за то, чтобы прекратить дело без его рассмотрения по существу с этим требованием представители Правительства, МПР и нефтяных компаний выступили единым фронтом. При этом ни суд, ни ответчиков не смутило то обстоятельство, что работы по текущим нефтяным проектам уже оказали существенное воздействие на серых китов, при этом положительные заключения аналогичных экспертиз, проведенных ранее, не смогли защитить исчезающих животных. В поведении суда явно просматривалось намерение поддержать ответчиков и третьих лиц и прекратить дело. Так, судом были отклонены все ходатайства граждан об истребовании доказательств для выяснения юридически значимых обстоятельств по делу, без которых просто невозможно его объективное рассмотрение. Суд отказал истцам и в вызове и допросе специалистов, ведущих многолетние наблюдения за серыми китами и отмечающих ухудшение состояния этой популяции. Было отказано также в назначении судебной экологической экспертизы, необходимой для установления степени угрозы для китов планируемой нефтяными компаниями деятельности. Интересно, что в подтверждение своих слов об отсутствии проблем для популяции ответчики смогли предъявить лишь одну газетную публикацию.
Понимая очевидность предвзятого отношения суда, отсутствие беспристрастности и объективности, истцы дважды заявляли отводы судье, которые, естественно, были отклонены. Однако это сыграло свою роль: прекратить дело так просто не удалось, и судья была вынуждена приступить к его рассмотрению по существу. В пожарном порядке (в течение двух часов) суд формально выслушал объяснения сторон по делу и после непродолжительных раздумий вынес решение об отказе в иске.
Как заявила адвокат граждан и общественных организаций Ольга Яковлева: «Мы намерены обжаловать необоснованное решение суда в вышестоящей судебной инстанции и верим в успех. Ведь наш иск в защиту китов это защита всей Живой Природы, частью которой являемся мы все. И даже те, кто пока еще этого не осознает».
ОО «Экологическая вахта Сахалина»,
«Правовой центр «Родник»
КОСАТКАМ УГРОЖАЕТ ОТЛОВ
Малоизученная популяция китов-косаток, живущая в отдаленных водах дальневосточной России, стоит перед угрозой жизни в неволе. Российское Правительство недавно выдало разрешение на отлов около 10 особей косаток в дальневосточных водах для публичного показа в морских парках и аквариумах. Также Россия намерена продавать косаток в Японию, в новый общественный аквариум Порт-Нагоя, который выразил интерес к приобретению косаток, а также в Канаду и США. Принимая во внимание, что каждая особь оценивается приблизительно в $1 млн, это будет весьма прибыльный бизнес.
«Популяция косаток восточных вод России оставалась нетронутой с тех пор, как советские китобои выловили 300 особей несколько десятилетий назад», говорит Ерич Хойт, директор проекта по косаткам Дальнего Востока России (ПКДВ) и старший научный сотрудник Общества по сохранению китов и дельфинов (ОСКД). «Косатки никогда не изучались в этих водах до настоящего времени. Сейчас не самое подходящее время для начала их отлова, разрушения их семейства и социальной структуры».
Начиная с 1999 года ПКДВ совместная долгосрочная российско-японско-британская инициативная группа сотрудничала с пятью российскими биологами по изучению косаток. Одновременно с научным проектом исследовался потенциал региона для морского туризма. Проект финансировался ОСКД, Гуманитарным Обществом Соединенных Штатов (Humane Society), Sacher trusts в Великобритании и Фондом Клюха (Kluh Foundation) в Германии. С помощью использования метода фотоидентификации, который опознает индивидуальных особей косаток по естественным меткам и шрамам на их спинных плавниках, были получены предварительные результаты по численности косаток: насчитывалось, по крайней мере, 135 особей косаток. В ноябре 2001 эти результаты были представлены на происходящей раз в два года встрече Общества Морских Маммологов. Подводные звуковые записи голосов доказывают существование диалектов звуков семейных групп (pod), которые похожи на голоса косаток, изучаемых вокруг острова Ванкувер в Канаде.
Косатка самый большой дельфин, обитающий, главным образом, в холодных водах Мирового океана. Находясь на вершине пищевой цепи экосистемы, косатки являются социальными животными и живут в маленьких, крепко друг с другом связанных семейных группах. В популяции насчитывается около 300 китов. В дикой природе продолжительность жизни самок 50 лет, некоторые живут до 80 лет. Средняя продолжительность жизни самцов на воле 30 лет.
В неволе косатки испытывают физические и психические проблемы. Кроме того, они могут быть опасны и способны причинять смертельные повреждения друг другу и своим тренерам. Они лишены своего семейства, возможности охотиться, их движения ограничены относительно небольшим водоемом, где они выполняют трюки для развлечения публики. В среднем косатки живут в неволе около шести лет.
В России нет опыта содержания косаток в неволе. Наибольшая опасность заключается в том, что отлов косаток в российских водах может стать регулярным.
Письмо, подписанное более чем 25 международными учеными, изучающими косаток, недавно было представлено российским властям с просьбой запретить отлов косаток в российских водах. В письме также высказаны предупреждения относительно возможных последствий от изъятия особей из малоизученной популяции.
Тем временем многие страны во всем мире развивают бизнес по наблюдению китов в дикой природе, фокусируя свое внимание на диких косатках вместо того, чтобы отлавливать их для цирковых представлений в неволе. Косатки стали одним из наиболее популярных китов для наблюдения в живой природе, принося немалые выгоды для образования, науки и местного населения. Только вокруг острова Ванкувер в американских и канадских водах приблизительно 400 000 людей в год наблюдают косаток с лодок или со специально оборудованных береговых парков, что приносит $ 75 млн дохода.
ОСКД, Гуманитарное общество США, Институт Острова Земля, Лаборатория косаток (Orcalab), Вахта Байкала России и Сеть поддержки дельфинов и китов Японии IKAN просят Россию не допустить отлов косаток и поддерживать развитие бизнеса по наблюдению за китами в дикой природе в водах России. ОСКД, которое помогло развитию бизнеса по наблюдению китов в Исландии, на Карибских островах и в других странах, даже предложило послать специальную делегацию в Россию для помощи в развитии морского туризма в России.
Ариадна Рейда
|